Масло Гранд Чероки 3.0 дизель – 5W30 или 5W40?
Правильное масло Гранд Чероки WK2 3.0 дизель позволяет выжать максимальный ресурс из двигателя и быть уверенным, что он не скончается скоропостижно от неведомой хвори. Казалось бы, открой инструкцию по эксплуатации, заботливо выпущенную производителем, и прочитай, но не всё так просто. Масло зависит от модельного года, варианта двигателя, установленной системы снижения токсичности выхлопных газов и текущей политики Крайслера. Ситуацию осложняет наличие в свободном доступе TSB, так как пользователи не могут верно их интерпретировать и начинают обвинять сервис в «неправильном» масле. Давайте разбираться в этой каше.
Официальный портал
Вся информация взята с сайта techauthority.com, где на платной основе можно получить доступ к документации Крайслера в том виде, в котором она лежит на дилерском портале chrysler.com. Подписка включает в себя полную инструкцию по ремонту, включая геометрические размеры автомобиля, цветные электросхемы и описание диагностики в случае ошибок. Она даже позволяет обновлять блоки управления при наличии соответствующего оборудования. По сути это основной источник информации, откуда сервисы черпают знанию по ремонту. Мы свели все данные по маслу в отдельную таблицу. Именно такие значения выдаёт портал если выставить язык English (United States).
Год | Масло | Артикул | Альтернатива |
---|---|---|---|
2011-2013 | 5W-30 MS-11106 ACEA C3 | 68231014GA | Pennzoil Ultra Euro L |
2014-2018 | 5W-40 MS-10902 API CJ-4 | 68001332PB | Shell Rotella T6 |
Разночтения в документации появляются в 2014 году при переключении языка на Russian.
Год | Масло | Артикул | Альтернатива |
---|---|---|---|
2011-2013 | 5W-30 ACEA C3 | 05166241AA | MOBIL 1 |
2014 | 5W-30 MS-11106 ACEA C3 | 68001334PB | Pennzoil, Shell Helix |
В Штатах состоялся переход на 5W-40, изменились и требования к маслу, в то время как для РФ осталось по-прежнему 5W-30.
Скриншот из официальной документации
Забейте приведённые артикулы в поиск и включите просмотр изображений.
Оригинальное масло Гранд Чероки 3.0 дизель
68001332PB приведёт к Rotella, а 68231014GA и 68001334PB – к Pennzoil, по которому чётко видно, что вязкость действительно 5W-30 и это не опечатка в документации.
Маркировка
Внутри каждого VIN зашифрована служебная маркировка, которая позволяет понять не только правильно подбирать запчасти, но и полностью прочитать комплектацию автомобиля. За это отвечают Sales Codes, они же торговые коды. Трёхсимвольное обозначение позволяет быстро понять с какими именно пакетом опций приехал автомобиль. Их удобно запоминать, с ними просто работать. Специалисту проще сказать ERC и сразу ясно, что речь идёт про изменённый двигатель Пентастар 3.6, который появился на Гранд Чероки в 2016 году. Первое поколение шло под маркировкой ERB.
Чтобы разобраться в последующей чехарде, нам понадобятся следующие коды.
AB7 – China Equipment Group
NA1 – Export Emissions
NAS – 50 State Emissions
NB4 – Euro Stage IV Emission Vehicle
NB6 – Federal Tier 2, Bin 10C Emissions
NBC – Euro Stage V Emission Vehicle
NBF – Inherently Low Emission Veh (Ilev)
NBT – Transitory Low Emission Veh (Tlev)
XD4 – Diesel Particulate Filter (Dpf)
XAL – Selective Catalytic Reduction (Urea)
XKQ – Delete Diesel Particulate Filter
Для NB6 существует более актуальная расшифровка Euro Stage 6b Emissions. Настало время погрузиться в пучину каталога.
