Классический кроссовер
Classical crossover (классикал кроссовер) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого жанра используют название operatic pop или popera.
История
Предыстория
Classical crossover как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого признания.
В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Легендарный Electric Light Orchestra (ELO) наравне с традиционным рок-саундом и электроникой использовал симфоническое звучание и классические приёмы композиции. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяют классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью их уникального звучания.
На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions, Gary Moore с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а симфо-пауэр-металлисты Nightwish использовали академический вокал Тарьи Турунен. Рок и классику соединяют гитаристы Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), Yngwie Malmsteen. Рок и классику так же соединили Элтон Джон, Боно, Джон Бон Джови на концерте, сыгранном вместе с Лучано Паваротти
С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Великий тенор Энрико Карузо наряду с классической оперой с удовольствием исполнял народные песни и композиции собственного сочинения. Явлением мирового масштаба classical crossover стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории музыки.
1990-2000
Популярные певицы Сиссель Кюркьебё, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, Charlotte Church, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Russell Watson, а также Aria, Ванесса Мэй, Джош Гробан, Il Divo, Джеки Иванко, Natasha Marsh, Giorgia Fumanti, Mario Frangoulis, Vittorio Grigolo, Tarja Turunen и многие другие успешно работают в стиле Classical Crossover, добавляя к классической основе поп-элементы, стирая границы между музыкальными стилями. Classical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Сдерживающим фактором стиля является необходимость высокого уровня образованности и таланта композиторов, аранжировщиков, музыкантов и вокалистов.
Classical crossover в России и СНГ
Classical crossover в России представляют: ансамбль Терем-Квартет, певцы Валентин Суходолец и Алек Бугаёв, певицы Марина Крузо, Дельская Ирина, группа Ariaphonics, Виктор Зинчук, ДиДюЛя, Pianochocolate, а также композитор и режиссёр Алексей Коломийцев и его музыкально-театрализованный проект Esthetic Empire.
В России исключительно в формате classical crossover работает радиостанция Радио Classic 100,9 FM. В эфире других российских музыкальных радиостанций и на TV, всё чаще прорываются элементы звучания и лучшие представители данного стиля.
Classical crossover, по сравнению с другими музыкальными стилями и направлениями, имеет самую широкую возрастную структуру аудитории. (По исследованиям COMCON-MEDIA: от 12 до 60+ лет, где возраст основной аудитории — от 20 до 60 лет). [источник не указан 1113 дней]
Classical crossover обретает всё большую популярность в мире, гармонично объединяя музыкальные стили и жанры.
Ссылки
- Classical Crossover — портал об исполнителях Классического кроссовера
- Нью-Эйдж.рф — Онлайн-хранилище современной классической музыки
- Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
- Викифицировать статью.
10 самых известных исполнителей классического кроссовера
Классический кроссовер в музыке — жанр, в котором классическая музыка смешивается с поп-музыкой. Этот стиль может включать как оперный вокал, оркестровые инструменты, аранжировки, обычно связанные с классической музыкой, или современные исполнения классических произведений, так и элементы из популярной музыки. Хотя этот жанр не является чисто классическим, он интегрирует элементы классической музыки в популярную музыку и наоборот, делая классическую музыку более доступной для современной публики, а популярную более изысканной. Исполнители классического кроссовера — это разносторонние артисты, которые, как правило, обучены академическому вокалу, но желают охватить более широкую аудиторию, чем оперные певцы, при этом пытаются выделиться среди популярных артистов более искусным вокалом. Певцы-кроссоверы обычно обладают мощным голосом, достаточно сильным и развитым, чтобы его мог сопровождать оркестр.
1. Андреа Бочелли
Безусловно, самый известный и популярный исполнитель в стиле классический кроссовер на планете. Обладатель самых престижных музыкальных премий мира и номинант на «Оскар», рекордных мультиплатиновых альбомов, собственной звезды на Аллее славы Голливуда, завсегдатай вершин мировых музыкальных чартов, постоянный хедлайнер глобальных церемоний и важнейших мероприятий и др. Андреа Бочелли уже более четверти века собирает полные залы самых престижных концертных площадок мира.
