- Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ в Нива Шевроле
- Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
- Причины выхода из строя прокладки ГБЦ
- Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ
- Порядок действий при снятии ГБЦ Шеви Нива
- Порядок сборки и момент затяжки ГБЦ Шевроле Нива
- Завершение ремонта по замене прокладки ГБЦ
- Итоги
- Моя Нива
- Момент затяжки ГБЦ: Нива Шевроле, 4х4 и Тревал
- Момент затяжки ГБЦ: Нива Шевроле, 4х4 и Тревал
- Как производится затяжка ГБЦ на Ниве?
- Для чего нужна правильная затяжка ГБЦ?
- Момент и порядок затяжки ГБЦ: Нива Шевроле
- Зачем нужно соблюдать момент затяжки ГБЦ
- Как правильно затягивать головку на ВАЗ 2123
Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ в Нива Шевроле
В двигателе любого автомобиля между блоком цилиндров и головкой блока устанавливается специальная уплотнительная прокладка, которая герметизирует камеры сгорания и каналы охлаждающей жидкости. Со временем она приходит в негодность, что приводит к попаданию продуктов сгорания топлива в тосол, течи масла и охлаждающей жидкости. В этом случае требуется замена прокладки ГБЦ на Нива Шевроле. Поменять ее можно самостоятельно, следуя пошаговой инструкции.
Устройство ГБЦ в автомобиле Шевроле Нива
Свою родословную двигатель Chevrolet Niva ведет от двигателя ВАЗ 21213 объемом 1,7 л. Он имеет такой же диаметр цилиндров – 82 мм и ход поршня 80 мм. Отличия заключаются в конструкции ГБЦ (головки блока цилиндров). Появились гидрокомпенсаторы и однорядная цепь с гидронатяжителем. Сама ГБЦ отлита из алюминиевого сплава и предназначена для крепления газораспределительного механизма, клапанов, свечей и формировании оптимальной камеры сгорания в цилиндрах. Такая головка получила индекс 21214, она выпускается с 2003 года.
Важно! ГБЦ, распредвал, механизм натяжителя в моторах ВАЗ 21214 отличаются от модификаций 21213 и 2121 и не взаимозаменяемы.
Прокладка между головкой и блоком двигателя выполняет следующие функции:
- уплотнение каналов охлаждения двигателя;
- герметизация масляного канала подачи в головку блока;
- создание в камерах сгорания оптимального давления газов и препятствие их выходу в блок.
Чтобы обеспечить надежность соединения, прокладка ГБЦ выполняется композитной с металлической основой или цельнометаллчиеской. Привалочные плоскости должны быть ровными, без царапин и раковин, допускается кривизна поверхности не более 0,1 мм.
Причины выхода из строя прокладки ГБЦ
Трещина или прогар прокладки достаточно распространенное явление на Нива Шевроле. Автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях, двигатель на бездорожье работает на повышенных оборотах или с плохим охлаждением. Температура в камерах сгорания достигает 1000°C, поэтому появление малейшей трещины приводит к скорому прогару прокладки в этом месте.
Поврежденный узел легко вычислить по следующим симптомам:
- белый пар из выхлопной трубы машины (тосол попадает в цилиндры);
- падение уровня ОЖ в расширительном бачке;
- бурление тосола в расширительном бачке;
- появление эмульсии на масляном щупе и узлах ГРМ под клапанной крышкой;
- повышение уровня масла из-за попадания тосола в картер;
- подтеки масла из-под прокладки снаружи двигателя;
- двигатель начинает троить и работать с перебоями;
- низкая компрессия в цилиндрах.
Внимание! Главная причина прогара прокладки ГБЦ – это сильный перегрев двигателя, который приводит к искривлению легкосплавной головки блока и образованию щелей между блоком цилиндров.
Завод изготовитель не регламентирует замену прокладки на Шевроле Нива. Она рассчитана на весь срок службы мотора – 125 тыс. км. Эта деталь одноразовая и заменяется новой при каждом снятии головки блока. Демонтаж головки двигателя может понадобиться для ремонта клапанов и их седел, замене поршней, поршневых колец.
Пошаговая инструкция по замене прокладки ГБЦ
Особенности конструкции автомобиля Нива Шевроле позволяют снять ГБЦ без хорошего доступа снизу. Тем не менее, наличие смотровой ямы или подъемника существенно облегчает доступ к некоторым гайкам и сливному крану ОЖ. Снимать двигатель не потребуется, но пространство под капотом желательно освободить от мешающих шлангов и проводов.
Для ремонта понадобятся следующие инструменты:
- набор ключей и торцевых головок;
- мощный вороток, трещотки, удлинители;
- молоток;
- плоская отвертка;
- головка или специальный ключ на 38 для проворачивания коленчатого вала;
- динамометрический ключ;
- ключ для тормозных трубок (подходит для масляной магистрали).
