ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
В просторечном общении часто мы так или иначе коверкаем названия машин или придумываем им различные прозвища. Просто потому, что так зачастую удобнее объяснить собеседнику, что мы имеем в виду. Очевидно ведь – очень немногие поймут, что такое УАЗ-3962-01. Зато, если сказать «УАЗ-буханка» или «таблетка» – будет сразу понятно, о какой машине речь. Между тем, к некоторым машинам неправильные и просторечные названия приклеились так сильно, что теперь их очень часто принимают за истинные, т.е. официальные…
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
Один из самых ярких и глубоко «въевшихся» в сознание примеров такого рода – это «автобус ЛиАЗ-158». Маленькая предыстория. Когда Московский автозавод имени Лихачева перестал заниматься производством пассажирского транспорта, сборку городских автобусов ЗИЛ-158 перевели в Подмосковье, на Ликинский автобусный завод. При этом на ликинские автобусы, естественно, начали устанавливать новые фирменные эмблемы с надписью завода-изготовителя «ЛиАЗ» – и на передней панели кузова, и на задней. Оба эти шильдика, кстати, были официально зарегистрированными товарными знаками (Свидетельства № 19706 и № 19707 от 27.01.1961, выданные Госкомитетом по изобретениям и открытиям при Госкомитете по новой технике СССР). А в салоне, на перегородке кабины, появилась соответствующая маркировочная табличка с указанием нового завода-изготовителя.
Вот только официальное название автобусов серии «158», сходящих с конвейера Ликинского завода, так никогда и не поменялось с ЗИЛа на ЛиАЗ. В период 1959-1961 годов они продолжали нести обозначение ЗИЛ-158, а с 1961 года (после модернизации автобуса) по 1970-й – ЗИЛ-158В. Именно это название было нанесено на маркировочных табличках, оно же фигурирует в Технических условиях – главном конструкторском документе, который и предопределяет правильное название изделия (в данном случае для ЗИЛ-158В это были техусловия СТУ 35-188-62 Московского областного совнархоза от 30 декабря 1961 г., а затем и ТУ 37.025.055-66, утвержденные Замминистра автомобильной промышленности Н.И. Строкиным 26 августа 1966 года).
Заводская маркировочная табличка. Завод-изготовитель – Ликинский автобусный завод, модель – ЗИЛ-158В: нагляднее некуда!
А вот еще один интересный фотодокумент: это фрагмент заводского извещения на изменение технической документации для автобуса модели 158К – одной из модификаций базовой модели ЗИЛ-158. В левом верхнем углу прекрасно виден штамп «ОГК ЛИАЗ», а в графе «Объект» – надпись «ЗИЛ-158К».
Тем не менее, глядя на наружные эмблемы, в повседневной жизни эти ликинские автобусы постоянно называли ЛиАЗами. Фраза «ЛиАЗ-158» регулярно проникала в статьи в транспортных газетах и журналах, посвященные эксплуатации этих машин. Да что говорить, если даже в одном из изданий «Краткого справочника НИИАТ» этот автобус умудрились назвать ЛиАЗ-158В! В этой связи в собственной многотиражке Ликинского автобусного завода (она называлась «Ликинский машиностроитель») в 1968 году вышла статья товарища Соболева, начальника бюро технической документации Отдела главного конструктора. В ней черным по белому разъяснялось, как правильно называются автобусы, выпускаемые заводом! С фрагментом той статьи все желающие могут ознакомиться ниже:
Еще один канонический пример путаницы с названиями касается автомобилей семейства ГАЗ-69. Разработали их на Горьковском автозаводе. Там же их и начали выпускать в 1953 году. Но почти сразу производство всего семейства вывели на Ульяновский автозавод: первые «шестьдесят девятки» там собрали уже в конце 1954 года, а с 1956-го УАЗ стал их единственным изготовителем. Первое время из Горького в Ульяновск поставлялcя полный комплект деталей для сборки машин, однако на УАЗе активно шел процесс локализации производства комплектующих.
