Land Rover возродит Freelander в формате мини-кроссовера
Игорь Владимирский
В гамме компании Land Rover вновь появится компактный и относительно недорогой кроссовер. Как сообщает британское издание Autocar, новая младшая модель увидит свет в 2021 году и, скорее всего, будет иметь уже подзабытое имя Freelander, хотя не исключены и другие варианты.
Land Rover Freelander первого поколения
Помните первый Freelander образца 1997 года? Этот кроссовер был разработан еще до того, как марка Land Rover отправилась в погоню за Рейндж Ровером в премиум-сегмент, а потому оказался относительно простым и доступным, привлек новых покупателей и увеличил продажи компании. Но Freelander второго поколения стал богаче и дороже, а в 2014 году ему на смену пришел более крупный и еще заметно подорожавший Discovery Sport (минимум 2,68 млн рублей в России).
К слову, в России новая модель успеха не снискала, однако в мировом масштабе замена Фрилендара на Discovery Sport оказалась оправданной: в Европе спрос вырос вдвое до 44—47 тысяч в год, а в США продажи и вовсе подскочили вчетверо, хотя абсолютные показатели ниже европейских (14 тысяч машин в год). Тем не менее исходное место Фрилендера в модельном ряду фактически оказалось вакантным.
Land Rover Discovery Sport
Будущий кроссовер станет даже компактнее первого Фрилендера и будет насчитывать примерно 4,2 м в длину против 4,45 м. Полностью новую платформу разрабатывать накладно, поэтому для машины адаптируют существующую «тележку» D8, на которой базируются Land Rover Discovery Sport и Jaguar E-Pace. Новая версия платформы с кодом D10 должна стать короче и дешевле, но обязательно сохранит полный привод, а вдобавок в нее заложат возможность создания гибридных версий. Основными конкурентами нового беби-Ровера окажутся Audi Q2, Jeep Renegade и Mini Countryman.
А самое интересное, что новый компактный Land Rover может прийти не один! Компания рассматривает создание целого семейства, в котором также окажутся богатая версия под брендом Range Rover и утилитарный вариант в стиле Дефендера. Но пока это лишь планы. Выпускать маленькие кроссоверы, скорее всего, будут на заводе компании Jaguar Land Rover в Словакии: он уже почти построен, запуск ожидается в конце этого года, а первой продукцией станет полноразмерный Discovery пятого поколения.
Электрический мини-внедорожник от Land Rover появится в 2027 году
Компания Jaguar Land Rover (JLR) уже давно ведет разговоры о создании компактного внедорожника, но до сих пор не раскрывала своих планов по его созданию. На данный момент известно, что к 2027 году будет выпущен новый мини-внедорожник Land Rover с электрическим приводом, получивший предварительное название Defender Sport. Несмотря на небольшие габариты, электромобиль будет иметь характерную для марки внешность открытого и сурового внедорожника. Идею расширения бренда Defender и добавления электрического мини-внедорожника подтвердил генеральный директор JLR Адриан Марделл на недавней конференции инвесторов компании.
«Range Rover, Defender и Discovery сойдут с платформы», — сказал он, подразумевая новую платформу электромобиля EMA.
После того как JLR в прошлом году обнародовала планы по реорганизации завода в Хейлвуде, она заявила о том, что создаст на нем не менее четырех электрокаров. В число новых электрических моделей входят Range Rover Velar, Land Rover Discovery Sport и Range Rover Evoque. Теперь раскрыта тайна четвертого электромобиля. Несмотря на то, что другие подробности о нем не были подтверждены, тот факт, что он будет построен на платформе EMA, предназначенной только для EV, дает достаточно оснований для предположений. Платформа 800V EMA будет выдавать максимальную мощность в 350 кВт. Кроме того, аккумуляторные блоки будут обладать гораздо более высокой плотностью энергии, чем у нынешнего Jaguar I-Pace, благодаря новым партнерским отношениям с Tata Group по поставке аккумуляторов с запасом хода до 720 км. Более эффективные и компактные батареи позволят увеличить пространство салона электрокара и высоту посадки, что так важно для покупателей. JLR стремится к максимальному повышению ценности каждого из брендов после объявления в июне о новой стратегии ребрендинга. По замыслу компании, Jaguar, Range Rover, Discovery и Defender станут самостоятельными брендами, а Land Rover останется «ключевой частью ДНК компании». Одним из главных источников дохода JLR является модель Defender. Вместе с Range Rover и Range Rover Sport эти три модели получили 76% от банка заказов в 185 тысяч единиц в первом квартале 2023 года. Более дешевый электрический мини-внедорожник Defender Sport может стать еще одним потенциальным крупносерийным продаваемым автомобилем, поскольку бренд вступает в эру EV.