Совет. Кроме стандартных инструментов может пригодиться проволока для крепления снятых деталей, ветошь, уайт-спирит или растворитель для очистки поверхностей.
Условно все работы по замене прокладки ГБЦ на Ниве можно разделить на 2 этапа: снятие всего навесного оборудования и всех электрических датчиков с головки блока, снятие механизма ГРМ и крепления головки к блоку цилиндров.
Порядок действий при снятии ГБЦ Шеви Нива
Алгоритм работ следующий:
- Сливаем антифриз из радиатора охлаждения и блока двигателя. Для этого на блоке выкручивают заглушку ключом на 13. Масло в этом случае сливать с картера не нужно. С аккумулятора снимаем клемму. КПП переводим в нейтральное положение.
- Пока ОЖ сливается, начинаем разбирать двигатель со стороны капота. Откручиваем дроссельную заслонку, убираем трос газа, снимаем провода со свечей, отсоединяем электрические разъемы форсунок, ДПДЗ, РХХ, датчика давления масла и температуры ОЖ.
- Теперь можно отсоединить все шланги системы охлаждения, идущие на термостат, радиатор отопителя и подогрев дроссельного узла. С впускного коллектора снимают шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Моторный жгут проводов и все снятые шланги отводим в сторону, при необходимости закрепляем.
- Откручиваем защитный экран выпускного коллектора, ослабляем 4 гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору. Для удобства дальнейших действий приемную трубу можно снять с нижних креплений и полностью опустить под автомобиль.
- На Шеви Ниве с ГУРом нам будет мешать кронштейн крепления насоса. Полностью его убирать не обязательно – достаточно открутить болты крепления и аккуратно подвесить на проволоку.
- Теперь можно приступать к вскрытию двигателя. Снимаем клапанную крышку. Откручиваем специальным ключом масляную магистраль к гидрокомпенсаторам и натяжителю цепи.
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ до совмещения меток путем проворачивания коленвала. Ослабляем натяжитель цепи и откручиваем верхнюю звездочку. Сразу фиксируем ее в этом положении проволокой, чтобы исключить перескакивание цепи и нарушение фаз.
- Откручиваем 10 гаек крепления корпуса распределительного вала с подшипниками. Отворачивать нужно равномерно по всему периметру (согласно порядку затяжки в инструкции). Снимаем узел с двигателя.
- Теперь открыт доступ к 10 болтам крепления ГБЦ. Срывать их нужно воротком, начиная с середины и передвигаясь к крайним болтам. Болты извлекаются со своих мест и проверяются на состояние резьбы и возможное удлинение (не более 117 мм).
- Аккуратно постукивая и поддевая снизу отверткой, сдергивают ГБЦ со своего места. После чего можно снимать ее с двигателя вместе с коллекторами. Масса этого узла позволяет выполнить операцию самостоятельно.
Совет. Болты крепления распредвала и головки двигателя затянуты достаточно большим моментом, чтобы избежать их случайного повреждения, необходимо пользоваться только торцевыми головками. Посадка на шляпку болта должна быть плотной без люфтов.
После извлечения старой прокладки оцениваются возможные повреждения и износ поверхностей. Если ремонт не требуется, клапана не имеют нагара, а все размеры находятся в допуске, то можно сразу приступать к замене прокладки ГБЦ и сборке двигателя.
Порядок сборки и момент затяжки ГБЦ Шевроле Нива
Поверхность блока цилиндров и ГБЦ тщательно зачищается от старых загрязнений, обезжиривается. Острые предметы на этой операции использовать нельзя, иначе есть риск оставить царапину на гладкой поверхности. Новая прокладка устанавливается на свое место, сверху прижимается головкой блока цилиндров. На данном этапе важно не повредить прокладку и точно совместить все каналы внутри.
Болты крепления ГБЦ допускается использовать старые, если они не вытянулись и не потеряли форму. Предварительно их смазывают чистым моторным маслом и дают ему немного стечь. Каждый болт опускают на свое место и закручивают в корпус от руки. Теперь предстоит самая ответственная операция – выдержать требуемый момент затяжки болтов ГБЦ Нива Шеви (аналогично ВАЗ 21213). От этого зависит дальнейшая работоспособность двигателя и его ресурс.
Работа проводится только динамометрическим ключом в следующем порядке:
- затягиваем с усилием 20 Нм по стандартной схеме (от середины к краям);
- затягиваем в том же порядке, но уже с усилием 70-85 Нм;
- доворачиваем каждый болт на 90 градусов;
- еще раз затягиваем каждый болт на 90 градусов.
Важно! Суммарный момент затяжки не должен превышать 110-115 Нм, иначе может произойти деформация болтов или ГБЦ.
Завершение ремонта по замене прокладки ГБЦ
Остальную сборку ведем в обратном порядке. Соблюдаем моменты затяжки для гидрокомпенсатора (20 Нм), звездочки распредвала (40-50 Нм), корпуса распредвала (23 Нм). Выставляем фазы ГРМ, делаем несколько оборотов двигателя и проверяем правильность меток. Подключаем провода, шланги, заливаем ОЖ и производим пробный пуск двигателя. Лампа давления масла обязательно должна погаснуть вскоре после запуска, а ошибок двигателя быть не должно.
