Крещение водой: экспедиционный тест-драйв Land Rover Discovery 5
Восемь Land Rover Discovery 5 на Чуйском тракте. Это не только длительный тест-драйв, это ещё и романтика, и красоты России, и её история. Это – экспедиция «Хакасия -2017», которая стартовала из Горно-Алтайска и на четвертый день добралась до Хакасии. О первых впечатлениях о поездке мы уже рассказали, ниже – продолжение увлекательного повествования.
Ностальгия по полному профилю
Н аш конвой окончательно распрощался с асфальтом: маршрут уходил на горные грунтовки, в сторону перевала Бугузун, единственного прямого проезда между Алтаем и Тувой. Здесь Discovery 5 чувствовал себя как рыба в воде.
Нам даже не приходилось включать понижающую передачу и задействовать внедорожные режимы Terrain Responce. Я только временами включал систему контроля скорости при спуске Hill Descent Control, и то, не потому, что без нее было невозможно обойтись, а просто для комфорта и облегчения жизни.
Впрочем, одна проблема все-таки образовалась… Наши автомобили были обуты в шины General Tires Grabber AT3 размерности 255/50R20. И модель, и марка являются новичками в России: концерн Continental, которому они принадлежит, решил начать вводить на российский рынок бренд General Tires начиная именно с внедорожной линейки. Шины очень понравились мне на асфальте — они и шумят мало, и траекторию держат отлично. Еще лучше они зарекомендовали себя на грейдерах. Вы никогда не «подковывались»? В смысле, когда вы прокатились по грейдеру, набрали мелких камешков в протектор, выехали на асфальт и слышите противное «цок-цок-цок»?
Так вот, протектор Grabber AT3 имеет структуру, буквально выталкивающую мелкие камни. Но… Малая высота профиля делает свое черное дело, и боковины оказываются довольно уязвимыми на острых камнях. Причем я абсолютно уверен, что полнопрофильная резина с таким же рисунком протектора осталось бы в целости и сохранности. А так боковина оказывается между молотом (в виде камешка) и наковальней (в виде диска). Причем сколько старайся объезжать угрожающие каменные «зубья», все равно какой-нибудь пропустишь, так что за время экспедиции пострадало не одно и не два колеса.
Смотри на экран!
Зато полностью оправдала себя система внедорожного видеообзора. Особенно удобна она оказалась на узких мостиках через горные речки. Другой автомобиль точно пришлось бы вести по указкам споттера, потому что ширина таких мостов не редко практически совпадала с шириной автомобиля, и колеса шли по самым краешкам. Одно неверное движение — и все, нужен автокран, а где его в этой глуши взять? А тут включил соответствующий режим и ползешь потихоньку. Главное, чтобы цветные линии, обозначающие траекторию движения колес, не вышли за пределы настила.
Пришлось нам поучаствовать в спасательно-эвакуационных работах. Было это после ночевки в полевом лагере, обустроенном уже а территории Тувы, причем обустроенном в фирменном лендроверовском стиле Glamping (кто не знает, Glamping — это «гламурный кемпинг»). На крутом подъеме у ульяновского грузовичка с местными номерами и барашком в кузове в качестве пассажира отказали тормоза, и он не кувырнулся по склону лишь потому, что уперся колесом в крупный валун. Одному из Discovery пришлось объехать пострадавший автомобиль, вскарабкавшись по действительно крутому склону, и утащить пострадавший «уазик» вверх на буксире.
О вреде самонадеянности
Discovery 5 настолько легко справлялся со всеми встреченными препятствиями, в том числе и с бродами, что это вызвало у меня определенное чувство вседозволенности, за что я и был наказан. А дело было так.
В очередной брод (на этот раз достаточно широкий) я въехал, не став включать ни пониженную передачу, ни специальный режим Terrain Responce, и не отключая ESP. В итоге колесо попало в какую-то ямку, при попытке добавить газа система ESP сначала «задушила» двигатель, затем обороты все-таки выросли, но довольно резко, колесо провернулось, и все — автомобиль закопался. Слава богу, все это произошло рядом с берегом. Буквально метр на буксире назад и чуть в сторону — и Disco обрел способность к самостоятельному движению (естественно, на это раз и пониженный ряд был уже включен, и режим «Камни» задействован).
