Lexus RX: особенности покупки кроссовера с пробегом
Второй Lexus RX (XU30) стал достойной заменой первого поколения и не мог остаться без внимания российской публики: премиальный кроссовер по адекватной цене, да еще с «тойотовскими» генами, был обречен на успех.
Вначале RX предлагался с двумя бензиновыми V6: RX 300(204 л. с.) для Европы и RX 330(230 л. с.) для США. Гибриды появились позже, в 2005 году, а год спустя после модернизации свет увидела самая мощная модель RX 350(276 л. с.). Базовый RX300 оснащался трехлитровой «шестеркой» с фирменной системой регулировки фаз VVT-i. Претензий к 3,0-литровому мотору минимум: при нормальном обслуживании агрегат легко преодолевает отметку в 300 тыс. км без каких-либо проблем. На его базе был построен двигатель чуть большего объема 3MZ-FE (3,3 л, 230 л. с.), который устанавливали на RX 330 и с небольшими переделками на бензо-электрический RX 400h. Гибридная версия оснащалась другими опорами, иной системой впуска и фазами газораспределения. Двигатель последней версии, кстати, оказался менее прихотливым: поскольку усилитель руля и компрессор кондиционера там электрические, на моторе нет навесных агрегатов, приводимых в действие поликлиновым ремнем (у гибрида хватает своих «тараканов», но об этом чуть позже). При покупке американского 330-го стоит быть особенно осторожным: во-первых, янки не отличаются бережным техобслуживанием, а во-вторых, можно приобрести версию «рекса» с приводом лишь на переднюю ось. Также на всех двигателях случались проблемы с быстрым выходом из строя катализаторов и лямбда-зондов: проблема не повсеместная и возникает чаще всего при заправке некачественным топливом.
Двигатель RX 350 (3,5 л, 276 л. с.), вышедший в 2006 году, оказался даже экономичнее RX300 (3,0 л, 204 л. с.). Слабое место — система фаз газораспределения
С двигателем RX400h (3,3 л 211 л. с.), построенном на базе 3-литрового мотора, проблем быть не должно: в прошлом он отлично зарекомендовал себя на моделях RX 300 и Camry
ГИБРИДНАЯ УСТАНОВКА
Комбинация гибридной установки HSD (Hybrid Synergy Drive) и 3,3-литрового мотора позволила добиться высокой мощности и завидной экономичности. Правда, относится это только к городскому режиму движения с частыми разгонами и торможениями, когда в полную силу начинает работать система рекуперации энергии. Так, например, средний расход топлива на средненагруженных городских улицах может держаться на уровне 10–11 литров. При стабильной же скорости или, наоборот, в глухих пробках преимущество гибрида тает на глазах вместе с указателем уровня топлива, который при активной езде увеличивается до 15–16 л. Вопреки опасениям, сильные холода не стали помехой для силовой установки: никель-металлгидридная батарея переносит мороз без заметного снижения рабочих характеристик. С достоинством аккумуляторы выносят и большие пробеги: даже с ранними экземплярами серьезных проблем пока еще не возникало, поэтому аккумуляторы могут прослужить не меньше ДВС (минимум 300–350 тыс. км). Чего не скажешь про электронную систему управления. Главные неприятности может доставить инвертор — блок, трансформирующий постоянный ток в переменный и наоборот. Поломка может случиться при пробеге от 100 до 200 тыс. км, что полностью обездвижит автомобиль: поскольку электромотор является частью трансмиссии, передвигаться только на бензиновой тяге не выйдет. Производитель проводил отзывную кампанию по замене этих блоков — даже если автомобиль был ввезен из США и блок не менялся, есть вероятность заменить деталь бесплатно. И лучше этим воспользоваться: цена замены блока у некоторых официальных дилеров доходила до 500–600 тысяч рублей! Сейчас можно обойтись относительно «малой кровью»: зачастую меняется не весь инвертор, а только его плата. Так, в некоторых сервисах его ремонт может обойтись в 30–90 тысяч рублей и до 300 — в случае его замены. Причины выхода из строя преобразователя — долгие пробуксовки и плохое охлаждение. Поэтому на бездорожье лучше вообще не съезжать, тем более что полный привод у гибрида не совсем «полноценный»: заднюю ось приводит в действие электромотор, который гораздо слабее переднего (тяга распределяется между осями в пропорции примерно 80/20 в пользу передних колес). Также, чтобы продлить жизнь гибриду, следует вовремя менять жидкость охлаждения инвертора, следить за состоянием радиатора системы и на всякий случай раз в 100 тыс. км менять его помпу. Но хлопот гибрид может доставить даже в том случае, если автомобиль стоит «на приколе»: за 3–4 недели простоя тяговая батарея и резервный аккумулятор RX 400h могут полностью разрядиться. «Прикурить» от другого автомобиля не удастся — привычного стартера здесь нет, а зарядить АКБ возможно с помощью профессионального зарядного устройства в специализированном сервисе.