Итоги
Если все было сделано правильно, то замененная прокладка не будет беспокоить весь оставшийся срок службы машины, а симптомы ее прогара исчезнут. В противном случае придется обратиться в сервис для более тщательной дефектовки двигателя и выяснения причин. В целом, самостоятельная замена прокладки ГБЦ на Ниве Шевроле по силам автолюбителям в минимальными ремонтными навыками. Основные сложности заключаются в использовании специального инструмента и грамотной оценки состояния узлов.
Моя Нива
Нивоводы всех поколений, модификаций и стран, объединяйтесь!
Момент затяжки ГБЦ: Нива Шевроле, 4х4 и Тревал
Момент затяжки ГБЦ: Нива Шевроле, 4х4 и Тревал
Чтобы правильно произвести сборку двигателя, необходимо правильно произвести затяжку ГБЦ на Ниве. Эту процедуру необходимо выполнять в соответствии с технической документацией, но мы решили уберечь вас от лишних поисков, раскрыв ее здесь.
Как производится затяжка ГБЦ на Ниве?
Выполнять данную процедуру следует в строгой последовательности и с определенным моментом. Закручивать болты в произвольном порядке не допускается. Затяжка производится в порядке, указанном внизу:
Сама затяжка ГБЦ на Ниве производится в три приема:
- Болты с 1 по 10 тянуть моментом 3,5-4,1 кгс.
- Далее болты с 1 по 10 протягивают уже моментом 10,5-11,5 кгс.
- В последнюю очередь необходимо затянуть болт под номером 11. Усилие – 3,5-4 кгс.
Кстати, данная инструкция актуальна, как для Chevrolet Niva, так и для Niva Travel. Применима она и к двигателям «Жигулей».
Для чего нужна правильная затяжка ГБЦ?
Порядок затяжки необходим для правильного прижима прокладки головки блока цилиндров. Чтобы она легла плотно и обеспечивала должную герметичность, ее нужно прижимать соответствующим образом.
Момент затяжки позволяет соблюсти одинаковый прижим прокладки по всей поверхности блока цилиндров. Кроме того, это позволяет избежать повреждения резьбы и недостаточного усилия при затяжке.
Пренебрегать данной инструкцией не стоит. В противном случае все работы по замене прокладки ГБЦ на Ниве и ремонту двигателя можно считать напрасными.
Момент и порядок затяжки ГБЦ: Нива Шевроле
В ремонте двигателя есть множество нюансов, которые необходимо соблюсти. Например, момент затяжки ГБЦ Нивы Шевроле. Моментом называют усилие, прикладываемое к крепежу, чтобы обеспечить надежное крепление элемента и не допустить срыва резьбы, отворачивания или деформирования прилегающей поверхности.
Зачем нужно соблюдать момент затяжки ГБЦ
Между головкой и блоком установлена металлическая прокладка с герметиком или асбестом. Она не просто уплотняет стык двух деталей, но и разграничивает цилиндры друг от друга и от рубашки охлаждения. Прокладка – это хрупкая деталь и ошибки в ее эксплуатации могут привести к разгерметизации цилиндров. Ошибки в затяжке болтов приводят к тому, что прокладка недостаточно плотно прилегает к привалочным поверхностям и прогорает, нарушая герметичность.
Но прокладка – не единственная, кто может «пострадать» из-за неправильной затяжки головки блока цилиндров. Проблемы могут возникнуть и у привалочных поверхностей. Они могут деформироваться, создавая проблемы для всех будущих уплотнений. Именно поэтому важно соблюдать момент и порядок затяжки ГБЦ Нива Шевроле.
Как правильно затягивать головку на ВАЗ 2123
Затяжка головки блока цилиндров производится динамометрическим ключом. При этом должны использоваться новые болты, новая прокладка, а поверхности должны быть очищены. При необходимости восстанавливается плоскость привалочных частей.
Порядок затяжки ГБЦ указан на следующем фото:
Сама затяжка происходит в несколько приемов:
- Болты закручиваются «от руки» без усилий в порядке, указанном на фотографии.
- Болты с 1 по 10 необходимо затягивать с моментом Нм.
- Далее необходимо выждать некоторое время и протянуть те же болты еще раз моментом 70-85 Нм.
- Болт под номером 11 затяните моментом 31-39 Нм.
- Болты с 1 по 10 необходимо довернуть на 90 градусов. После, выждав некоторое время, опять довернуть их еще на 90 градусов. Все это выполняется в порядке, указанном на фото.
Между приемами необходимо выдерживать паузу около пяти минут. Это позволяет соединению избавиться от ненужного нагрева, дает правильную и герметичную усадку головке на блоке.