Хотя глубина брода и не превысила допустимые 900 мм, нескольких минут в быстром потоке, когда вода с силой била в один борт, хватило для того, чтобы влага проникла куда не надо. В итоге полтора дня автомобиль капризничал: то выключал медиасистему, то вновь ее включал, то отказывался заводиться без «жесткой перезагрузки», то есть без процедуры снятия и повторной установки на место клеммы аккумулятора. В целом Discovery 5 как внедорожник меня совершенно не разочаровал, но напоминание о том, что оффроуд не терпит самонадеянности, а вода дырочку найдет, я все-таки получил.
И снова Сартакпай
Переночевали на турбазе «Снежный барс» уже в Хакасии. Дальнейший наш маршрут вел к Саяно-Шушенской ГЭС.
По дороге остановились в очень известном и «раскрученном» месте — музее одного экспоната Улуг Хуртуях Тас, и экспонат этот — древнее изваяние Хуртуях Иней, Каменной Матери Матерей. Обнаружено оно было еще в 1722 году немецкий медик и ботаником на русской службе, одним из сподвижников Петра I по исследованию России Даниэлем Готлибом Мессершмидтом. В пятидесятых годах прошлого века изваяние вывезли в Абаканский краеведческий музей, а уже относительно недавно вернули его туда, где оно простояло тысячи лет, на окраину села Анхаков на 113-м километре трассы Абакан — Ак-Довурак, где для него построили специальный стеклянный павильон.
Согласно преданиям, Хуртуях была женой того самого Сартакпая, чья колыбель находися в Тархатинском мегалитическом комплексе. Когда Сартакпай возвел очередной мост, на этот раз — через Енисей, им воспользовались многочисленные враги, вторгшиеся в Хакасию. Сартакпай усадил Хуртуях и двух своих сыновей на коней и приказал скакать прочь, не оборачиваясь, а сам встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и сыновья добрались до берегов реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, сыновья же не смогли последовать за ней и погибли в водах бурной реки . Не удержалась Хуртуях, обернулась посмотреть, что случилось с сыновьями, а увидев их гибель, воззвала к богам, моля о справедливости. Боги, внимая ей, обратили Хуртуях в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия…
Самое интересное, что поклониться изваянию и «покормить» его «белой пищей» приезжают даже абсолютно современные на вид люди, причем, судя по всему, русские по национальности.
Размышления у плотины
Любая большая гидростанция представляет собой монументальное сооружение, поражающее своим масштабом. Но уникальная, гравитационно-арочная плотина Саяно-Шушенской ГЭС, возносящаяся на высоту более чем две сотни метров, просто подавляет своими масштабами.
На подъехде к плотине есть смотровая площадка, а на ней — памятник строителям, установленный в 2006 году к тридцатилетию пуска. Очень, могу заметить, странный монумент. Фигуры первостроителей предельно реалистичны, и их размер вполне сопоставим с ростом человека. Инженер, бетонщик, геодезист, учетчица, сварщик. Говорят, у каждой из скульптур есть вполне реальный прототип, и портретное сходство просто потрясающие. Люди спокойно работают, но полированную гранитную плиту, явно символизирующую плотину, рассекает зловещая трещина, из которой вырывается готовая захлестнуть их волна.
А всего через три года после открытия памятника, 17-го августа 2009-го, в 8:13 утра, находившиеся в машинном зале работники станции услышали глухой нарастающий шум. Буквально через секунду рифленое покрытие второго гидроагрегата вздыбилось и смялось, как жестянка, а из под него на столбе воды подялся вверх многотонный ротор генератора с креплением, вращающийся, как нож чудовищной мясорубки. Еще несколько секунд — и тяжелая стальная конструкция начала рубить опоры и балки перекрытий. Теоретически, аварийная автоматика должна была перекрыть затвор во входном канале агрегата, но шкафы с этой аппаратурой были смонтированы на уровне пола машинного зала, так что вода залила их буквально в первые мгновения после аварии.
