Акустическая система Magnat Transpuls 1500 Dark Walnut
На первый взгляд Magnat Transpuls 1500 являются 100% представителем старой школы. Большие корпуса с пропорциями книжного шкафа, динамики с целлюлозными диффузорами на гофрированных подвесах и прочие винтажные признаки в ассортименте. Однако это лишь вершина айсберга, и если же говорить об инженерной составляющей, делалось все далеко не по старинке, а очень даже в соответствии с современными требованиями.
Корпуса, хоть и похожи на классические фанерные, на самом деле изготовлены из МДФ. При разработке активно использовался лазерный измерительный комплекс Klippel, позволяющий отслеживать и анализировать паразитные резонансы, возникающие в конструкции излучателей и корпуса, и помогая тем самым решать эти проблемы еще на стадии проектирования. Кроссоверы используются фазолинейные с высокой крутизной среза 12 дБ на СЧ/НЧ и 18 дБ на СЧ/ВЧ.
Из всего, что не видно глазу, признаками старой школы можно считать только нетипично высокие по современным меркам частоты раздела, когда басовик играет добрую половину СЧ-диапазона почти до 1 кГц, а твитер вступает в работу только с отметки 4,8 кГц, а не 2–3 кГц, как это сегодня принято. Корпус у Magnat Transpuls 1500 по современным меркам просто гигантский. Заменить динамики выдвижными ящиками — получится хороший комод, а распилить корпуса на три ровные части по вертикали — выйдет три типовых корпуса для современных напольников. И что характерно: весь этот огромный акустический объем отдан одному 15-дюймовому басовику. Внутренне пространство имеет ряд перегородок усиливающих конструкцию и препятствующих возникновению стоячих волн. Одна колонка весит 37 кг. Для таких габаритов — далеко не предел.
Наибольший интерес в конструкции корпуса представляет акустическое оформление. То, что мы видим снаружи, очень похоже на традиционные порты фазоинвертора, вполне соответствующие по калибру и глубине масштабу примененного излучателя. Однако даже при работе на высокой громкости движение воздуха в портах минимально, а ведь они должны были бы выдавать потоки воздуха как реактивные двигатели. Секрет в том, что акустическое оформление хоть и названо производителем «фазоинвертором с акустическим сопротивлением», по сути своей фазоинвертором не является. Внутри корпуса обе трубы закрыты акустическими фильтрами со специально подобранным коэффициентом акустической прозрачности. Такой вариант оформления классифицируется как «Панель Акустического Сопротивления» (ПАС) или variovent в зарубежной терминологии.
Отличие ПАС от фазоинвертора весьма существенное. Основная задача фазоинвертора — создать подъем АЧХ, расширив тем самым нижнюю границу воспроизводимых частот. С помощью ПАС обеспечивается выравнивание АЧХ динамика в зоне собственного резонанса и создаются условия для использования высокодобротных излучателей в корпусах сравнительно малых размеров. То есть без ПАС этому 15-дюймовому басовику потребовался бы еще более крупный корпус! Кроме того, с чисто практической точки зрения ПАС позволяет добиться более высокой чувствительности акустики и дает максимально ровный, хорошо контролируемый бас, как у акустики в закрытом корпусе.
В силу весьма крупных размеров модели Magnat Transpuls 1500 набор динамиков получился тоже весьма примечательный. Басовик калибра 15 дюймов или 380 мм имеет плотный целлюлозный диффузор в форме неглубокого конуса, установленный на упругом гофрированном подвесе. Динамик работает в широком диапазоне частот, отвечая не только за бас, но и за всю нижнюю середину вплоть до основных тонов голосового диапазона, поэтому вполне логично, что он является короткоходным.
На количестве и глубине баса негативным образом это не отразилось, благодаря большой площади диффузора, а вот на качество воспроизводимого диапазона частот подобный подход, в целом, оказывает скорее положительное влияние, делая звук более сфокусированным и точным. Для того, чтобы привести в движение большой диффузор, разработчики применили фирменную систему FE Dynamics, состоящую из ферритовых магнитов, и хорошо охлаждаемую вентилируемую звуковую катушку. Установлено все в открытой прочной корзине.
Среднечастотный динамик кажется небольшим только на фоне басовика. На самом же деле это довольно крупный 170-мм излучатель. Он также имеет бумажный диффузор с гофрированным подвесом, но его корзина полностью закрыта, чтобы создать собственный акустический объем, не связанный с внутренним пространством корпуса. Учитывая высокие частоты раздела, этот подход вполне оправдан и для эффективной работы динамика в пределах 980–4800 Гц ему действительно не требуется большой рабочий объем. В то же время разделение объемов СЧ- и НЧ-излучателей позволяет избежать нежелательного взаимного влияния, приводящего к окрашенности звучания и росту искажений.
Имея трехполосную конструкцию, акустика Magnat Transpuls 1500 оснащена четырьмя динамиками, однако удваивать количество драйверов потребовалось не в НЧ-секции, как это часто бывает в современной акустике, а на верхах. В вертикальный щелевой рупор разработчики поставили сразу два 25-мм твитера с тканевыми куполами и феррожидкостным охлаждением. И только благодаря этому ВЧ-секция смогла сравниться по отдаче с НЧ и СЧ. Этот излучатель получил название «двойной компрессионный рупор» (Double Compressed Horn).
