История Lexus 90-х годов: путь к тотальному успеху
Путь марки Lexus уже достаточно долог, чтобы разделить статью о его истории как минимум на две части. В прошлый раз мы узнали, как зародился бренд , каким был его дебют и какие модели обеспечили столь успешное начало для новорожденной люкс-марки. Сегодня же мы продолжим путешествие вдоль оси времени, наблюдая, как он развивался, рос и эволюционировал.
Расширение модельного ряда
Успешные продажи двух оригинальных моделей, LS400 и ES250, на рынке США были явным знаком того, что планы и надежды команды, трудившейся над их созданием, сбылись. В первый же полный год, которым был 1990, продажи в США превысили 60 тысяч экземпляров, основную долю которых составляла старшая представительская модель.
Успех вдохновил всех, и в 1991 году Lexus расширяет модельный ряд, являя миру новое купе класса люкс – SC400. Оно оснащалось тем же великолепным четырехлитровым 1 UZ — FE , что и флагман, что вкупе с меньшей массой позволяло не только впечатляюще выглядеть и впечатляюще оснащаться, но и впечатляюще ехать: разгон до «сотни» занимал 6,9 секунды. При этом все опции вроде кожаного салона, набора электроприводов всего, что хоть немного двигается, и аудиосистемы были практически такими же, как у LS 400.
Разумеется, SC 400 тоже имел успех. Спокойный, но стремительный дизайн без резких линий был создан все в той же дизайн-студии Toyota в США, надежность и комфорт были бескомпромиссными – секрет процветания был тем же, что и у остальных моделей. Параллельно с запуском в США SC400 на внутреннем японском рынке был запущен его праворульный аналог – Toyota Soarer .
На фото: Lexus SC 400 и Toyota Soarer
В том же 1991 году Lexus выпускает второе поколение модели ES, под индексом ES300, который отражает увеличившийся объем двигателя – рядной «шестерки». Отныне модель имела в основе не Camry, а Toyota Windom.
Дизайн стал куда менее угловатым, более стильным и самобытным. Безрамочные двери, выдающие в седане хардтоп, хитрый прищур фар и улучшившийся интерьер привносили свою лепту в общее восприятие автомобиля, который стал куда более популярным, чем его предшественник, да и вообще самым продающимся Lexus тех лет – примерно 40 000 экземпляров ежегодно.
1992 год принес пополнение в линейку SC – модель с «младшим» двигателем трехлитрового объема 2JZ-GE, таким же как на Toyota Supra. Он был ненамного слабее – 225 л.с. против 250, а в разгоне до ста проигрывал сущие пустяки – 0,3 секунды. Кроме того, для него предлагалась не только автоматическая трансмиссия, но и пятиступенчатая «механика», с которой он мог даже в чем-то превзойти SC400 – 6,8 до «сотни».
А помимо всех этих радостных событий, были и другие – Lexus оправдал свою мантру и не подвел отца-основателя, выиграв «престижную гонку автопроизводителей» и став крупнейшим в США импортером автомобилей класса «люкс», обогнав BMW и Mercedes-Benz. Неплохо для марки, которая представила свои первые машины три года назад! Все, что обещалось в «завете Lexus», стало правдой: и надежность, и правильная стратегия, и безграничная забота о клиентах.
На фото: ES300 и Toyota Windom
1993 год ознаменовался запуском еще одной линейки седанов – Lexus GS, открытой моделью GS300. Вообще, сама модель была разработана пораньше, и уже с 1991 года выпускалась в Японии под именем Toyota Aristo. Ее дизайн был разработан даже не студией в США, а самим «маэстро» Джорджетто Джуджаро, а техническая «начинка» включала в себя три двигателя (две рядные «шестерки» по три литра и знаменитый четырехлитровый V8), четырехступенчатый «автомат» и два варианта привода – задний и полный. Однако для экспортного варианта, GS300, предлагался только задний привод и трехлитровый мотор, что, впрочем, не сделало его менее успешным.
На фото: Lexus GS300 и Toyota Aristo
Воплощение Кайдзена
Успех марки был весьма и весьма высоким, она из года в год занимала первые места по надежности и удовлетворенности покупательских ожиданий. В 1995 году она заняла первое место по этому параметру в пятый раз, согласно рейтингу J. D. Power and Associates.
Отдельно скажем, что непрерывное совершенствование или «Кайдзен» – это японская философия Масааки Имаи, которая нашла свое воплощение в том числе в корпоративной стратегии компании Toyota, а значит, и Lexus. «Непрерывное» в данном случае означало постоянное развитие в буквальном смысле.