Затем начались короткие замыкания в остальных гидроагрегатах, что привело к сбросу нагрузки и обесточиванию самой ГЭС. Затворы входных каналов пришлось перекрывать вручную. Это заняло долгих 45 минут, но за это время водная стихия успела натворить дел. В итоге — убытки, исчисляющиеся десятками миллиардов рублей, необходимость полной реконструкции станции, но самое главное — 75 погибших. Погибших искали долго, ведь никто не знал, где именно, в каком из технологических тоннелей мог оказаться тот или иной человек в момент аварии. Последнего нашли почти через месяц.
В этот раз нам не удалось посетить машинный зал: в нем шли профилактические работы. Правда, мне уже довелось побывать в нем годом ранее. Я стоял тогда на балконе восстановленного машинного зала и пытался представить, что видели, что чувствовали люди в тот роковой день. Пытался — но так и не смог. Сейчас станция восстановлена и вышла на рабочий режим. Полностью реорганизована система аварийной автоматики — теперь все оборудование стоит на галерее, почти под самой крышей.
Казалось бы, причины трагедии расследованы, виновные найдены и наказаны, энергетики уверяют, что повторение аварии такого рода просто невозможно, а в память о жертвах катастрофы возведена часовня. Только погибших уже не вернуть, а где-то в подкорке агрессивным ежом ворочается мысль — а тех ли наказали, или опять нашли стрелочников? И почему все-таки разрушились эти чертовы шпильки крепления колеса гидроагрегата? Если верить заключению акта технадзора, то причиной стали ошибочные решения при эксплуатации и «переходы агрегата через нерекомендованную зону режимов». Только почему тогда такие же шпильки других агрегатов, «ходивших» через эти самые нерекомендованные зоны куда больше, при проверке оказались в идеальном состоянии?
Ответа на этот вопрос нет и по сей день. Осталось только напоминание о том, водохранилище, выглядящее так красиво с верхней площадки плотины, таит в себе чудовищную энергию, и если эта энергия выйдет из-под контроля человека, то последствия будут серьезней, чем от нескольких Чернобылей и Фукусим.
Откуда взялись кентавры
Последний день экспедиции мы провели, изучая Абакан и его окрестности. Если вам случится быть в этом городе, постарайтесь обязательно побывать в местном историко-краеведческом музее. Мы застали его в состоянии переезда в новое, современное и просторное здание. Пока что в него перевезли только коллекцию мегалитических изваяний, но вскоре туда переедет и вся остальная экспозиция. А в ней есть на что посмотреть.
Особенно мне понравились «пояса возничего» скифских воинов. Этот такие широкие пряжки поясных ремней со своеобразными рогами, которые служили античным «хэндс-фри» для управления конем или колесницей. Воин цеплял за них поводья, освобождая руки для стрельбы из лука. Считается, что именно этот девайс послужил материальной основой для возникновения мифа о кентаврах: в высокой степной траве ноги конного воина будут не видны, и его можно принять некое фантастическое существо с человеческим торсом и лошадиным туловищем. Или взять бронзовые «мужские зеркальца», которые крепились воину на левую руку и давали ему обзор назад. Действительно, все новое — это хорошо забытое старое. Совсем недавно видел примерно такое «новейшее приспособление, обеспечивающее безопасность движения велосипедистов»…
Габариты (Д х Ш х В): 4 970 x 2 220 x 1 888 (1 950) мм Двигатель: дизельный TD6, 3.0 л, 249 л.с., 600 Нм Трансмиссия: автоматическая восьмиступенчатая Разгон до 100 км/ч: 8,1 сек Максимальная скорость: 209 км/ч
А затем мы отправились осматривать Большой Салбыкский курган и Боярскую писаницу. Там вновь пришлось неоднократно съезжать с асфальта, и вновь Discovery 5 подтвердил, что по разбитым грунтовкам можно ехать быстро и с полным комфортом. Единственный минус — активный круиз контроль там все-таки приходилось отключать. Нет, радар прекрасно «видел» идущий впереди автомобиль даже через плотное облако вздымающейся из-под колес пыли, но чтобы и водитель мог видеть, куда он едет, приходилось увеличивать дистанцию метров до 200-300, а следование за мателотом на такой дистанции системой уже не предусмотрено.