- Гусеничная платформа Метелица
- История разработки
- Технические характеристики гусеничного модуля «Метелица»
- На какие автомобили можно установить гусеничную платформу «Метелица»
- Как установить гусеничную платформу «Метелица»
- Покупка «Метелицы»
- Отзывы о гусеничной платформе «Метелица»
- Вездеход «Метелица» — уникальная платформа для легкового автомобиля
- Возможности вездехода
- Особенности конструкции
- Производство
- Технические характеристики
Гусеничная платформа Метелица
Гусеничная платформа «Метелица» – не имеющий аналогов автономный модуль, благодаря которому практически любой легковой автомобиль или микроавтобус среднего класса можно превратить в универсальный снегоболотоход. Сфера использования широка: спасательные и геолого-разведывательные работы, обслуживание нефтяных предприятий и линий электропередач или просто досуг (рыбалка, охота). Производство платформ не было поставлено на «конвейер» полноценно, изготовление происходило по индивидуальным заказам. Поэтому цена на «Метелицу» достаточно высока. Оправдывает ли она себя и какой функционал будет доступен потенциальному владельцу в результате покупки?
История разработки
«Метелица» была изобретена челябинским разработчиком Владимиром Мальцевым и запатентована в 2003 году. Реализация проекта происходила в пределах ЗАО «Челябтрак» (учредителем и гендиректором являлся сам Мальцев), дойдя к 2010 году до уровня серийного производства. Изначально модуль предназначался исключительно для легковых автомобилей. Позже он был адаптирован и для микроавтобусов. Проект «Метелица», несмотря на продажи и даже возникновение в крупных городах специальных сервисных центров по ремонту и обслуживанию платформ, так и не смог получить должного финансирования. Поэтому стабильной работу ЗАО «Челябтрак» охарактеризовать трудно. По данным Федеральной налоговой службы, юридическое лицо ЗАО «Челябтрак» в 2016 году было ликвидировано, и купить новую «Метелицу» очень трудно.
Технические характеристики гусеничного модуля «Метелица»
«Метелица» считается экономичной, устойчивой и имеет высочайшую проходимость. Она наделена собственной трансмиссией и системой управления, которые при установке никак не изменяют базовых характеристик автомобиля. Гусеничная платформа обладает следующими параметрами:
- общий вес платформы – около 900 кг;
- материал гусениц – сочетание металла и резины;
- клиренс – 35 см, ширина платформы – 2,45 м, длина – 3,95 м;
- давление на поверхность – 0,07 кг/см3;
- поперечный преодолеваемый угол – 170, продольный – 300;
- предельная величина скорости по бездорожью или заснеженной поверхности – 50 км/час, по воде – до 5 км/час;
- ширина каждой гусеницы – не более 0,8 м (конструкцией предусмотрено отключение одной из гусениц при повороте, что обеспечивает маневренность).
В целом, гусеничная платформа «Метелица» обладает превосходными техническими параметрами, позволяющими достигать очень хорошей скорости там, где, к примеру, обычный гусеничный трактор в силу своей массы не проедет.
Расход топлива соответствует стандартному расходу автомобиля, получаемому при езде на пониженной передаче.
На какие автомобили можно установить гусеничную платформу «Метелица»
Изначально проект разрабатывался для полноприводных автомобилей отечественного производства. После некоторых доработок к 2010 году возможности гусеничной платформы взаимодействовать с другими автомобилями увеличились. Так, в список «допустимых» для установки автомобилей вошли:
- ВАЗы (Нива 3-х дверная, Нива 5-и дверная, «классика»);
- УАЗы (от УАЗа-«бобика» до УАЗа-«буханки»);
- заднеприводные модели заграничных авто с МКПП и весом в пределах 1,5 т (а также модели с разделяющимися мостами).
С переднеприводными автомобилями немного сложнее: выпуск платформ для них прогнозировался, но так и не был реализован в полную мощь.
Особых требований к мощности автомобиля нет: достаточно даже 59 (или 64) лошадиных силы «Копейки». Максимальная нагрузка, которую может сносить гусеничный модуль «Метелица» – не более 3 т.
Как установить гусеничную платформу «Метелица»
По свидетельствам пользователей, процедура превращения заурядного автомобиля в первоклассный вездеход занимает примерно 2 часа. Установка происходит по такому алгоритму:
- загоняем автомобиль на платформу по специальным трапам;
- откручиваем колеса, опускаем подвеску на «ловители», крепя тем самым авто к раме платформы;
- к мосту «Метелицы» подсоединяем кардан, монтируем блок управления и прокачиваем гидравлику.
Чтобы снять автомобиль с «Метелицы» нужно повторить описанные действия в обратной последовательности.
Для езды по воде к шасси крепятся идущие в комплекте быстросъемные понтоны, которые позволяют автомобилю удерживаться на плаву. После крепежа модуля машина, как и в обычном режиме, управляется рулем.
Покупка «Метелицы»
Целесообразность покупки гусеничной платформы «Мельница» зависит от задач, которые она будет выполнять. Если неизбежна необходимость часто «переобуваться» с гусениц на колеса для езды по асфальтовому покрытию, возможно, лучше приобрести недорогой внедорожник. Если же автомобиль фактически не будет слезать с платформы, катаясь по топям да болотам, – «Метелица» идеальный вариант!