Оригинальный каталог запчастей
Сразу предупредим, что вы можете смело пропустить этот раздел, он понравится только упорным фанатикам, которые любят докапываться до мелочей. С машинами до 2013 модельного года всё понятно, им достаточно прочитать первый раздел и спать спокойно. Вся информация по ним дана для общего развития, самый сок начнётся с 2014-го. Мы проверяем номера запчастей без привязки к VIN, что позволяет проверить достаточно большое количество рынков. Забираемся в раздел «Двигатель», заходим в подраздел «Смазка» и видим, что нам доступны для выбора как 5W-30, так и 5W-40. Такая ситуация тянется до 2018 года включительно, вязкость 5W-30 исчезает только в 2019 году.
5W-30 существует с 5W-40 до 2018 модельного года включительно
Если присмотреться, можно увидеть странную тенденцию. Для масла 5W-30 нет ни одного торгового кода за все годы, а для 5W-40 проставлены NA1, NAS, NBC, NB4, NBF и AB7. Крайние можно отбросить, все остальные относятся к выхлопу и системе снижения токсичности выхлопных газов, причём львиная доля это Евро 5 и 6.
Первые два года иллюстрации для всех рынков одинаковые и содержат только два артикула. Exhaust Pipe And Converter с маркировкой XD4 это 68034365AD, без маркировки 68091039AA. В 2013 году XD4 заменили более свежей ревизией 68172196AA, а вместо безымянного поставили 68172198AA. На всякий случай уточним, что 68034365AD = 68172196AA, но 68091039AA ≠ 68172198AA. Всё, никаких изысков и иллюзий выбора. Просто, удобно, понятно.
Выхлопная система Гранд Чероки (дорестайл)
В 2014 году появляется условное разделение выхлопных систем на простую и экспортную. Для внутреннего рынка используют всего две связки.
Первый номер это Diesel Particulate Filter Assy, второй – Catalytic Selective Reduction Converter. Они оба стоят на машине, сначала DPF, потом конвертер. У всех код NAS. Артикул 68243370AC со временем заменили на более свежий 68417519AB, 68210066AD перешёл в 68243267AB, а 68149643AD стал 68243268AA, а на конец декабря 2020 года превратился в 68329874AA.
Выхлопная система Гранд Чероки (рестайл)
У экспортной выхлопной системы всего один фильтрующий элемент Diesel Particulate Filter Assy, но зато в трёх вариантах.
У последнего меньше всего торговых кодов. NA1 указывает на экспорт, NB4 говорит про экологический класс Eвро4. Именно этот артикул стоит на Гранд Чероки, которые поставляли на русский рынок.
Выхлопная система Гранд Чероки (рестайл, экспорт)
С 2015 по 2017 годы никаких изменений, разве что в экспортную выхлопную добавили артикул 68243370AC, который ранее был достоянием «внутренней» комплектации. Встречается с кодами NA1, NAS, NB6 и NBT. Фильтрующий элемент в экспорте по-прежнему один.
Выхлопная система Гранд Чероки с 2018 модельного
В 2018 году у внутреннего рынка вместо DPF первым стоит Exhaust Catalytic Converter под номерами 68260537AA = 68265067AB = 68329872AB с кодами NAS и NB6. Последний номер самый свежий на момент написания. На второй позиции так же Catalytic Selective Reduction Converter, но под номерами 68329873AA (NAS), 68329874AA (NA1, NB6) и 68329875AA (NAS). В 2019 году 68329873AA заменили на 68329874AA, оставив только два возможных варианта комплектации. У экспорта всего одно изменение. Теперь кодам NAS, NB6 и NBT соответствует артикул 68329872AB.
Конкретные примеры
Если упростить весь предыдущий раздел, косвенно на отличия в вязкости и допусках масла указывает разная система нейтрализации выхлопных газов. Для верного ответа понадобится VIN автомобиля и свежий оригинальный каталог, который учитывает все изменения Крайслера. Он вполне может задним числом изменить вязкость и допуски, тому уже немало примеров. Все VIN найдены в открытых источниках.
- Машины, выпущенные под российский рынок, идут только с одной комплектацией выхлопа. 1C4RJFAMXEC228702, Russia, дата производства 26.06.2013, стоит 68194893AB Diesel Particulate Filter Assy с кодом NB4 и важной припиской XKQ. Масло по каталогу 5W-30.