Частота улучшений конструкции моделей такова, что упоминать каждое из них, значит обречь себя на вечные муки бесконечных перечислений, хотя их значимость при этом трудно переоценить. Так, например, в 1991 году LS400 получил балки в дверях, увеличивающие жесткость кузова. В 1992 году он вновь был обновлен и дополнен изрядным числом изменений, даже его кузовное обозначение было сменено с UCF10 на UCF11. А уже в 1994 году модель опять получила кардинальное обновление, в котором отдача двигателя была увеличена до 260 л.с., изменился интерьер и многое другое, и кузов стал именоваться UCF20. И все это – очень краткое описание самых главных изменений в одной модели. А их становилось все больше…
После того как в 1995 году Lexus чуть было не лишился всего из-за предложенных пошлин на ввозимые из Японии автомобили люкс-класса в размере 100% от их стоимости, которые, к счастью для марки (и к сожалению для «Большой американской тройки»), введены не были, расширение модельного ряда продолжилось.
Продолжение экспансии
Причем продолжилось по-крупному: в 1996 году был представлен Lexus LX450, который был не чем иным, как Toyota Land Cruiser в роскошной комплектации. Японцы снова вступили на новую территорию, и снова одержали на ней победу, их жертвой стал даже Range Rover, имевший традиционно сильные позиции. Авторитет Лэнд Крузера был так велик, а оснащение так «по-лексусовски» богато, что отказаться от покупки этого первобытного гиганта в соболиной шубе и золотых цепях было просто невозможно.
В отличие от флагмана в стане седанов, LX450 имел под капотом не V-образный двигатель, а рядный шестицилиндровый агрегат объемом 4.5 литра и мощностью 215 л.с. Разумеется, он был полноприводным. Разумеется, он был семиместным (речь ведь идет о рынке США).
Однако под капот явно напрашивалось что-то с буквой V и цифрой 8… И оно там появилось! LX450 выпускался всего 3 года, а уже в 1998 году ему на смену пришел LX470, имевший в арсенале 2UZ-FE объемом… правильно, 4.7 литра, а мощностью (в начале продаж) 230 «лошадей». Он также имел практически идентичный вид с Land Cruiser, а основным отличием была головная оптика – две цельные крупные фары на Тойоте уступили место четырем меньшего размера. Внешность этого поколения внедорожника была куда более современной, да и содержимое было под стать: набор электронных ассистентов, навигация, а в качестве опции предлагалась и пневмоподвеска.
На фото: Lexus LX450 и Toyota Land Cruiser
Но перед выходом LX470, еще в 1996-1997 годах, обновления получили три основные модели: LS, ES и GS. И если ES обновился незначительно, почти незаметно, получив больше внутренних изменений, то для LS400 была перерисована внешность. В результате он стал изрядно походить на Mercedes-Benz W140 как в анфас, так и в профиль. Но несмотря на эту кажущуюся вторичность, содержимое и репутация машины были куда важнее, поэтому на продажах это особо не сказалось. Покупателей больше интересовало то, что двигатель стал экономичнее, получив систему изменения фаз газораспределения VVT-i, и мощнее, развивая теперь 290 «лошадок», а еще АКПП приобрела столь необходимую пятую ступень.
GS же, в свою очередь, тоже неплохо «освежился». Концепция дизайна была показана еще на прототипе HPS – high performance sedan – в начале 1997 года в Детройте. Передние фары разделились на две пары, как на SC300 и LX470. Система VVT-i стала стандартом, шестицилиндровый двигатель остался прежним, но компанию ему составил 1UZ-FE, «разогнанный» на тот момент уже до 300 л.с.
Предвестник миллениума
Как мы видим, каждый год для Lexus – это что-то новое. И рубеж 1997-1998 годов тоже принес новизну – новый автомобиль! И без того широкий модельный ряд Lexus пополнился компактным SUV. Он должен был предложить комфорт седана в сочетании с высокой, «внедорожной» посадкой. По традиции сперва в 1997 году была представлена и выпущена модель для Японии, названная Harrier, а уже чуть позже, в 1998-м, ее леворульная версия, получившая индекс RX300.
Кто бы мог подумать, что спустя годы этот тип кузова – компактный кроссовер – станет одним из самых популярных, отбирая клиентов у хэтчбеков, универсалов и внедорожников. Но не будем об этом, лучше оценим, насколько «в яблочко» попали японцы с этой моделью. Ведь внутри она была не хуже, чем снаружи, хвастаясь 220-сильным трехлитровым V6, четырехступенчатой АКПП с зимним режимом и обширным списком опций. А ведь это было еще только самое первое ее поколение…
Казалось бы, модельный ряд Lexus был достаточен и разнообразен. Но традиционное японское стремление к совершенству не позволяло не продолжать работать, ведь впереди еще был компактный хэтчбек, еще один внедорожник, компактный седан, гибриды, спорткары, суперкары… В следующий раз мы рассмотрим новейшую историю марки начиная с двухтысячных годов и подумаем: за что люди все-таки покупают Lexus?