Представлен новый Range Rover Evoque. Мини-Velar?
Сергей Знаемский
Дверные ручки. Нужно смотреть на дверные ручки. Это самый верный способ отличить новый Range Rover Evoque от старого. Конечно, если задержать взгляд на машине подольше, то станут заметны и некоторые другие новшества: узкие фары, новый бампер, сдвоенные задние фонари. Но таких примет немного — и они неочевидны. А вот дверные ручки видны всегда и почти с любого ракурса, поэтому вернее маркера не найти, и если они утоплены, значит, Evoque — новый.
На самом деле дизайнерам нужно сказать большое спасибо за то, что они не стали менять телосложение нового кроссовера, но одарили его колесами диаметром 21 дюйм, украшениями и салоном от Велара — самого модного и хайпового Рейндж Ровера. Ведь что может быть важнее для компактного фэшн-паркетника? И обратите внимание, что с колесных арок исчезли пластиковые защитные накладки: Evoque больше не стесняется своей городской сущности.
Кстати, пара фактов для понимания и без того очевидного призвания этого кроссовера. По данным компании Jaguar Land Rover, в Европе 73% его покупателей живут в городах, 70% не имеют детей, 50% носят наручные электронные устройства и примерно для 70% Evoque становится первым автомобилем марки Land Rover.
Тем не менее трехдверной версии отныне не будет. Спрос был невелик, поэтому вместо купеобразной модификации пятидверному Эвоку просто еще больше занизили крышу в задней части, чтобы смотрелось пошикарнее. И больше наклонили передние стойки крыши, хотя сама крыша над передними креслами теперь на полтора сантиметра выше. Ну и логичным следствием отказа от трехдверки станет уход кабриолета. Жаль, открытый Evoque разбавлял видовое разнообразие на дорогах, но сильно грустить мы не будем.
Интересно, что шайбы селектора «автомата» больше нет: водителю вернули рычаг, пусть и в виде нефиксируемого джойстика. На центральной консоли — два тачскрина с виртуальной панелью «климата», причем левая рукоятка может программно превращаться в переключатель системы Terrain Response (как на «больших» Рейнджах). Но для начальных комплектаций такой сенсорный кокпит с жидкокристаллической панелью приборов будет опцией, а «в базе» у них — обычные стрелочные приборы и механический блок климат-контроля.
Evoque наградили таким же, как у Велара, нонконформистским выбором материалов отделки — от ткани Eucalyptus до комбинированного шерстяного текстиля Kvadrat. И электрической регулировкой рулевой колонки. В итоге по вау-эффекту Evoque в богатых комплектациях не просто сравнялся со старшими братьями, но даже в чем-то их превзошел, так как первым среди Ягуаров и Ленд Роверов обзавелся «прозрачным капотом» и видеозеркалом заднего вида.
И то и другое, по сути, электронные примочки к системе кругового обзора. Функция «прозрачный капот» берет картинку с фронтальной камеры на самом носу автомобиля и с двух камер в корпусах боковых зеркал, «сшивает» из этих изображений полотно полусферического обзора вперед и выводит на экран мультимедийки, помогая водителю как бы сквозь капот видеть все происходящее перед бампером автомобиля. Дистанция видимости — 8,5 м, а ширина сектора обзора — 15 м. Правда, функция работает лишь на скорости до 30 км/ч, а дальше водитель уже обязан смотреть на реальную дорогу. Land Rover утверждает, что стал пионером внедрения такого помощника, хотя и Mercedes G-класса, и новый BMW X5 уже умеют делать примерно то же самое.
Ну а видеозеркало уже знакомо по Кадиллакам и некоторым моделям Nissan. Это еще одна камера заднего вида, которая, в отличие от парковочной, установлена в акульем плавнике на крыше и смотрит не вниз, а вдаль. Широкоформатная картинка размером 1600х320 отображается прямо на экран в салонном зеркале заднего вида, которое, впрочем, сохранило и способность отражать действительность традиционным способом. Частота обновления кадров — 60 в секунду, угол обзора — 50 градусов, а от грязи объектив должны спасать специальный корпус и гидрофобное покрытие.
