Ленд крузер это паркетник
«Крузак», «Кукурузник», «TLC», «Сорока» — все это народные названия легендарной линейки полноприводных автомобилей Land Cruiser. Правильный смысловой перевод названия «Land Cruiser» означает не что иное, как «Землепроходец». Совсем недавно семейству Toyota Land Cruiser исполнилось 55 лет. Это возраст зрелости «Землепроходцев»! В таком возрасте пора бы и «по отчеству» величать. А каких только прозвищ не было! В смутные 90-е годы «крушения империи» машины Land Cruiser 80 называли у нас даже «Большой бандитской тачанкой». Но какие бы нелепые прозвища не давали этим машинам, все равно никакая «грязь к ним не прилипает». Почему? Да просто потому, что Land Cruiser это классика жанра полноприводных авто. Это абсолютный TOП! Холеные американские джипы и даже знаменитый английский Land Rover уступили ему в качестве классического внедорожника! Вплоть до наших дней Toyota умудряется в основе большого джипа сохранять «гены» предков — грубых утилитарных «проходимцев», хотя линейка их содержит уже десятку серий! Действительно: J1, J2, J4, J5, J6, J7, J8, J9, J10, J12 — целых десять модельных серий Land Cruiser рождено инженерами Toyota за 55 лет. Как вы поняли, буква «джей» здесь означает тип транспортного средства — «jeep», а цифра — номер модельного ряда. Тут есть и традиционная в названиях игра слов: по-английски «джей» (jay) — «сорока», отсюда и одно из прозвищ «проходимцев». Посмотрим, как все развивалось?
Шасси первого BJ — основа грузовика SB
Отец и сын — BJ (справа) и FJ
Спидометр и четыре стрелочных прибора — проще простого
Грузовой «Сороке» сам черт не брат!
FJ: ОТ UTILITY ДО HUMANITY
J70 — возврат к канонам «Сороки» после большой 60-ки
Всего лишь в течение пары лет география жизни FJ радикально расширилась, в его ареал вошли Иордания, Кувейт, Арабские Эмираты и Австралия. Тому способствовало то, что «двадцатка» выпускалась в разных вариациях — от FJ20 до FJ29, куда входили открытые и закрытые короткобазники, длиннобазные универсалы и грузовые пикапы. В 1958 году Toyota начала экспорт автомобилей в США: первыми ласточками были семейный седан Crown и FJ28V — длиннобазный универсал (V — означает «VAN»). Известно, что фактически Toyota потерпела фиаско на рынке США, особенно с Crown, лишь FJ кое-как продавался.
Каких только вариантов BJ40 нет!
Были и короткие и такие как этот — BJ45T
Странно, но, видимо, американцам не хватало именно демультипликатора: как только у FJ появилась пониженная передача, спрос на машину в США начал неуклонно расти! Кроме трансмиссии, были и интерьерные изменения: машина стала несколько просторнее, впереди появился «диван», который позволял размещаться троим пассажирам, чему способствовал и перенос «кочерги» КП на руль, а рычага раздатки на переднюю панель, что так модно было в США. К середине 60-х японский джип был уже достаточно популярным экипажем в «штатах», особенно его длиннобазная пятидверная версия FJ45V.
Тем не менее люди Умехары не успокоились, так как понимали, что «сороковка» далека от идеала: груба, неудобна и тесна. Инженеры вели разработку более комфортабельного кузова типа «универсал». В 1967 году, когда «Битлз» записали «Сержанта Пеппера», такая машина была готова. Это семейство FJ50, как говорилось в пресс-релизах, «модели специально для рынков США и Австралии»! Замечу, что с появлением FJ50 о прекращении производства семьи FJ40 не было и речи, ведь эти машины популярны на Востоке и в Африке и поставлялись уже в десятки стран мира. Машина получила новый двигатель 2F объемом 3,8 литра и мощностью 145 л.с. и большой 5-дверный кузов с двумя диванами. В базовом варианте это был уже шестиместный автомобиль: короткобазник 5-го поколения предусмотрен не был, так как таковым оставался «сороковой». Сороковая модель не могла развить номинальную для хайвэев США скорость 130 км/ч, у 50-й с этим все было нормально. Впервые джип фирмы Toyota успешно прошел американский крэш-тест! Специально для этого инженеры Toyota создали новую более прочную раму с поперечным сечением лонжеронов коробчатого профиля.
К чему же привели все «потуги»? Получилась большая, удобная, феноменально прочная и по-прежнему технически простая машина. «Эф-джей»
55-й модели прочно занял свою нишу в США и Австралии и выпускался в почти неизменном виде около 14 лет — до 1979 года, составив достойную конкуренцию Land Rover! Люди полюбили FJ 55-й: в народе он получил любовное прозвище «Moose», что в переводе означает «Лось».
БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ: ВМЕСТЕ!
Семидесятому с дизелем 3B любой прицеп по плечу
Шикарный турбированный LC70 с суперсалоном VX
Зима для FJ60 не помеха — в салоне две печки!
В 1976 году коллектив конструкторов, возглавляемый Хироши Озава, начал работы над новым полноразмерным «Землепроходцем», продолжающим славные традиции комфортабельного джипа FJ55V. Десять лет — это срок замены большой машины. Задачей конструкторов было сделать еще более комфортный и близкий к легковым автомобилям большой кузов «универсал», венчающий собой «кондовое» шасси 4WD. Мнения разделились надвое: часть энтузиастов доказывала, что пора переходить к независимой подвеске, ретрограды отстаивали старое-доброе: неразрезные мосты на рессорах. Победили консерваторы! Сейчас практически невозможно найти человека, кто не одобрил бы такого исхода борьбы идеологий.