- 1C4RJFGM6EC256231, Australia, 13.08.2013 – 68166818AB Diesel Particulate Filter Assy (NA1 + XD4). Масло по каталогу 5W-30.
- 1C4RJFFM8JC301908, Australia, 17.01.2018 – 68166818AB Diesel Particulate Filter Assy (NA1 + NBC). Масло по каталогу 5W-30.
- Смотрим в Штаты на аналогичный 2014 год. 1C4RJFJM1EC551147, USA, дата производства 21.06.2014, 68243370AA Diesel Particulate Filter Assy (NAS) + 68243268AA Catalytic Selective Reduction Converter (NAS). Масло по каталогу 5W-40.
- 1C4RJFJM0GC377168, Canada, 22.04.2016 – 68243370AC (68417519AB) Exhaust Catalytic Converter (NAS или NB6) + 68243268AB (68329874AA) Catalytic Selective Reduction Converter (NAS). Масло по каталогу 5W-40.
- 1C4RJFCM9JC412715, USA, 13.05.2018 – 68329872AB Exhaust Catalytic Converter (NAS или NB6) + 68329873AA (68329874AA) Catalytic Selective Reduction Converter (NAS). Масло по каталогу 5W-40.
- 1C4RJECM9JC437916, USA, 05.08.2018 – 68329872AB Exhaust Catalytic Converter (NAS или NB6) + 68329875AA Catalytic Selective Reduction Converter (NAS). Масло по каталогу 5W-40.
У всех найденных российских VIN стоит экспортная выхлопная система из одного фильтра с кодом NB4, то есть Евро 4. Всем машинам по каталогу предписано 5W-30. Та же ситуация и с Австралией вплоть до 2018 года, только выхлоп стоит XD4 или NBC, но фильтрующий элемент по-прежнему один. Переводим взгляд на Штаты с Канадой. Там с 2014 года стоит либо NAS, либо NB6, а масло при этом строго 5W-40.
Совпадение? Никак нет. NAS это экологический стандарт, подразумевает эксплуатацию автомобиля в Калифорнии, которая славится своими жёсткими требованиями к выхлопу. Они ещё в 1990 году задумались об автомобилях с нулевым выбросом zero-emission vehicle (ZEV), на что производители ответили производством PZEV. Почитайте и вдумайтесь в масштаб требований. На все компоненты, связанные с выбросами, включая детали электродвигателей гибридных электромобилей, должна быть гарантия сроком 15 лет или 150 000 миль.
Для полного осознания происходящего добавим пару фактов для размышления. Евро 4 утвердили в январе 2005 года, Евро 6b – в сентябре 2014. Крайслер заранее начал выпускать автомобили для внутреннего рынка под Евро 6b и 2014 модельный году идёт с NAS или NB6, в то время как на по-прежнему поставляют Евро 4. Самое забавное, что в Штатах на вторичном рынке отсутствуют Гранд Чероки с 2011 по 2013 год включительно, только 2014 и выше.
TSB – что это и для кого?
И вроде с вязкостью разобрались, но тут где-то с галёрки яростно кричит несогласный «Подождите! А как же TSB, которые предписывает залить 5W-40 и прицепить соответствующую наклейку на заливную крышку?». При этом гордо бросает в трибуну ссылки один и два. Ну что же, давайте по порядку.
TSB это Technical Service Bulletin или технический сервисный бюллетень. Люди почему-то думают, что это обязательная к исполнению инструкцию, с которой они могут приехать к дилеру и поставить в любую позу, что уж там говорить про простой сервис. В Википедии есть отличное определение термина. Мы специально выделили ключевые слова.
- Technical Service Bulletins, or TSBs, document recommended procedures for repairing vehicles, issued by a vehicle manufacturer when there are several occurrences of an unanticipated problem.
- However, dealers are usually not obliged to call in cars for which TSBs for repairs have been issued. Nor is there a requirement to carry out the TSB repairs with no or reduced charges to the owner, since the manufacturer does not explicitly require the repair to be performed and does not reimburse the dealership for repairs.
- But this Edmunds article, «How Can a Technical Service Bulletin Help Me?» states that if there is a TSB for your particular problem, and it’s verifiable by the dealer, then the repair is free to cars within the warranty period.
Сама Википедия ссылается на статью, в которой есть ещё два нужных пункта. Though an apparent nugget of good hope for consumers, a technical service bulletin is actually an advisory issued by a manufacturer for use by dealership service departments. Even if your vehicle is within the warranty period, the dealership is not going to do anything about it, if technicians cannot verify the concern.
Таким образом TSB носит рекомендательный характер, производитель не принуждает дилеру к исполнению TSB, равно как отзывать автомобили и оплачивать работы из своего кармана. Очень часто это касается только гарантийного периода обслуживания. И не забывайте, что ваша неисправность должна вписываться в симптоматику, изложенную в TSB.
Вернёмся к приведённым ссылкам. Первая к нам не относится, ибо в описании указан рынок NAFTA. Это Канада, Штаты и Мексика. Вторая ссылка интересней, так как один из рынков EMEA, куда входит и Россия. Это всё прекрасно, но:
- действие этого документа ограничено 2016 модельным годом.
- to verify that this RRT service action is applicable to the un-sold vehicle, use VIP or perform a VIN search in Techconnect
- only perform this repair if the vehicle’s VIN is listed in VIP or your RRT VIN list
Таким образом понять относится это к вам или нет можно только через соответствующий портал Techconnect. EMEA это достаточно большой по объёму рынок, в котором российский стоит особняком. Вот хороший тому пример. Ну и не лишним будет пройтись по существу масляного TSB. Особенно сильно понравилась заливная крышка до и после проведения бюллетеня.
Ау, составители, где вы видели такую крышку на дизеле? Маслоохладитель выглядит иначе, там совсем другая крышка с артикулом 68148345AA. На ней нет указанных вами маркировок, толко момент затяжки и производитель.
Отличия двигателей
Для полноты картины давайте рассмотрим технические характеристики двигателей, может быть мы зря наговариваем на экологию и всё дело в механической составляющей. С 2011 по 2021 год в техническом разделе присутствует один и тот же двигатель, назовём его базовым. С 2014 года появляется ещё один, с приставкой NAFTA. Всё, других вариантов нет, так что сравнения будут только между ними. В таблице собраны только отличия.
Базовый | NAFTA | |
---|---|---|
Weight | 229 | 224 |
Power Output | 176 Kw (240 CV) @ 4000 RPM | 172 Kw (230 HP) @ 3600 RPM |
Power Output (Over Torque) | — | 179 Kw (240 HP) @ 3600 RPM |
Torque | 550 N·m (406 ft. lbs.) @ 1600 RPM | 550 N·m (405 ft. lbs.) @ 1800–2600 RPM |
Torque (Over Torque) | — | 570 N·m (420 ft. lbs.) @ 2000 RPM |
Idle Speed — Warm | 650 | 700 |
Thermostat Opening | 88°C (190°F) | 98° C (208° F) |
Glow Plug Type | GLP 2-4 | Ceramic GLP 5 |
Glow Plug Voltage | 4.4 Volts | 7 Volts |
Emission Standards | Euro 5 | T2B5 (NAFTA) |
Injection Pressure | 1800 Bar (26,106 psi) | 2000 Bar (29,008 psi) |
Injector Type | CRI 2-18 | CRI 2-20 |
Как видите, в основном разделе не такая уж и большая разница. Свечи, форсунки и экологический стандарт. В коленвале отличий нет, по каталогу с 2011 по 2018 годы единый артикул 68147110AB, а с 2019 его убрали как отдельную позицию и стали продавать в составе лонгблока. Поршни, шатуны, вкладыши без изменений. Номера впускных и выпускных клапанов одинаковые для 2011 и 2019 года. Можно даже понаблюдать за изменениями подхода к ремонту.
