Автомобиль УАЗ-469
Как проводить техническое обслуживание тормозов УАЗ-469? Систематически проверяйте уровень жидкости в главном тормозном цилиндре и в случае необходимости доводите его до нормы. Уровень должен быть на 15. 20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия (см. рис.). Следите за герметичностью соединений трубопроводов гидравлического привода тормозов. Проверяйте состояние трубопроводов, а также надежность крепления трубок на раме и заднем мосту. Не допускайте эксплуатации автомобиля с поврежденными трубками и шлангами.
Периодически снимайте тормозные барабаны и очищайте детали тормозов от пыли и грязи. Периодичность этой операции зависит от условий эксплуатации автомобиля. В летнее время и при езде по грязным дорогам чистка должна проводиться чаще, зимой реже. В случае «засмоления» поверхностей накладок зачистите их наждачной бумагой. После снятия барабана проверяйте надежность крепления колесных цилиндров к щитам. Обращайте внимание на состояние колесных цилиндров, защитных колпаков, степень износа фрикционных накладок, а также состояние тормозного барабана. Чтобы грамотно проводить ТО и производить мелкий ремонт, нужно знать, как устроен тормозной цилиндр и его привод.
Узлы и детали тормозного цилиндра и его привод УАЗ-469, запчасти: 1 — стопорное кольцо; 2 — упорная шайба; 3 — наружная уплотнительная манжета; 4 — отверстие в поршне; 5 — перепускное отверстие; 6 — шайба; 7 — внутренняя уплотнительная манжета; 8 — компенсационное отверстие; 9 — возвратная пружина; 10 — пружина выпускного клапана; 11 — впускной клапан; 12 — выпускной клапан; 13 — пробка наливного отверстия; 14 — крышка картера; 15 — корпус главного тормозного цилиндра; 16 — соединительная трубка; 17 — поршень; 18 — защитный колпак; 19 — толкатель; 20 — контргайка; 21 — вилка толкателя; 22 — палец вилки; 23 — оттяжная пружина педали; 24 — педаль тормоза; 25 — резиновый упор педали тормоза УАЗ-469.
Колодки, тормозные накладки которых замаслились в процессе работы, опустите на 20. 30 мин в бензин. Затем рабочие поверхности накладок тщательно очистите наждачной бумагой или металлической щеткой. В случае большого износа (заклепки утопают менее 0,5 мм) накладки замените. Если на рабочей поверхности барабана имеются глубокие риски, задиры или неравномерный износ, то произведите расточку барабана, базируясь на наружных обоймах подшипников ступицы. При снятых ступицах подтягивайте болты крепления тормозных щитов. Для безотказной работы тормозов регулярно промывайте систему и заливайте в нее свежую жидкость. Следует иметь в виду, что для тщательной промывки системы необходимо производить полную разборку главного и колесных цилиндров, а трубопроводы продувать. При разборках цилиндров соблюдайте полную чистоту. Резиновые и металлические детали цилиндров промывайте в чистой тормозной жидкости. Запрещается применять керосин или бензин, так как это вызовет набухание резиновых деталей и выход тормозов из строя. После промывки все детали цилиндров, соприкасающиеся с тормозной жидкостью, рекомендуется смазать касторовым маслом. При эксплуатации постоянно следите за исправным действием тормозов, своевременно проводите их регулировку и устраняйте возникающие неисправности. Регулировку зазоров между колодками и тормозными барабанами производите по мере износа фрикционных накладок, когда зазоры между колодками и тормозными барабанами увеличиваются и ход педали тормоза при торможении возрастает. Для восстановления нормальной величины зазоров и уменьшения хода педали необходимо тормоза регулировать эксцентриками, шестигранные головки осей которых выведены наружу сквозь щит тормоза. Проводите регулировки тормозов при правильно отрегулированных подшипниках ступиц колес и ненагретых тормозных барабанах.
Как отрегулировать рабочий тормоз УАЗ-469.
Текущую регулировку тормозов проводите в такой последовательности:
1. Поднимите домкратом автомобиль со стороны колеса, тормоз которого необходимо регулировать.
2. Вращайте колесо постепенно и повертывайте регулировочный эксцентрик до тех пор, пока колесо не затормозится.
3. Отпускайте постепенно эксцентрик, поворачивая колесо до тех пор, пока оно не станет провертываться свободно, без касания барабана за колодки.
4. Отрегулируйте таким же образом зазоры между колодками и барабанами остальных тормозов. При регулировке колодок передних тормозов, а также передних колодок задних тормозов колесо вращайте вперед.
Регулировка зазоров между колодками и тормозным барабаном переднего колеса автомобиля УАЗ-469.