1 — Бензиновый двигатель V6 (3,3 л, 211 л. с.). 2 — Передний электромотор, совмещенный с генератором и планетарным редуктором. 3 — Высоковольтная батарея (6,5 Ач, 288 В). 4 — Блок преобразователей напряжения (инвертор). 5 — Задний электродвигатель
ТРАНСМИССИЯ
У гибрида коробки передач как таковой нет — ее функции здесь выполняет комбинация переднего электромотора и планетарного редуктора. И с ней, как правило, проблем не бывает. На обычные же версии Lexus RX устанавливалась адаптивная 5-ступенчатая АКП. Основное нарекание по этой коробке — «дерганое» переключение при переходе со второй на третью передачу. Автомат неубиваемым не назовешь, но если не подвергать его серьезным испытаниям, узел может прослужить и 300 тыс. км. Чтобы продлить жизнь коробке, нужно менять масло хотя бы раз в 90 тыс. км, пусть оно и рассчитано на весь срок службы. После рестайлинга, проведенного в 2006 году, надежность и алгоритм работы заметно улучшились.
ПОДВЕСКА, ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Lexus RX в любом из исполнений, будь то пневматическая или обычная пружинная подвеска, отличался сбалансированным поведением на трассе, отличной курсовой устойчивостью и плавностью хода. Послерестайлинговые версии стали менее комфортными на разбитых дорогах, но более собранными в поворотах. Традиционно больше хлопот после нескольких лет эксплуатации доставляет пневмоподвеска: от обилия реагентов нередко выходят из строя датчики положения кузова, а также компрессор подкачки или его клапаны. Весьма быстро в случае с пневматикой (около 60 тыс. км) могут потерять эффективность передние стойки, в то время как у автомобилей с обычной подвеской амортизаторы доживают до 80–100 тыс. км. В кормовой части кроссовера относительно рано могут побеспокоить сайлент-блоки рычагов — их ресурс обычно составляет 60–70 тыс. км. Еще одна проблема «эр-икса» — закисающий стояночный тормоз. Если этого не заметить, то езда с «ручником» может обернуться убитыми ступичными подшипниками и колодками. Благо, модернизация коснулась и ходовой: датчики подвески, амортизаторы и сайлент-блоки стали более долговечными.
КУЗОВ И САЛОН
Больше всего от российских дорог страдает капот «Лексуса»: от сколов он начинает ржаветь, что, к слову, нередко становилось причиной его гарантийной замены. У дилеров спустя некоторое время даже появилась специальная пленка, которая продлевала ему жизнь. Также много нареканий вызвала головная оптика: передние фары не очень эффективны ночью, а при пасмурной погоде часто запотевают. Салон «Лексуса» собран вполне добротно, хотя через пару лет эксплуатации может наполниться посторонними звуками, исходящими, к примеру, от крепления задних сидений и шторки багажного отделения. Сами сиденья крайне комфортные, но их покрытие требует аккуратного обращения: кожаная обивка весьма мягкая и быстро пачкается.
ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ НЕЗАВИСИМЫХ СТО, р.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ З/Ч | НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ З/Ч | РАБОТА | |
Свечи зажигания (6 шт.) | 2600 | 1300 | 4000 |
Инвертор | 200 000–300 000 | — | 6000 |
Ремонт инвертора | — | — | 30 000–90 000 |
Насос охлаждения инвертора | 27 000 | — | 4000 |
Тормозные диски/колодки (2 шт.) | 8800/3500 | 3000/1300 | 1200/800 |
Ступица задняя с подшипником | 8000 | 4200 | 1800 |
Шаровая опора | 2100 | 700 | 1000 |
Пневмостойка / амортизатор передний | 35 000/6500 | —/3500 | 1700 |
Датчик положения кузова | 8500 | — | — |
Компрессор пневмоподвески | 27 000 | — | 2000 |
Капот | 25 000 | 13 000 | 1600 |
Бампер | 23 500 | 4600 | 1400 |
Крыло | 10 700 | 7300 | 700 |
Передняя фара | 31 000 | 9300 | 500 |
Лобовое стекло | 9600 | 3000 | 2000 |
Экономичная в городе гибридная установка, богатое оснащение, надежные и мощные ДВС, комфортная подвеска, отличная шумоизоляция.
Капризная гибридная система, плохая проходимость, нарекания к надежности АКП и элементов пневмоподвески, отсутствие дизельных агрегатов.
ОБЗОР ВТОРИЧНОГО РЫНКА СРЕДНЕРАЗМЕРНЫХ КРОССОВЕРОВ
Стоит ли рисковать, чтобы приобщиться к технологиям будущего, решать вам. Но и обходить стороной гибридный RX400H, пожалуй, не стоит. Главное, подойти к покупке, и тем более к эксплуатации, крайне ответственно: ремонт силовой установки может влететь в копеечку. Обычный RX хоть и не так экономичен, но все же менее прихотлив в эксплуатации и имеет полноценный полный привод. Меньше всего шансов столкнуться с проблемными экземплярами, если обратить внимание на модернизированные кроссоверы, выпущенные после 2006 года.