И вот, в частности, на капотах, которые начали самостоятельно изготавливать в Ульяновске, вместо аббревиатуры «ГАЗ» появилась новая надпись «УАЗ» в качестве фирменного логотипа завода-изготовителя. Это обстоятельство послужило поводом для многих называть эти машины в быту как УАЗ-69 и УАЗ-69А. Мол, ну а что – написано же на них «УАЗ»! Однако это неправильно. Название машины после передачи производства никак не поменялось: все два десятка лет в Ульяновске продолжали выпускать автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Традиционно желающие убедиться лично могут обратиться к техническим условиям – например, ТУ 37.025.223-68 Минавтопрома от 30.08.1968. Вот странички оттуда:
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
В просторечном общении часто мы так или иначе коверкаем названия машин или придумываем им различные прозвища. Просто потому, что так зачастую удобнее объяснить собеседнику, что мы имеем в виду. Очевидно ведь – очень немногие поймут, что такое УАЗ-3962-01. Зато, если сказать «УАЗ-буханка» или «таблетка» – будет сразу понятно, о какой машине речь. Между тем, к некоторым машинам неправильные и просторечные названия приклеились так сильно, что теперь их очень часто принимают за истинные, т.е. официальные…
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
Вот только официальное название автобусов серии «158», сходящих с конвейера Ликинского завода, так никогда и не поменялось с ЗИЛа на ЛиАЗ. В период 1959-1961 годов они продолжали нести обозначение ЗИЛ-158, а с 1961 года (после модернизации автобуса) по 1970-й – ЗИЛ-158В. Именно это название было нанесено на маркировочных табличках, оно же фигурирует в Технических условиях – главном конструкторском документе, который и предопределяет правильное название изделия (в данном случае для ЗИЛ-158В это были техусловия СТУ 35-188-62 Московского областного совнархоза от 30 декабря 1961 г., а затем и ТУ 37.025.055-66, утвержденные Замминистра автомобильной промышленности Н.И. Строкиным 26 августа 1966 года).
А вот еще один интересный фотодокумент: это фрагмент заводского извещения на изменение технической документации для автобуса модели 158К – одной из модификаций базовой модели ЗИЛ-158. В левом верхнем углу прекрасно виден штамп «ОГК ЛИАЗ», а в графе «Объект» – надпись «ЗИЛ-158К».
Тем не менее, глядя на наружные эмблемы, в повседневной жизни эти ликинские автобусы постоянно называли ЛиАЗами. Фраза «ЛиАЗ-158» регулярно проникала в статьи в транспортных газетах и журналах, посвященные эксплуатации этих машин. Да что говорить, если даже в одном из изданий «Краткого справочника НИИАТ» этот автобус умудрились назвать ЛиАЗ-158В! В этой связи в собственной многотиражке Ликинского автобусного завода (она называлась «Ликинский машиностроитель») в 1968 году вышла статья товарища Соболева, начальника бюро технической документации Отдела главного конструктора. В ней черным по белому разъяснялось, как правильно называются автобусы, выпускаемые заводом! С фрагментом той статьи все желающие могут ознакомиться ниже:
Еще один канонический пример путаницы с названиями касается автомобилей семейства ГАЗ-69. Разработали их на Горьковском автозаводе. Там же их и начали выпускать в 1953 году. Но почти сразу производство всего семейства вывели на Ульяновский автозавод: первые «шестьдесят девятки» там собрали уже в конце 1954 года, а с 1956-го УАЗ стал их единственным изготовителем. Первое время из Горького в Ульяновск поставлялcя полный комплект деталей для сборки машин, однако на УАЗе активно шел процесс локализации производства комплектующих.