- Шортблок. Артикул 68147089AA, продавали до 2015 года включительно, потом включили в состав лонгблока и убрали из каталога.
- Лонгблок. С 2014 по 2015 три вида. 68225378AA (NAS), 68490382AA (NBC), 68233749AA (NBC, NA1, XD4) или (NB4, NB,F NA1). C 2016 оставили только два лонгблока 68317975AA (NAS) и 68233749AA (NBC) или (NB4, NBF). В 2018 для NAS придумали 68469516AA, для всего остального оставили 68233749AB, в том числе для AB7.
- Двигатель. С 2014 по 2015 существовали двигатели 5158035AF (AB6), 5162071AD (NBC) или (NBC, NA1, XD4) и 5162072AD (NAS). В 2016 остался один 5158035AF. С 2017 года их снова два: 5158051AD (AB6) и 5158052AF (NAS).
- Замены. Позиции 68225378AA, 5162072AD, 68317975AA, 68469516AA относятся к NAS и были сведены к единому артикулу 5158052AF.
Лишним подтверждением одинаковости двигателей служат номера головок блока цилиндра. До 2014 года включительно справа стоял артикул 68211170AA, слева 68211171AA. С 2015 года произошла серия замен. Для правой стороны 68211170AA → 68292424AA → 68295798AA → 68483335AA, для левой 68211171AA → 68292425AA → 68295799AA → 68483336AA. Причём в каталоге рядом с артикулами стоит символ ⇄, который говорит об обратной совместимости деталей.
Выводы
Выводы весьма простые и прозрачные. С 2014 года изменилась только обвязка двигателя, сам он не претерпел существенных изменений. Осталось понять какое масло Гранд Чероки «правильное» и на что оно влияет. В интернете бытует мнение, что на 5W-30 ломает коленвал, а на 5W-40 всё хорошо и гладко. Это не так, есть полно случаев выхода из строя на пробеге в 150 тысяч и масле 5W-40, равно как и пробеги свыше 350 тысяч на 5W-30. По этому поводу веско высказался так любимый нами Захар Петрович – действующий технический специалист дилера, не раз подтвердивший свою высокую квалификацию. Вот причёсанный диалог в соответствующей теме на форуме jeep4x4club.
– Форсунка может подвисать, там есть чему. Я, волей случая, видел две моторные экспертизы по поломке колена. Скажу так, мои догадки про форсунки, там в первом ряду подозреваемых. Но правду я вам все равно не скажу – нельзя мне.
– А какие-то действия, чтобы предотвратить поломку вала, в природе есть? Про них можно сказать?
– Как минимум следить за состоянием топливной. При подозрении на одну форсунку – менять её, если две или больше – менять все. В ремонт форсунок я не верю. Масла группы W40 на югах, севернее Воронежа – группы W30.
Можем посмотреть в сторону Штатов, где давно льют 5W-40 как в Гранд Чероки, так и в Додж Рам. Это всё равно не спасает и коленвал по-прежнему лопается. Тут сходятся воедино много факторов, в основе которых изначально лежат ошибки проектирования двигателя VM Motori, затем проблемы с топливной аппаратурой, которые усугубляет безалаберная эксплуатация и несвоевременная диагностика. Масло тут совсем не в первых рядах, пусть и вносит свою лепту. Всё тот же Захар Петрович вынес вердикт
– Колено лопнет почти на всех машинах, к гадалке не ходи. Так что копите деньги на ремонт.
Мы ещё раз повторим, что масло Гранд Чероки завязано на установленную систему систему снижения токсичности выхлопа. Один фильтрующий элемент – 5W-30, два – 5W-40. Это легко проверить по оригинальному каталогу. Чтобы дать максимальный уровень сервиса, держим у себя на складе бочку правоверного Shell Rotella T6 5W-40. Оно идеально подходит для завезённых из Штатов автомобилей и тем, кому наша статья покажется неубедительной и они всё равно захотят задним числом натянуть на свой автомобиль вышеупомянутый TSB.