За все годы выпуска модуля прайс-лист практически не изменялся. Купить его можно было по следующим ценам (актуально для новых, выполняемых «под ключ» платформ):
- 200-250 тыс. руб. – ВАЗ-«классика», 3-х дверная Нива;
- 300 тыс. руб. – 5-и дверная Нива;
- 400-450 тыс. руб. – все УАЗы и заднеприводные иномарки с механической коробкой передач.
К этой сумме нужно прибавлять расходы по доставке или самовывозу, которые также могут быть значительными. Вне зависимости от того, что платформы для зимней, летней и постоянной езды конструктивно различаются, на стоимость это не влияет.
На сегодняшний день купить гусеничную платформу «Метелица» б/у практически нереально. Вероятно, владельцы очень дорожат эксклюзивной вещью и не спешат с ней расставаться, что говорит о ее высоком качестве.
Отзывы о гусеничной платформе «Метелица»
Просматривая отзывы о «Метелице», имеющиеся на различных тематических форумах, следует разграничивать, с одной стороны, отзывы о самом производителе, с другой стороны, впечатления от езды на снегоболотоходе. В первом случае, содержание не всегда лестно. Во втором, – наоборот. В числе достоинств владельцы чаще всего обращают внимание на следующие показатели:
- невероятно высокая проходимость;
- экономичность;
- простая и быстрая процедура крепежа к автомобилю;
- надежность;
- небольшой вес гусеничной платформы, который позволяет даже ездить «безболезненно» по асфальту;
- незаменимость универсальной платформы на охоте или рыбалке (это основные сферы использования «Метелицы» частными лицами);
- совместимость со старыми ВАЗовскими моделями.
Недостаток, о котором частенько упоминают: высокая цена. Но взвешивая все «за» и «против», вне сомнений, цена оправдана. Разочарованных «Метелицей» не найти. К тому же покупка нового внедорожника с подобным функционалом обойдется в разы дороже.
Гусеничная платформа «Метелица» – прогрессивная инновация не только для отечественного, но и в масштабах мирового, автомобилестроения. Аналогов, демонстрирующих похожие возможности в сочетании с простотой использования, не существует. Жаль, что перспективные отечественные разработки не получают достаточной поддержки и признания, не выходя на уровень масштабного серийного производства.
Вездеход «Метелица» — уникальная платформа для легкового автомобиля
В Челябинске разработана и запатентована уникальная гусеничная платформа, на которую могут монтироваться легковые машины отечественного или импортного производства. Этот проект направлен на улучшение качества жизни обычных людей, живущих в приполярных и заполярных регионах, на Дальнем Востоке и в Сибири. Создателем изобретения является Владимир Мальцев.
Возможности вездехода
В соединении с автомобилем вездеход «Метелица» — это внедорожное транспортное средство для движения по снегу любой глубины и плотности, болотам, неустойчивым грунтам, для преодоления водных преград. Модуль обладает высокими показателями надежности и проходимости, не уступая канадским снегоболотоходам.
Гусеничный вездеход «Метелица» может транспортировать груз весом с 1 тонну на отдельном прицепе. Области применения:
- патрулирование и ремонт нефтегазовых трубопроводов;
- исследование линий электропередач;
- охрана границ;
- геологоразведочные экспедиции;
- розыск и спасение людей в чрезвычайных ситуациях;
- проведение охоты и рыбалки в труднодоступных местностях;
- поездка в горы;
- горнолыжный спорт.
Первая версия была создана в 2003 году, сейчас уже разработано и выпускается второе поколение вездехода «Метелица».
Особенности конструкции
Устройство вездехода «Метелица» внешне напоминает танк, только без башни, ее место на платформе занимает автомобиль.
К преимуществам можно отнести следующие факторы:
- Низкое удельное давление на поверхность грунта (0,07 кг/см 3 ) не нарушает растительного слоя почвы.
- Рулевое управление и степень комфорта пассажиров остаются на уровне обычного легкового автомобиля.
- «Переобувание» автомобиля (в частности, «Нивы») из колесного транспорта в гусеничный вездеход занимает около 2 часов.
- Вес и размер конструкции платформы позволяет перевозить ее до места предполагаемого использования на прицепе.
По желанию заказчика возможна поставка в контейнере в разобранном виде для сборки платформы вездехода «Метелица» на месте. Конструкция платформы – это отличное сочетание экономичности, проходимости, надежности и устойчивости.
Производство
Для открытия и запуска производства требуются немалые деньги, хотя получение патента на вездеход «Метелица» было осуществлено в 2003 году, из-за финансовой составляющей времени на открытие предприятия ушло достаточно много.
Сегодня выпуск платформ составляет около сотни в год, производство расширяется с каждым годом, в других городах открываются филиалы по производству «Метелицы». Первыми городами, открывшими представительства, стали Тюмень и Салехард.
В открывшиеся филиалы постоянно требуются сотрудники для сборки, технического обслуживания и организации продаж изделия. На изготовление одной единицы уходит около месяца.
Технические характеристики
«Метелица» подойдет для любого легкового автомобиля весом 1-4 тонны с показателем мощности 90-250 лошадиных сил.
Технические параметры вездехода «Метелица»: