Эти Нивы не для нас: уникальные версии для Запада
Эта машина в конце 1970-х, а особенно в 1980-е, стала одним из самых успешных советских автомобилей на зарубежных рынках. Ее продавали по всему миру от Западной Европы до Канады и даже в Австралии.
Помимо стандартных автомобилей (чаще всего, правда, с иными шинами, а иногда и колесными дисками) местные дилеры, используя успех модели у покупателей, стали делать тюнинговые версии, в том числе довольно сильно меняя кузова советских машин. При этом начинку – силовой агрегат и трансмиссию — как правило, не трогали.
Cossack на Темзе
Вариантов зарубежного тюнинга Нивы было множество. Один из них – версия с забавным именем Cossaсk. Машины под ним продавали в Великобритании. Кстати, первые Нивы пошли туда еще с левым рулем, поскольку спрос был уже очень неплохим, а завод еще не успел подготовить праворульную версию.
Стандартный Cossaсk, помимо окраски, отличали колесные диски, кенгурятник, рейлинги на крыше. Все это не портило Ниву и выглядело гармонично. А вот некоторые варианты пластикового обвеса выглядели, как справедливо писал один из британских автомобильных историков, уродливо.
Под ярким солнцем
Огромный вклад в популяризацию Нивы на Западе внесла французская фирма Жан-Жака Пока. Именно она готовила Нивы для марафона Париж — Дакар. Кроме того, фирма Пока тоже, разумеется, занималась тюнингом. Экстремальный вариант Niva St Tropez был немного похож на маленький броневик.
Куда более элегантным оказался французский «солнечный» кабриолет Lada Niva Plein Soleil. Отсутствие пластикового обвеса машину не портило.
Lada niva 4×4 cossack cabrio
Британские кабриолеты на базе наших «Нив» отличались не только частичным отсутствием крыши. Под капотом находился стандартный 1,6-литровый бензиновый двигатель мощностью 78 л.с., а вот коробка передач была оригинальной. Британцы брали за основу стандартную 4-ступенчатую «механику» и самостоятельно добавляли ей 5-ю передачу. Напомню, что в конце 80-х в СССР 5-ступенчатых коробок передач на «Нивах» еще не было.
Для снижения вибраций британцы подвешивали раздаточную коробку на специальные амортизаторы, так что такая Нива уже могла нормально ездить и по дорогам общего пользования.
Штатные штампованные колесные диски на версии Lada Niva 4×4 Cossack Cabrio заменяли на 15-дюймовые 6-лепестковые литые колеса K&N Starmag, окрашенные исключительно в белый цвет. На передней стальной решетке закрепляли пару противотуманных фонарей Lucas Dx160, которые на этом экземпляре оказались утерянными. Британцы также заменяли зеркала заднего вида и стеклоочистители.
Но самое интересное — это, конечно же, кузов. Все «Нивы» попадали в Великобританию исключительно с белым цветом кузова. Уже на месте каждый автомобиль полностью разбирался и перекрашивался во что-то более «радостное». Так удавалось не только улучшить внешний вид, но и сделать качество лакокрасочного покрытия на несколько порядков лучше.
Помимо этого автомобили получали дополнительную антикоррозийную защиту, а также другое мягкое напольное покрытие и вставки в дверные панели из того же материала. Британским конструкторам пришлось менять заднюю дверь, которая стала намного компактнее. Она поднимается на верхних петлях, открывая доступ к небольшому багажнику. Кроме этого, на неё вешалось запасное колесо, которое из-за увеличившихся размеров больше не умещалось под капотом. На этом экземпляре его нет.
Отрезанная крыша снизила жёсткость кузова, которую надо было как-то восстановить. Для этого вдоль нижней кромки оконной линии задних пассажиров вварены два швеллера, которые соединены поперечной балкой сверху (дугой, которая формирует каркас крыши).