Смена поколений Эвока примечательна еще и тем, что, провожая старый кроссовер, компания Jaguar Land Rover прощается с последним автомобилем на чисто фордовской платформе. Несмотря на то, что кузов нового Эвока очень похож на прежний, на самом деле от предшественника ему достались только дверные петли. В остальном это новая конструкция из стали и алюминия, с увеличенной долей высокопрочных и сверхвысокопрочных сталей, с выросшей на 13% жесткостью, с уменьшенными на 42% зазорами между панелями — и с растянутой на 21 мм колесной базой, до 2681 мм. Хотя длина машины осталась неизменной: 4371 мм.
Evoque обещает больше простора для задних пассажиров, но важнее, что вместо фордовской задней многорычажки от платформы EUCD (она роднила Evoque с Кугой и Фокусом) теперь установлена своя собственная подвеска с тремя основными и одним промежуточным рычагами. То есть Evoque имеет почти такое же шасси, как у кроссоверов Land Rover Discovery Sport и Jaguar E-Pace. Маленькому Ягуару маленький Рейндж вообще родной брат: у них одинаковая колесная база, — хотя сам E-Pace немного длиннее.
Получившуюся платформу Land Rover назвал PTA (Premium Transverse Architecture), она напоминает уменьшенную версию платформы iQ(Al), на которой сделаны, например, Velar и седан Jaguar XE, только с поперечным расположением двигателя и подключаемым приводом на задние колеса. На разработку ушел один миллиард фунтов стерлингов, что даже по нынешним временам выглядит колоссальной суммой, но особенно много средств потребовала борьба за лучшую плавность хода и экологичность.
Дополнительные отличия от прежней фордовской «тележки» — это, во-первых, разнесенные задние пружины и амортизаторы (стойки стали ниже, шум в салоне уменьшился, а багажник увеличился на 10% — до 591 л). Во-вторых, Evoque использует только собственные моторы семейства Ingenium, а в-третьих, появилась возможность гибридизации, ведь любой Evoque теперь имеет место для установки тяговых батарей под полом салона. Передние стойки McPherson тоже доработаны: у нижних рычагов появились втулки, заполненные жидкостью для борьбы с вибрациями. А в качестве опции стали доступны электронноуправляемые амортизаторы с индивидуальными акселерометрами.
Набор агрегатов для России включает только двухлитровые турбочетверки, только девятиступенчатый «автомат» и только полный привод, хотя в Европе будут и версии на «механике». На рынок Evoque выйдет весной, у нас появятся две дизельные версии (150 л.с. и 180 л.с.) и три бензиновые (200, 249 и 300 л.с.). При этом 300-сильный Evoque будет «мягкогибридным» — то есть с батареей на 8 кВт∙ч и стартер-генератором, который может в одиночку тянуть автомобиль на скорости до 17 км/ч.
А вот «заряженного» дизеля на 240 л.с., как у Ягуара, Range Rover Evoque на нашем рынке не получит. Зато в глобальной гамме появится полноценный подключаемый гибрид — с трехцилиндровым компрессорным двигателем 1.5, двумя электромоторами и батареей на 11,5 кВт∙ч. Правда, на рынок такой гибридомобиль выйдет только в 2020 году.
На бездорожье Evoque, скорее всего, останется тем, кем был. Система Terrain Response доработана, а клиренс немного вырос (до 212 мм), но полный привод, по сути, прежний — с многодисковой муфтой. Однако если у базовых версий сзади установлен обычный свободный дифференциал, то на мощных модификациях (240 и 300 л.с.) работает трансмиссия с пакетами фрикционов на каждой полуоси, которые позволяют управлять вектором тяги.
На асфальте Evoque может превращаться в переднеприводник с помощью отключения карданного вала муфтами на его концах. У гибрида никакого кардана не будет, а привод на задние колеса обеспечит отдельный электромотор мощностью 108 л.с. с собственным двухступенчатым редуктором. Динамические способности гибрида пока неизвестны, но время разгона до 100 км/ч обычных версий — от 11,2 с у 150-сильного дизеля до 6,6 с у 300-сильного бензинового кроссовера.
За восемь лет с момента выхода предыдущий Evoque нашел 772 тысячи покупателей по всему миру. Из них в России — чуть более 22 тысяч. Цены на российском рынке будут объявлены позже, но пока можно ориентироваться, например, на Германию, где новый Evoque будет стоить от 37350 евро, то есть на 1420 евро дороже предшественника и на 1725 евро дороже, чем Jaguar E-Pace. В России, напомним, уходящий Evoque стоит от 2 млн 843 тысяч рублей, а Jaguar E-Pace — от 2 млн 542 тысяч.