К 1979 году Хироши Озава создал новый базовый большой джип семейства J60. Это было нормальное эволюционное развитие: даже рама «шестидесятки» имела такую же форму, как у FJ55, только размеры увеличились — кузов стал больше. Базовым двигателем шестидесятого «Круизера» был все тот же B. Линейка двигателей включала дизели — B, 2B, 3B, 2H, 12H-T (последний — первый турбированный дизель Toyota: 4 литра, 135 л.с., 350 Н*м при 2000 оборотах), бензиновые — 2F и 3F (3,9 литра и 155 л.с. — объем меньше, чем у 2F, а мощность выше!). В финале разработки 60-го успешного «сороковщика» Озаву, показавшего руководству, «как надо делать джип-универсал», назначили главным конструктором новой перспективной линейки Hi Lux Surf — джипов для семейного отдыха. Что тут можно сказать? «Прибою» очень повезло: многое к нему перешло от Land Cruiser в неизменном виде, например, подвески фактически один в один.
J80 — с этой машины русская земля узнала TLC!
LC80 1990 года — новый стандарт!
TLC 100 уже девять лет с нами
Последний отпрыск — LC 120
В 1993 году появилась очень серьезная модификация FJ80 c 24-вольтовым электрооборудованием и новой «эфкой» типа DOHC (double on head cam — два распределительных вала в головке блока), выдающей 212 л.с. и 275 Н*м момента. Что же хорошего осталось от 40-й серии? Я вам скажу: максимум крутящего момента «молодой», как и его «дедушка», выдавал уже при 2200 оборотов коленчатого вала (80% момента уже при 1800)! Вот это и есть наследование генов, причем лучших, к коим относятся и, не побоюсь этих слов, неразрезные мосты.
А Prado? Каково же развитие малого «Круизера»? То же самое — во всю ширину двигателей: широкая гамма. Кузовов и оснасток еще больше! На модель BJ74L с двигателем 13B-T (турбированный вариант старого доброго 3B) впервые стали устанавливать автоматическую гидромеханическую коробку передач. Уже в 1990 году на J70 Prado стали устанавливать грандиозный дизель 1HZ — тот же, что и на J80. Появилась спецкомплектация ZX улучшенной комфортности. В начале 90-х большинство двигателей Toyota получили электронное управление. Один из основных двигателей Prado 2L-T теперь стал называться 2L-TE, в дальнейшем он был реконструирован и получил название 1KZ-TE. 70-я серия — это настоящий «землепроходец», ничем не уступающий 80-й серии. У машин зависимая подвеска, практически унаследованная от J40, пересекающиеся линейки двигателей. Стоит отметить и то, что базовым двигателем J70 был 3B — тот же, что использовался на последнем обновленном «би-джее» 40-й серии. К сожалению, в результате принятых решений основное производство J70 было свернуто в 1996 году, когда ему на смену пришла новая серия — J90. Маркетологи утверждали, что 90-я серия специально разрабатывалась для конкуренции с Mitsubishi Pajero. Победила ли она последнего, вопрос спорный. Новая машина серии 90 уже не наследует генов 40-й, так считает большинство. Платформа нового Prado общая с обновленной линейкой HiLux Surf и имеет независимую подвеску: кому-то это не по нутру, а кому-то, наоборот, кажется большим плюсом. Одно можно сказать точно: для езды по плохим дорогам лучше не иметь дела с пыльниками и «шрусами».
ПОМЕЧТАЕМ?
На сегодняшний день Land Cruiser 100 выпускается уже почти 9 лет. Жутковато: вот-вот грянет новая линейка! Что это будет, может быть, самый огромный «паркетник»? На последнем детройтском шоу был представлен концепт-кар FJ Cruiser с «лицом» от дедушки FJ40, но душою молодой — агрегатная платформа от J120 Prado. Это «паркетник» или джип? Ответить на этот вопрос сложновато, но можно. Дело в том, что появление независимых подвесок на машинах LC серий 90-100-120, по моему мнению, не перевело их в класс «паркетников», потому что сохраняются модификации с опциональными полными блокировками дифференциалов как центрального, так и межколесных. То же самое касается и лебедок, шноркелей и прочего оснащения: опцион такой есть. Есть блокировки — есть проходимость. А что дали независимые подвески? Очень много: отличную управляемость и стабильность на дороге на высоких скоростях — это раз, и возможность внедрить ряд современнейших систем, таких как TRC (контроль тягово-сцепных сил), VSC (система стабилизации автомобиля на дороге), AHC (регулирование жесткости амортизаторов) и Skyhook TEMS (система управления клиренсом — это два). Между нами говоря, идет конвергенция, и спор о «паркетниках» и джипах все более и более теряет под собой основу. Эволюционно машины развиваются от плохих к хорошим. Смешно? Может быть, но Toyota в русле развития марки Land Cruiser, может быть, дальше всех ушла по этому пути.
И, наконец, такой вопрос: какой Cruiser лучше? Хм. Тут все индивидуально. Если бы я ходил на рынок в Рабочее с целью купить самый лучший «Крузак» для себя и своих целей, то я бы искал HZJ80: «восьмидесятку» с атмосферным дизелем 1HZ, с лебедкой, хорошим набором блокировок и простым салоном. Для б/у, мне кажется, это оптимум. Ну а для нового? Для нового я бы выбрал Land Cruiser 105 — австралийский вариант с цельным мостом спереди и «всеми внедорожными наворотами». Все-таки 80-й и 100-й LC это самые комфортные машины в мире при движении по плохим дорогам. А есть люди, которые и грубоватую «сороковку» ищут в наши дни!