- Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса Уаз Хантер 31516
- Рулевой УАЗ колонка картина
- Устройство рулевого редуктора УАЗ 469
- Редуктор наш рулевой
- Ремонт рулевого редуктора УАЗ-469
- Регулировка рулевого редуктора УАЗ 469
- Регулировка момента затяжки подшипников червяка
- Регулировка зацепления червяка с роликом
- Механизм работы и устройство редуктора
Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса Уаз Хантер 31516
Если вы не уверены в своем выборе или сомневаетесь, наши специалисты бесплатно проконсультируют вас по любым вопросам, связанным с нашими предложениями. Вы всегда можете задать вопросы по телефону:
Рулевой УАЗ колонка картина
Устройство рулевого редуктора УАЗ 469
Рулевой редуктор автомобили УАЗ 469 представляет собой узел, служащий для поворота передних колес автомобиля. Устройство рулевого редуктора УАЗ предусматривает снижение усилий, прилагаемых водителем к рулевому колесу при движении автомобиля.
Картер рулевого редуктора УАЗ устанавливается на раме автомобиля. Узел фиксируется с левой стороны по ходу движения. Крутящий момент от рулевой колонки к редуктору передаётся с помощью карданного вала.
Рабочая пара рулевого редуктора автомобиля УАЗ-469 состоит из глобоидального червяка и ролика двухгребневого типа. Червяк связан с валом, на который передаётся усилие рулевого колеса. Ролик устанавливается на одном валу с сошкой рулевого механизма. Таким образом, при вращении червяка ролик вместе с сошкой смещаются в определенную сторону. Для предотвращения проскальзывания вала, сошка установлена на мелкие шлицы.
При положении колёс для движения по прямой ролик должен находиться по центру червяка. Для правильности установки сошки шлицевое соединение оснащено сдвоенными единицами. Это исключает вероятность неправильной установки детали.
Фото 2: Схема рулевого редуктора УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)
Редуктор наш рулевой
Рулевой редуктор УАЗа, как выяснилось, стоит аж 7 500. Жаба забилась в истерике. Мониторинг рынка выявил, что ремкомплектов редуктора, как таковых, не существует, но практически все его запчасти можно купить по отдельности. Покрутив в руках новый вал сошки с роликом и подшипником, поцарапавшись о “высокий класс обработки поверхностей” и посмотрев на ценник в 2000 рублей, решил, что жаба не подпишет – при таком качестве детали, я лучше на старом валу хвостовик заполирую, благо подшипники в норме. Также жаба не подписала за 900 рублей червяк в сборе с валом – сказала, что лучше один червяк за 300, а вал мы с жабой перепрессуем сами. Что ему сделается, валу-то? На наборы прокладок по 20 руб. и сальники по 50 руб. жаба посмотрела благосклонно, и даже на радостях санкционировала новый карданчик в сборе за 350, а не крестовину за 120 – правда, потому, что крестовины в наличии все равно не было.
Итого все вышло в 750 рублей, что, согласитесь, отнюдь не 7 500. И пошел я прославлять жабу физическим трудом, замещая оным недостаток финансов.
Для начала развернул гаражный информцентр, дабы освежить в памяти устройство и последовательность регулировки редуктора.:
(Я предпочитаю цифровые технологии засаленным книжкам в пятнах солидола).
