Как отрегулировать карбюратор К-131 на автомобилях УАЗ
Механический шаман, готовящий для питания мотора на УАЗ топливно-воздушную смесь в специальных пропорциях, — однокамерный карбюратор К-131, которому остро необходима периодическая регулировка и техобслуживание. А всё потому, что множество компонентов механизма, совершая постоянное движение, нагреваются, изнашиваются, засоряются остатками топлива.
Как это устроено: карбюратор К-131 на УАЗ
Не то чтобы К-131 устанавливался только на автомобили Ульяновского автозавода. Этот узел довольно популярный у отечественного автопрома, его можно найти в старых моделях ГАЗ, «Волга», машинах марки «Соболь». Он пришёл на замену предшественнику — карбюратору К-126.
Однокамерный карбюратор не отличается изяществом конструкции. Это узел, составленный из трёх блоков, скреплённых между собой болтовыми соединениями:
- Средний блок, он же корпус, объединяет 2 камеры: поплавковую и смесительную.
- В нижнем отсеке дислоцируется система дроссельных заслонок.
- Верх карбюратора, он же служит крышкой. Здесь располагается патрубок забора воздушной смеси.
Готовят топливно-воздушную смесь отдельные карбюраторные системы:
- Холостого хода, срабатывающего в режиме максимальной нагрузки узла.
- Полуавтоматическая система холодного запуска, включающая рычаги управления, заслонку, которая управляет подачей воздуха, и пневмокорректор.
- Экономайзер, состоящий из нескольких модулей: блока управления, тумблера, самого экономайзера и электромагнитного клапана.
- Блок управления, который запускается от электрических импульсов, поступающих в эту систему от катушки зажигания.
Безусловно, на момент своего появления узел с автономной системой холостого хода, полуавтоматической системой запуска и прогрева был довольно прогрессивным.
Обслуживание и регулировка карбюратора К-131 на УАЗ
Поскольку системы и компоненты механизма находятся в постоянном движении, износ деталей и появление неисправностей неизбежны. Если на УАЗе увеличился расход топлива, агрегат не запускается или запускается, но двигатель глохнет, пришло время исправить неполадки, отрегулировать и промыть карбюратор.
Собственно, техобслуживание узла заключается в проведении нескольких манипуляций:
- надо проверить надёжность креплений самого агрегата и его составных частей;
- проверить и установить правильный уровень топлива;
- отрегулировать малую частоту вращения коленвала мотора на холостом ходу;
- протестировать корректность работы экономайзера и насоса;
- продуть и промыть механизмы агрегата от остаточных продуктов топлива;
- проверить пропускную способность жиклеров.
Проверка уровня топлива осуществляется следующим образом:
- Авто должно стоять на ровной поверхности, двигатель заглушен.
- Используя ручной привод насоса, подкачайте топливо. Уровень должен быть в пределах меток («а» на картинке), расположенных на стенках поплавковой камеры.
- Регулировка поплавка карбюратора К-131 на УАЗ производится, если уровень топлива отклоняется от заданных пределов. Для этого надо снять крышку поплавка, затем медленно подгибать язычок («3» на картинке) и ограничитель («2» на схеме), которым надо установить иглу клапана («5» на схеме) в диапазон 1,2-1,5 мм.
Тут важное замечание. Регулируя уровень топлива, не жмите пальцами на сам поплавок, воспользуйтесь отвёрткой.
Теперь коротко о том, как отрегулировать частоту вращения коленвала на карбюраторе К-131, установленного на УАЗ:
- С помощью винта регулировки холостого хода устанавливаем частоту вращения коленвала в диапазоне 500-600 об/мин.
- Затем винт «1» (на рис. 2.25) закручиваем до упора. Это обеспечит самую большую частоту вращения коленвала. Используя винт «2» (рис 2.25), отрегулируйте малую частоту вращения в пределах 550-650 об/мин.
- Винтом «3» не забудьте отрегулировать клапан разбалансировки (на рис. 2.26 отмечен цифрой «2»). Этот клапан должен находиться в открытом состоянии, когда дроссельная заслонка закрыта.
Работу ускорительного насоса лучше проверять на специальном стенде. Симптомом его неисправности может служить «провал» педали газа, если на неё резко нажать, и медленное увеличение частоты вращения мотора. Работа жиклёров тоже проверяется на стенде. А вот промыть детали К-131А можно самостоятельно. Для этих целей в качестве промывочной жидкости подойдёт бензол. После промывки запчасти надо продуть сжатым воздухом. Если решили почистить калиброванные отверстия от засоров, не используйте металлическую проволоку. Так можно нарушить выверенные размеры и пропускную способность деталей.
А вы сами проводите техобслуживание карбюратора вашего авто или доверяете эту работу специализированным сервисам?