И вот, в частности, на капотах, которые начали самостоятельно изготавливать в Ульяновске, вместо аббревиатуры «ГАЗ» появилась новая надпись «УАЗ» в качестве фирменного логотипа завода-изготовителя. Это обстоятельство послужило поводом для многих называть эти машины в быту как УАЗ-69 и УАЗ-69А. Мол, ну а что – написано же на них «УАЗ»! Однако это неправильно. Название машины после передачи производства никак не поменялось: все два десятка лет в Ульяновске продолжали выпускать автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Традиционно желающие убедиться лично могут обратиться к техническим условиям – например, ТУ 37.025.223-68 Минавтопрома от 30.08.1968. Вот странички оттуда:
ЛиАЗ-158, УАЗ-69 и другие советские машины, которых никогда не было
В просторечном общении часто мы так или иначе коверкаем названия машин или придумываем им различные прозвища. Просто потому, что так зачастую удобнее объяснить собеседнику, что мы имеем в виду. Очевидно ведь – очень немногие поймут, что такое УАЗ-3962-01. Зато, если сказать «УАЗ-буханка» или «таблетка» – будет сразу понятно, о какой машине речь. Между тем, к некоторым машинам неправильные и просторечные названия приклеились так сильно, что теперь их очень часто принимают за истинные, т.е. официальные…
Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
Один из самых ярких и глубоко «въевшихся» в сознание примеров такого рода – это «автобус ЛиАЗ-158». Маленькая предыстория. Когда Московский автозавод имени Лихачева перестал заниматься производством пассажирского транспорта, сборку городских автобусов ЗИЛ-158 перевели в Подмосковье, на Ликинский автобусный завод. При этом на ликинские автобусы, естественно, начали устанавливать новые фирменные эмблемы с надписью завода-изготовителя «ЛиАЗ» – и на передней панели кузова, и на задней. Оба эти шильдика, кстати, были официально зарегистрированными товарными знаками (Свидетельства № 19706 и № 19707 от 27.01.1961, выданные Госкомитетом по изобретениям и открытиям при Госкомитете по новой технике СССР). А в салоне, на перегородке кабины, появилась соответствующая маркировочная табличка с указанием нового завода-изготовителя.
Вот только официальное название автобусов серии «158», сходящих с конвейера Ликинского завода, так никогда и не поменялось с ЗИЛа на ЛиАЗ. В период 1959-1961 годов они продолжали нести обозначение ЗИЛ-158, а с 1961 года (после модернизации автобуса) по 1970-й – ЗИЛ-158В. Именно это название было нанесено на маркировочных табличках, оно же фигурирует в Технических условиях – главном конструкторском документе, который и предопределяет правильное название изделия (в данном случае для ЗИЛ-158В это были техусловия СТУ 35-188-62 Московского областного совнархоза от 30 декабря 1961 г., а затем и ТУ 37.025.055-66, утвержденные Замминистра автомобильной промышленности Н.И. Строкиным 26 августа 1966 года).
Заводская маркировочная табличка. Завод-изготовитель – Ликинский автобусный завод, модель – ЗИЛ-158В: нагляднее некуда!
А вот еще один интересный фотодокумент: это фрагмент заводского извещения на изменение технической документации для автобуса модели 158К – одной из модификаций базовой модели ЗИЛ-158. В левом верхнем углу прекрасно виден штамп «ОГК ЛИАЗ», а в графе «Объект» – надпись «ЗИЛ-158К».
Тем не менее, глядя на наружные эмблемы, в повседневной жизни эти ликинские автобусы постоянно называли ЛиАЗами. Фраза «ЛиАЗ-158» регулярно проникала в статьи в транспортных газетах и журналах, посвященные эксплуатации этих машин. Да что говорить, если даже в одном из изданий «Краткого справочника НИИАТ» этот автобус умудрились назвать ЛиАЗ-158В! В этой связи в собственной многотиражке Ликинского автобусного завода (она называлась «Ликинский машиностроитель») в 1968 году вышла статья товарища Соболева, начальника бюро технической документации Отдела главного конструктора. В ней черным по белому разъяснялось, как правильно называются автобусы, выпускаемые заводом! С фрагментом той статьи все желающие могут ознакомиться ниже:
Еще один канонический пример путаницы с названиями касается автомобилей семейства ГАЗ-69. Разработали их на Горьковском автозаводе. Там же их и начали выпускать в 1953 году. Но почти сразу производство всего семейства вывели на Ульяновский автозавод: первые «шестьдесят девятки» там собрали уже в конце 1954 года, а с 1956-го УАЗ стал их единственным изготовителем. Первое время из Горького в Ульяновск поставлялcя полный комплект деталей для сборки машин, однако на УАЗе активно шел процесс локализации производства комплектующих.
И вот, в частности, на капотах, которые начали самостоятельно изготавливать в Ульяновске, вместо аббревиатуры «ГАЗ» появилась новая надпись «УАЗ» в качестве фирменного логотипа завода-изготовителя. Это обстоятельство послужило поводом для многих называть эти машины в быту как УАЗ-69 и УАЗ-69А. Мол, ну а что – написано же на них «УАЗ»! Однако это неправильно. Название машины после передачи производства никак не поменялось: все два десятка лет в Ульяновске продолжали выпускать автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Традиционно желающие убедиться лично могут обратиться к техническим условиям – например, ТУ 37.025.223-68 Минавтопрома от 30.08.1968. Вот странички оттуда: