Какой масляный насос на 402й взять
Привет! Любой м/насос, независимо от производителя, не более чем набор не очень хорошо подогнанных деталей. Сам корпус изнашивается очень мало. Износу подвержены сами шестерни и крышка, канал и седло плунжера редукционного клапана (рк). Максимум, что нужно покупать, новые шестерни (р/комплект в пределах 300р). Далее, подгонка шлифовкой на камне высоты обоих шестерён так, чтобы они были ЗАПОДЛИЦО с кромкой корпуса (иногда приходится и корпус м/насоса сошлифовывать чтобы добиться положения шестерён «заподлицо»). Шлифуется на 2-х — 3х камнях плоская крышка так, чтобы получить чистую поверхность, без следов выработки (шлифовать на камне погружённом в воду). Извлечь плунжер из канала (если не удастся вытащить метчиком М12х1, засверлить корпус напротив отверстия рк сверлом 4мм и, крепким прутком, выбить сам плунжер. В отверстии нарезать резьбу М5 только 1-м метчиком и ввернуть винт-заглушку. Сверлом 13мм, аккуратно прочистить канал плунжера, очень осторожно обработать посадочное место, запираемое плунжером. Плунжер должен двигаться в канале совершенно свободно. Проверить жёсткость пружины плунжера — при сжатии усилием 4,35кг (это примерно вес старого чугунного утюга), высота пружины должна быть 40мм. При установке крышки на корпус с шестернями, шестерни должны проворачиваться с усилием. Из тетрадного листа вырезать новую прокладку и обжать крышку болтами (усилие не более 2кгс). Валик должен вращаться свободно, допускается «чирканье» шестерён. Под шплинт пружины рк подложить ещё одну шайбу. После выполнения указанных работ, при вращении пальцами вала м/насоса (вращать против часовой стрелки) в бензине получается такое давление, что из-под пальца, закрывающего вых/отверстие бьёт ощутимая струя. Нормальное давление гарантировано на весь срок службы дв-ля. Удачи.
Конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402
Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка).
Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.
На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.
Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.
На приемной части патрубка завальцована сетка.
Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя.
Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.
Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость.
При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса.
На торец плунжера 1 (рис. 2.) действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, перемещается.
При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская лишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс).
В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис. 3.) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен.
Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала.
Ведомая шестерня 8 — стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе.
Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания.
Втулка на валике закреплена штифтом 3.
С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода.
Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока.
Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика.
В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине.
Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Ремонт и замена масляного насоса ЗМЗ-402
Маслонасос снимаем, если давление масла не соответствует норме и при капитальном ремонте двигателя.
Чтобы снять маслонасос, нужно снять поддон картера, как описано в статье – Последовательность разборки двигателя ЗМЗ-402.
Головкой на 13 отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос
Если сняли маслонасос из-за дефекта – (давление масла не соответствует норме), то сразу надо обратить внимание на сетку заборника маслонасоса.
Бывает что сетка маслоприемника очень сильно забита и поэтому мало давление масла.
Промывать маслонасос можно в сборе окунуть в емкость с бензином, и вращая ведущую шестерню, промываем насос.
Разборка масляного насоса
Ключом на 12 отворачиваем четыре винта крепления маслоприемника
Снимаем маслоприемник масляного насоса.
Вынимаем ведущую шестерню
Вынимаем ведомую шестерню
Расшплинтовываем крепление редукционного клапана и извлекаем его детали.
Осмотр и проверка масляного насоса
Если на перегородке (крышке для мод. 402) есть выработка от шестерен, ее нужно прошлифовать, чтобы не осталось следов выработки.
Осмотреть корпус. Если он сильно изношен, нужно заменить насос.
Шестерни в корпусе насоса должны вращаться совершенно свободно.
Плунжер редукционного клапана должен перемещаться в корпусе совершенно свободно.
Осмотреть пружину редукционного клапана. Если на ней заметны трещины или поломаны витки — пружину заменить.