Регулировка зазоров между колодками и тормозным барабаном заднего колеса автомобиля УАЗ-469.
При регулировке задних колодок задних тормозов колесо вращайте назад. Для уменьшения зазоров эксцентрики поворачивайте по направлению вращения колеса, а для увеличения их, наоборот, против вращения.
5. Проверьте отсутствие нагрева тормозных барабанов и равномерность работы тормозов при торможении на ходу автомобиля. При текущей регулировке ни в коем случае не пользуйтесь опорными пальцами, так как нарушите заводскую установку колодок.
В случае замены фрикционных накладок или колодок регулировку колодок проводите в такой последовательности:
1. Поднимите домкратом автомобиль со стороны колеса, тормоз которого регулируете.
2. Ослабьте гайки опорных пальцев и установите опорные пальцы в начальное положение (метки на торцах опорных пальцев должны быть расположены, как указано на рисунках ниже).
Узлы и детали тормоза переднего колеса УАЗ-469, запчасти: а — метки на пальцах; 1 — щит тормоза; 2 — задняя соединительная трубка; 3 — болт регулировочного эксцентрика; 4 — тройник; 5 — болт соединительной муфты; 6 — прокладки; 7 — соединительная муфта; 8 — перепускной клапан; 9 — колесный цилиндр; 10 — колодка тормоза; 11 — регулировочный эксцентрик; 12 — стяжная пружина колодок; 13 — эксцентрик опорного пальца; 14 — опорный палец; 15 — гайка; 16 — шайба; 17 — защитный колпак; 18 — уплотнительные кольца; 19 — поршень; 20 — пружина поршня; 21 — передняя соединительная трубка.
Узлы и детали тормоза переднего колеса УАЗ-469Б, запчасти: а — метки на пальцах; 1 — щит тормоза; 2 — задняя соединительная трубка; 3 — колесный цилиндр; 4 — перепускной клапан; 5 — соединительная муфта; 6 — стяжная пружина колодок; 7 — накладка колодки; 8 — колодка тормоза; 9 — защитный колпак; 10 — поршень; 11 — уплотнительные кольца; 12 — пружина поршня; 13 — регулировочный эксцентрик; 14 — опорный палец колодки; 15 — гайка; 16 — соединительный болт муфты; 17 — прокладки; 18 — эксцентрик регулировочного кольца; 19 — болт регулировочного эксцентрика; 20 — шайба.
3. Нажав на педаль тормоза усилием 12. 16 кгс*м, подведите поворотом опорных пальцев концы колодок со стороны пальцев до упора в барабан.
Регулировка тормозных колодок заднего колеса с помощью опорных пальцев УАЗ-469.
Затем затяните в этом положении гайки опорных пальцев, не допуская при этом их поворота.
4. Поверните регулировочные эксцентрики до упора в тормозные колодки.
5. Прекратив нажатие на педаль, поверните регулировочные эксцентрики в обратном направлении настолько, чтобы колеса вращались свободно. При установке новых колодок, когда фрикционные накладки еще не приработаны к поверхности барабанов, тормозные барабаны после указанной регулировки могут несколько нагреваться. Если нагрев невелик (рука свободно терпит при прикосновении к ободу барабана), то после нескольких торможений колодки приработаются и нагрев прекратится. При сильном нагреве тормозных барабанов регулировочными эксцентриками несколько отведите колодки нагревающегося тормоза от тормозного барабана.
- Техническая характеристика УАЗ-469, УАЗ-469Б
- Двигатель УАЗ-469, УАЗ-469Б
- Трансмиссия УАЗ-469, УАЗ-469Б
- Органы управления УАЗ-469
- Подготовка к работе УАЗ-469
- Подвеска двигателя УАЗ-469
- Кривошипно-шатунный механизм двигателя УАЗ-469
- Газораспределительный механизм двигателя УАЗ-469
- Система смазки УАЗ-469
- Система вентиляции картера двигателя УАЗ-469
- Система питания двигателя УАЗ-469
- Карбюратор К-129В
- Система выпуска газов двигателя УАЗ-469
- Система охлаждения двигателя УАЗ-469
- Предпусковой подогреватель двигателя УАЗ-469
- Неисправности двигателя УАЗ-469
- Сцепление УАЗ-469
- Коробка передач УАЗ-469
- Раздаточная коробка УАЗ-469
- Карданная передача УАЗ-469
- Задний мост УАЗ-469
- Задний мост УАЗ-469Б
- Передний ведущий мост УАЗ-469
- Рама УАЗ-469
- Подвеска УАЗ-469
- Рулевое управление УАЗ-469
- Тормоза УАЗ-469
- Электрика УАЗ-469
- Генератор УАЗ-469
- Регулятор напряжения РР132
- Аккумуляторная батарея УАЗ-469
- Система зажигания УАЗ-469
- Стартер УАЗ-469
- Система освещения, световой и звуковой сигнализации УАЗ-469
- Контрольно-измерительные приборы УАЗ-469
- Инструменты и принадлежности УАЗ-469
- Кузов УАЗ-469
- Маркировка УАЗ-469
- Техническое обслуживание УАЗ-469
- Смазочные материалы УАЗ-469 и УАЗ-469Б
Как отремонтировать тормозные механизмы УАЗ-3151
Снятие тормозных механизмов в сборе с автомобиля производите только при их полной замене новыми или при полной разборке мостов.