Внутри у Казаков тоже были отличия. Например, это новое 4-спицевое рулевое колесо Mountney, которое меньше по размеру стандартной баранки. А еще вы обнаружите тут другие кресла, магнитолу и колонки Philips, штатная сигнализация ТРЕК 100 (отечественного производства, между прочим), а также кондиционер.
Поверх кузова натягивался тент, который можно было быстро сложить. Интересно, что британцы и тут умудрились выпендриться. Так к Lada Niva 4×4 Cossack Cabrio прилагалось сразу два тента: один темный и многослойный — для зимы, а второй — летний, светлый и тонкий.
По некоторым слухам, этот экземпляр был отправлен в Москву. Как сложилась его судьба — неизвестно. Но в России существует, как минимум, один кабриолет Cossack, который находится в Санкт-Петербурге в частных руках. Он уникален тем, что является единственным экземпляром этой модели с левым расположением рулевого колеса.
Британцы игрались в «Ниву» лучше, чем «АвтоВАЗ»? Найдена уникальная LADA Niva 4×4 Cossack Cabrio — британская доработка старой LADA 4×4
Экспортная «Нива», оказывается, настолько вдохновила британских тюнеров, что имела серийную тюнинг-модель в виде кабриолета «Казак». Сегодня же кабриолет может вдохновить «АвтоВАЗ» на рестайл.
Производимая 42 года LADA 4×4, или «Нива» — самый бюджетный и самый народный отечественный «проходимец», не утративший своей индивидуальности, была популярна не только на родине, но и обращала на себя внимание за рубежом. Однако «Нивы», поставлявшиеся на экспорт, часто находили своих покупателей после небольшой адаптации под потребности локального рынка. Местные тюнеры же на наших автомобилях оттачивали мастерство и неплохо зарабатывали, «подгоняя» LADA 4×4 под идеал.
Так львиная доля поставлявшихся в Великобританию «Нив» «проходила» целыми партиями (которые были небольшими) через тюнинг-ателье, превращавшее обычную советскую «Ниву» в LADA Niva 4×4 Cossack Cabrio – уникальный кабриолет, один из первых образцов которого найден и, пусть и в плохом, но узнаваемом состоянии отправлен на родину.
Из стандартной, но «праворукой» под потребности британского рынка белой «Нивы» тюнинг-ателье частично «срезало» крышу и усиливало каркасом пассажирскую часть кузова. Силовой агрегат оставался стандартным 1,6-литровым 80-сильным, а вот на тот момент 4-ступенчатую МКПП 80-х годов дооборудовали пятой передачей и заменили руль на спортивный 4-спицевый. Стоковые кресла также менялись. Складных тентов в комплекте с «Казаком» было 2: летний (светлый легкий и тонкий) и зимний (темный плотный многослойный).
В кабриолете британскими тюнерами также решалась проблема излишней вибрации, которая не решена «АвтоВАЗом» по сей день – раздаточная коробка просто «подвешивалась» на специальных амортизаторах. Стоковые «нивовские» «штамповки» в LADA Niva 4×4 Cossack Cabrio заменялись на 15-дюймовые литые колеса. Замене на кабриолетах подлежали зеркала заднего вида и стеклоочистители. Также исключительно белые экспортные «Нивы» уже на месте разбирались и перекрашивались.
После доработок и сборки, LADA Niva 4×4 Cossack Cabrio подвергались антикоробработке. Вполне возможно, что именно это и позволило простоявшей столько лет под открытым небом «Ниве» не «исчезнуть».
Возможно, в скором времени «АвтоВАЗ» предложит еще одно обновление LADA 4×4 с оглядкой на доработанный в 80-х годах британцами в кабриолет автомобиль: не дребезжащая, в интересном кабрио-кузове, LADA 4×4, судя по отзывам автомобилистов в сети, могла бы заинтересовать отечественного покупателя больше, чем вышедшее обновление, к тому, подорожавшее на 43 тысяч рублей.