Первой проблемой было повреждение посадочного места сальника вала сошки – кто-то когда-то его стукнул, и оно стало несколько некруглым… Для восстановление подобрал подходящую по диаметру железяку, и легкими ударами кувалды восстановил круглость отверстия:
Сальник сел на место легко и изящно:
Павда, перед этим я долго полировал мелкой наждачной бронзовую втулку, которая под ним:
Увы, втулки такие в запчасти не поставляются вообще, и продавцы только удивлялись моим вопросам…
Заодно полирнул и сам вал сошки:
Все, заметьте, вручную, наждачкой…
Дальше пришла пора помянуть недобрым словом жабу – именно она убедила меня не покупать червяк с валом в сборе, а перепрессовывать, сэкономив 600 рублей. Оказалось, что насажен он настолько прочно, что удары кувалдой ему, как легкий утренний поцелуй в щечку любимой — воздушный и нежный, чтобы не разбудить… Пришлось привлекать тяжелую артиллерию в виде двадцатикилограммовой гири. Соорудив вот такую приспособу, прошел шарашить по ней этим стальным оковалком:
Скромное, но неотразимое обаяние двадцати килограммов, помноженных на скорость удара с размаху, оказали свое обычное действие – вал выпрессовался:
Это очень сильное колдунство, имейте в виду! Практически всегда помогает…
Тем же инструментом запрессовал вал в новый червяк:
А дальше уже дело усидчивости и аккуратности – правильно, выдержав все зазоры, тщательно подобрав толщину прокладочек (ими задается натяг в подшипниках рулевого вала), собрать рулевой редуктор:
Однако, без проблем, как вы, наверное, уже догадываетесь, обойтись нельзя. “Это УАЗ, бейби!” (Так, наверное, будет называться моя книга про уазики, если я ее когда-нибудь напишу…). Сальник рулевого вала оказался не в размер:
Вместо наружного диаметра 35, нужен на 30, при прочих равных. Нет, продавец не виноват – он честно подобрал сальник по каталогу… Другое дело, что двух одинаковых уазиков в природе не существует, и модификаций тех же рулевых редукторов неизвестное количество, даже если они отличаются только диаметром сальника. Поеду сегодня искать сальник на рынок, просто подбирая по диаметрам. Есть там пока один мужичок на входе, с подшипниками – так вот, мало кто знает, но у него и сальников ассортимент неслабый. Авось подберет чего. А в крайнем случае, найду старый валенок полоску войлока, пропитаю графиткой и устрою самопальный набивной сальник. Этот вал торчит вверх, так что даже с примитивным сальником масло по нему не потечет. Тем более, УАЗу к набивным сальникам не привыкать…
Ремонт рулевого редуктора УАЗ-469
В некоторых случаях может потребоваться ремонт рулевого редуктора. Для того чтобы выполнить работы по ремонту, не обязательно наличие профильного образования. С задачей справится человек, имеющий минимальные технические знания. Разборка рулевого редуктора осуществляется в следующей последовательности.
- Демонтировать редуктор с посадочного места. Для этого необходимо открутить и выбить болт, фиксирующий вал червяка в проушине крестовины. После этого открутить три болта, крепящих рулевой редуктор к раме автомобиля.
- Слить масло. Смазка деталей рулевого редуктора осуществляется маслом. Оно заливается в картер. Во избежание вытекания масла в корпусе установлены сальники. Для слива отработавшей жидкости необходимо выкрутить специализированную заглушку, расположенную на картере.
- Демонтировать сошку. Деталь жестко установлена на валу и зафиксирована гайкой. Для снятия можно использовать специализированный съемник. При его отсутствии можно сбить сошку с вала молотком. Важно не повредить резьбу вала.
- Открутить боковую крышку. Для этого необходимо открутить 4 болта, служащие для крепления крышки к корпусу.
- Демонтировать вал сошки. Деталь вынимается из корпуса редуктора вместе с роликом. Для того чтобы демонтировать вал, следует нанести по нему несколько ударов молотком из мягкого металла. Применение обычного молотка возможно только в совокупности с наставкой из алюминия или меди. Некоторые автомобилисты используют деревянную дощечку. Ее наставляют на вал и наносят удары. Таким образом, удается защитить резьбу от повреждений.
- Открутить болты крепления нижней крышки и демонтировать деталь. Под крышкой установлены регулировочные прокладки. Необходимо аккуратно демонтировать их.
- Демонтировать червячный вал.
После разборки все детали очищают от смазочного материала и металлической стружки, образовавшейся в результате трения. Проводится деффектовка деталей. Вышедшие из строя части необходимо заменить новыми. Сборка и установка узла осуществляется в обратной последовательности. После сборки необходимо провести регулировку рулевого редуктора.
Регулировка рулевого редуктора УАЗ 469
При наличии люфта в рулевом управлении, превышающего норму, необходимо в первую очередь проверить работоспособность крестовины рулевого карданного вала и шарниров рулевых тяг. Сильный износ деталей рулевого управления может привести к возникновению люфта. Если шарниры рулевых тяг и крестовина не изношены, потребуется регулировка узла.
Регулировка момента затяжки подшипников червяка
Чтобы отрегулировать момент затяжки подшипников червяка, необходимо демонтировать узел с автомобиля. После снятия рулевого редуктора необходимо неподвижно зафиксировать его. Для этого используют тиски. После этого регулировка осуществляется в следующей последовательности:
- Сливают из картера смазочный материал.
- Откручивают колпачковую гайку, закрывающую регулировочный винт.