При установке тормозных механизмов передних колес на автомобиль обращайте внимание на правильное положение щита.
Верхний цилиндр должен быть наклонен вперед (от вертикальной оси) на угол около 30° (на автомобилях с мостами с бортовыми передачами цилиндры располагаются горизонтально).
Колодки при торможении должны отжиматься по ходу вращения тормозного барабана при движении автомобиля вперед.
При установке на автомобиль тормозных механизмов задних колес колодка с длинной накладкой должна быть впереди.
Рис. 2. Тормозной механизм заднего колеса
Снятие и установку тормозных колодок производите в следующем порядке:
1. Поднимите домкратом автомобиль и снимите колесо, тормозные колодки которого необходимо снять.
2. Снимите тормозной барабан со ступицы. Для этого отверните три винта крепления барабана к ступице.
Если барабан снимается с трудом, то заверните съемные болты в три специальные резьбовые отверстия, имеющиеся в диске, и, равномерно заворачивая их, снимите барабан.
Рис. 3. Снятие и установка стяжной пружины тормозных колодок
3. Снимите стяжную пружину тормозных колодок с помощью специальных щипцов (рис. 3).
4. Снимите верхние чашки отжимных пружин, пружины, нижние чашки и выньте стержни.
5. Отверните гайки опорных пальцев, выньте опорные пальцы, эксцентрики и снимите тормозные колодки. Установку колодок с новыми накладками и сборку тормозных механизмов производите в обратном порядке.
Тормозные барабаны обработаны вместе со ступицами, поэтому после снятия устанавливайте их нате же ступицы.
Перестановка тормозных барабанов с одной ступицы на другую приведет к увеличению биения рабочих поверхностей барабана относительно тормозных накладок.
При установке барабана на место, прежде чем завернуть винты, следует гайками крепления колес плотно прижать тормозной барабан к ступице и только после этого завернуть винты. Это необходимо для более плотного прижатия тормозного барабана к ступице колеса.
Регулировку установки тормозных колодок производите в следующем порядке:
1. Поднимите домкратом колесо, тормозной механизм которого необходимо отрегулировать.
2. Немного отверните гайки опорных пальцев и установите опорные пальцы в начальное положение (метки на торцах опорных пальцев должны быть расположены, как указано на рис. 1 и 2).
Рис. 4. Регулировка тормозных колодок заднего колеса опорными пальцами
3. Нажимая на педаль с постоянным усилием 118–147 Н (12–15 кгс), поверните опорные пальцы так, чтобы концы колодок со стороны пальцев упирались в тормозной барабан (рис. 4).
Момент соприкосновения колодок с барабаном определите по увеличению сопротивления при поворачивании опорного пальца. В этом положении затяните гайки опорных пальцев, следя за тем, чтобы при этом не повернулись пальцы.
4. Поверните регулировочные эксцентрики до упора колодок в тормозной барабан, пока колесо не затормозится.
5. Прекратив нажатие на педаль, поверните регулировочные эксцентрики в обратном направлении настолько, чтобы колеса вращались свободно, без задевания барабана за колодки.
При правильной установке новых колодок с неизношенными тормозными барабанами метки «а» на опорных пальцах должны быть расположены, как показано на рис. 1 и 2 или с отклонениями от этого положения в ту или другую сторону до 50°.
При установке новых колодок, когда фрикционные накладки еще не приработаны к поверхности барабанов, тормозные барабаны после указанной регулировки могут немного нагреваться.
После нескольких торможений колодки приработаются, и нагрев прекратится.
При сильном нагреве тормозных барабанов немного отведите колодки от тормозного барабана регулировочными эксцентриками.
Снятие и разборку колесных тормозных цилиндров производите в следующем порядке:
1. Отсоедините трубопровод от цилиндра и снимите цилиндр.
2. Снимите защитные колпаки цилиндров, выньте поршни с уплотнительными кольцами и пружины.
Сборку и установку колесных тормозных цилиндров производите в обратном порядке.