Более подробно о его регалиях и достижениях можно прочитать в статье о 20 самых известных оперных певцах мира, где Бочелли в рейтинге расположен на высоком 3 месте.
Classical crossover. Марио Ланца и истоки жанра
Classical crossover («классический кроссовер») — музыкальный синтезированный стиль, сочетание элементов классической и эстрадной музыки (вкл. поп, рок, джаз, электронную музыку и др.), попытка вырваться из стереотипов устоявшихся стилей и направлений. Возник как результат популяризации классики, её адаптации к вкусам и культуре широкой аудитории, воспитанной на эстрадной музыке.
Нередко — просто классика в эстрадной манере, для эстрадной аудитории.
Предпосылки для этого жанра были открыты в XIX веке национальным достоянием Италии — неаполитанской песней.
Из классики заимствуются не только музыкальные мотивы и приёмы. Вокальная техника в этом жанре чаще всего опирается именно на классическую школу и её возможности. В исполнение классики привносятся «внештатные» музыкальные инструменты (прежде всего, народные). Эстрада также приобретает новое звучание.
В маркетинговом плане нередко смешивают понятие classical crossover с неоклассицизмом (неоклассикой), который в действительности является направлением именно в классической музыке (XX в.).
Яркие представители классического кроссовера: Сара Брайтман, Лара Фабиан, Джеки Иванко, Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Альбано Карризи, Джош Гробан, Роберто Аланья, Хосе Каррерас, Ванесса Мэй, Анджей Ламперт, Кэтрин Дженкинс, квартеты IL DIVO и Amici Forever, трио Il Volo и Appassionante.
Ключевой прорыв classical crossover в массовом сознании произвёл проект «Tre Tenori» (Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, 1990–2003).
В 1984 г. Хосе Каррерас и Кири Те Канава на Deutsche Grammophon сделали запись мюзикла «Вестсайдская история» на музыку Леонарда Бернстайна.
Отчёт эры classical crossover нередко ведут от 1960 г., когда американская сопрано Эйлин Фаррелл (Eileen Farrell) выпустила пластинку «Gotta a Right to Sing the Blues». Именно Эйлин считается первой, кто объединил в своем творчестве классическую и популярную музыку.
В действительности зачинателем этого направления, скорее, был выдающий американский тенор Марио Ланца (Mario Lanza, 1921–1959), любимый певец Элвиса Пресли и Муслима Магомаева. Марио Ланца предпочёл оперной сцене голливудскую карьеру. Снялся в восьми музыкальных фильмах, ставших эталонами жанра. Среди них — «Великий Карузо» (1951), «Семь холмов Рима» (1957), «Серенада большой любви» (1959). Одна из самых его известных записей в этом жанре — «Be my love» («Стань моей любовью», 1950). В сфере классического кроссовера до сего дня его так никто и не превзошёл.
В Советском Союзе самым ярким представителем жанра classical crossover был Муслим Магомаев. В память о первопроходце этого жанра в 1993 г. Магомаев опубликовал свою книгу «Великий Ланца».
В этом жанре работала и Анна Герман. В частности, в конце 1960-х годов она совместно с камерным оркестром Варшавской консерватории записала арии из оперы «Тетида на острове Скирос» (Thetida all’ isola di Schiro) одного из самых известных итальянских композиторов, клавесинистов-виртуозов и органистов XVIII века Джузеппе Доменико Скарлатти.
—
Руслан Богатырев — математик, поэт, публицист, историк науки и искусства, руководитель отделения истории русской и зарубежной музыки Русского общества классического романса, вед. эксперт Комитета национального наследия, руководитель Московского камерного ансамбля «Благозвучие» (BELSONECO), главный редактор арт-журнала «Пантеон».