Длина и жесткость пружины подобраны на заводе таким образом, чтобы работа редукционного клапана была оптимальной, поэтому нельзя изменять каким-либо образом длину и жесткость пружины.
Для двигателя ЗМЗ-402, чтобы сжать пружину до длины 40 мм, необходимо приложить усилие 43,5– 48,5 Н (4,35–4,85 кгс).
Если пружина не удовлетворяет хотя бы одному из этих требований, ее нужно заменить.
Зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса должен быть 0,040-0,140 мм.
При измерении плоским щупом зазор между наружным диаметром шестерен и корпусом должен быть 0,120-0,215 мм.
Зазор между зубьями шестерен должен быть не больше 0,15 мм.
Если эти величины не соответствуют, то нужно заменить детали насоса или заменить насос.
Сборка насоса
Собираем масляный насос в обратной последовательности, смазав трущиеся детали моторным маслом.
При сборке насоса двигателя мод. 402 под крышку насоса нужно поставить картонную прокладку толщиной 0,3 мм.
Запрещается ставить прокладку другой толщины или применять при установке прокладки герметик, краску и т.п., так как это приведет к снижению производительности насоса.
Устанавливаем насос в обратной последовательности.
Гайки крепления маслонасоса затягиваем моментом 18-25 Нм (1,8-2,5 кгс.м).
Насос масляный уаз змз 402
Почитывая на досуге мануал на Волгу наткнулся на абзац про масляный насос, где было сказано устанавливать прокладку в 0.3 мм, но при этом оговаривалось что если давление низкое, можно ставить прокладку меньшей толщины. Также дополнительными факторами было то, что уже давно были куплены шестерни масляного насоса, и то, что прошлым летом при плюс 25-30 на ХХ 1000 оборотов лампа низкого давления масла иногда загоралась — допустимо, но неприятно. По итогу решил с заменой масла перебрать и масляный насос.
Для снятия поддона необходимо снять картер сцепления, отсоединить центральную рулевую тягу. Чтобы не приподнимать двигатель, можно открутить передние шпильки крепления поддона, тогда слегка повернув поддон вправо, можно его спокойно снять. Поддон был посажен на герметик при капиталке и не вскрывался 4 года, пробег порядка 15 тыс. км:
Синтетика ТНК 5в-40 порадовала, как я и ожидал, увидел отмытые стенки картера двигателя. Фото при капиталке я не делал, но точно помню, что всё было черным-черно:
Также меня интересовал момент, а что значат метки уровня масла на щупе. По факту отметки мин и макс соответствую торцам шестерён масляного насоса, что в общем-то логично:
На шестернях были следы ощутимые износа. На ведомой с одной стороны слой лака, с другой зеркальная неровная поверхность:
У ведомой шестерни также дополнительно была изношена ось, при этом шестигранник был в удовлетворительном состоянии.
Износ привалочной поверхности был вцелом удовлетворительным, хотя при капиталке я поверхность шлифовал, и она была более ровной:
Пытался замерить зазоры с новыми и старыми шестернями. Со старыми зазор между зубьями был везде не менее 0.4, допуски я находил только для тазовского маслонасоса, это 0.15 мм. С новыми шестернями вышло примерно 0.2:
А вот зазор я решил уменьшить, подобрав требуемую толщину прокладки несколькими слоями фольги. Вырезал по контуру канцелярским ножом. Сперва попробовал собрать без прокладки — шестерни заклинили намертво. Также было с прокладкой из 1 и 4 слоёв фольги. С 16ю продольный люфт ведущей шестерни был на глазок в районе 1 десятой. Остановился на 12 слоях:
Совсем впритык делать нельзя, так как на морозе корпус уменьшится сильнее из-за повышенного коэффициента теплового расширения алюминия, и шестерни может заклинить.
Рассчитывал получить ощутимое увеличение давления, но его не получлось. Прирост конечно небольшой есть, появилась зависимость от оборотов. Раньше после прогрева масла давление было стабильно в штрихованной зоне. Причина в том что вкладыши не менялись с завода. По итогу небольшой прирост есть, но при большом пробеге данная методика максимального давления не вернёт.