- Демонтируют стопорную шайбу, предотвращающую самопроизвольное смещение регулировочного винта.
- С помощью специализированного съемника снять сошку с вала. При снятии детали без приспособления может понадобиться ее нагрев.
- Открутить болты крепления боковой крышки.
- Легкими ударами молотка из мягкого металла выбить сошку.
- Демонтировать нижнюю крышку.
- Удалить тонкую прокладку, установленную в месте крепления крышки.
- Установить нижнюю крышку рулевого редуктора.
- При наличии смещения червяка по своей оси следует демонтировать крышку и удалить вторую прокладку, а на ее место установить первую. Таким образом, уменьшится зазор между нижней крышкой и корпусом редуктора.
- После регулировки момента затяжки подшипников необходимо провести сборку и установку узла на автомобиль.
Регулировка зацепления червяка с роликом
При износе ролика или червяка появляется люфт в рулевом управлении. Для его устранения не требуется снятие узла с автомобиля. Регулировка осуществляется при установленном на автомобиль редукторе. Для устранения люфта необходимо:
- Установить колеса в положение, при котором транспортное средство будет двигаться по прямой.
- Демонтировать палец рулевой тяги из отверстия сошки. Для облегчения процесса демонтажа можно использовать специализированный съемник.
- Выкрутить гайку блокирующую доступ к регулировочному винту.
- Снять стопорную шайбу.
- Закрутить регулировочный винт до тех пор, пока не исчезнет люфт в зацеплении червяка и ролика.
- Установить стопорную шайбу на посадочное место.
- Установить гайку, закрывающую регулировочный винт.
После регулировки зазора в зацеплении червяка с роликом следует проверить усилие, прилагаемое к рулевому колесу. Слишком сильно закрученный регулировочный винт приведет к повышенному трению деталей рулевого редуктора и к быстрому их износу.
Перед разборкой и регулировкой редуктора следует проверить работоспособность других частей рулевого управления. Разборку и сборку узла можно провести без использования специализированного оборудования.
После правильной регулировки рулевого редуктора на автомобиле УАЗ 469 допустимый максимальный люфт должен составлять не более 10о. Превышение этого показателя свидетельствует о нарушениях в работе других частей рулевого управления.
Механизм работы и устройство редуктора
Устройство рулевого редуктора УАЗ
Данный текст будет посвящен общему принципу работы редуктора, и разборе данного механизма на конкретном примере, а именно на знаменитой машине «УАЗ 469» или как его еще называют — «буханка».
Начнем с того что, подавляющее большинство редукторов, если не все, сделаны из цельного чугуна и сварены при помощи стали. Использование именно этих материалов дает необходимые параметры жесткости и прочности этому механизма, ввиду специфики его устройства. Под запаянным чугуном находятся довольно простые элементы передачи: зубчатые колеса, валы, подшипники, ремни, шестерни и т.д. Также возможны комплектации, в которых предусмотрено расположение смазывающего элемента внутри механизма. Это позволяет обрабатывать смазкой шестерни и подшипники внутри редуктора «УАЗ Буханка».
Сегодня известно множество различных комплектаций, в которых выполнен рулевой редуктор, однако самой распространенной остается механизм червячного редуктора.
Он входит в комплектацию абсолютно всех современных автомобилей с системой редуктора на руле, в том числе и в УАЗ 469 (буханка). Эти системы предполагают передачу крутящего момента при помощи червячной передачи, состоящей в основном из специального винта-червяка и зубчатого червячного колеса.
Так называемый «червяк» установленный в редукторе «УАЗ 469», сделан в качестве литой детали из прочнейшего сплава. Внешне он выглядит как сердцевина во всем известной мясорубке, говоря же с использованием терминов, резьба на червяке выполнена в трапецеидальной форме. Что же касается червячного колеса, то оно мало чем отличается от обычного зубчатого, но резьба на этом элементе выполнена особенно тщательно и буквально ювелирно подогнана под форму резьбы червяка.
Зубчатые колеса для редукторов такой мощности, как в УАЗ 469 буханка делают из прочных материалов, обычно это либо чугун, который не рвется под большим усилием, либо прочный сплав стали, из них сделан сердечник. Зубья же делают из специальных антифрикционных материалов повышенной прочности. Червячная передача наиболее эффективна в машинах, где предполагаем высокий показатель крутящего момента в сочетании с небольшой угловой скоростью.