Обзор Magnat Transpuls 1500 от портала SalonAV
Качественная современная реплика винтажной акустики с 15-дюймовыми бумажными басовиками, рупорными твитерами и красивой отделкой всего за 90 тыс. рублей… Это не список абстрактных пожеланий, а вполне реальная возможность приобщиться к большому звуку с минимальными последствиями для семейного бюджета. Слушаем новую удивительную разработку немецких инженеров и делимся впечатлениями.
Появление этой модели в каталоге Magnat вполне объяснимо: за последнее время у многих меломанов заметно обострилось чувство ностальгии, о чём косвенно можно судить по росту продаж винила и LP-проигрывателей. На любом аудиофоруме самые оживлённые ветки как раз те, что посвящены винтажу и аналоговому звуку. Рекордное количество лайков в соцсетях собирают фото роликовых вертушек, катушечников, ламповых усилителей и акустики размером с приличную тумбу.
С этой точки зрения наша нынешнее исследование абсолютно в тренде: будет и винил, и лампы, а главное — акустические системы Transpuls 1500, упомянутые выше. Да, маркетологи Magnat оперативно среагировали на запросы рынка – с такими пропорциями корпуса и калибром басовиков эта модель словно перенеслась из эпохи классического хай-фая 70-х. Чувствительность 95 дБ, идеальная для работы с ламповыми усилителями, получена благодаря применению особых динамических головок. Прежде всего, это 15-дюймовыми басовики с бумажными диффузорами и двойными тканевыми подвесами. Гофры достаточно жёсткие, не рассчитаны на большой ход, но мощная звуковая волна создаётся за счёт огромной площади излучения.
Подобные колонки обычно ставят вплотную к стене и, чтобы не мешал плинтус, к основанию корпуса добавлен цоколь чуть меньшего периметра. Поэтому и пара внушительных портов выведена вперёд – это часть фирменной системы Magnat CRA (Controlled Reflex Alignment), контролируемое фазоинверторное оформление. Форма диффузоров оптимизирована по минимуму искажений с помощью лазерной установки Klippel. Так что Transpuls 1500 не просто визуальная стилизация под хай-фай 70-х, а продвинутая разработка с использованием современных методов расчёта и моделирования. У 6,5-дюймового среднечастотника тоже бумажный диффузор, чем достигается тот же характер звучания, что и у басовика. Кроме того, малая масса подвижной системы очень важна для передачи нюансов в максимально информативной полосе.
И, пожалуй, самая выразительное решение из прошлого – ВЧ-звено. Два дюймовых компрессионных твитера с тканевыми куполами работают в узком металлическом рупоре. Этот Double Compression Horn не только придаёт системам законченный ностальгический облик, но и формирует нужную диаграмму направленности на высоких частотах. И ещё: если просто врезать пару пищалок в широкую лицевую панель, на частотной характеристике неизбежно появятся провалы из-за ранних противофазных отражений. Именно поэтому в системах с подобными пропорциями корпуса твитер часто устанавливается в отдельной капсуле и закрепляется сверху, что не всем нравится. Инженеры Magnat с помощью вертикального рупора решили массу проблем, включая и согласование верхней полосы по отдаче с басом и серединой.
Для разделения полос были разработаны особые фазолинейные фильтры с центральными частотами 920 и 4800 Гц второго (12 дБ/окт.) и третьего (18 дБ/окт.) порядков соответственно. Подключение к усилителю предусмотрено только двухпроводное. Выпускаются Transpuls 1500 в красивой отделке под тёмное дерево, чёрный передний щит полностью закрывается тканевым грилем с рамой из МДФ. На цоколе – литой металлический шильдик с логотипом Magnat и названием серии. Масса одной колонки 37 кг, о габаритах вы можете судить по фото.
Источника в этот раз у нас будет два – CD-плеер Lyngdorf CD2 и проигрыватель винила Music Hall mmf 7.3 с ММ-головкой Ortofon 2M Bronze. Интегральный усилитель Magnat RV-4 гибридный, с ламповой предварительной секцией, оконечниками на транзисторах Sanken и встроенным фонокорректором.
Сначала для «пристрелки» – несколько треков с тестовых CD. Первая реакция: вот это да, 38-сантиметровые НЧ-драйверы действительно нечто! Конечно, звук такого масштаба могут выдать и традиционные узкие колонки с несколькими басовиками, только стоить они будут как минимум втрое дороже. У Transpuls 1500 удар большого барабана абсолютно как в реальной жизни, без каких-либо условностей, контрабас имеет почти натуральную величину, а энергетика у него такая, что на атаку струны отзывается обшивка дивана. Причём далеко не на предельной громкости. Чувствительность систем на самом деле очень высока – поворота регулятора громкости всего на несколько градусов достаточно, чтобы получить настоящий удар по ушам. А где чувствительность, там и свобода, непринуждённость и скорость. От треков The Rolling Stones реально сносило крышу – сумасшедший драйв, быстрый ритм, тарелки звенели так, будто мы сидели в зале прямо перед сценой.
Бас, несмотря на заявленную нижнюю границу 16 Гц, оказался не слишком глубоким – основная ударная энергия у Transpuls 1500 сосредоточена в диапазоне 60 – 80 Гц. Не исключено, что жёсткие тканевые подвесы с пропиткой ещё не разыгрались, но возможно и другое объяснение: поскольку системы относятся к бюджетному классу и, скорее всего, будут устанавливаться в относительно небольших комнатах, разработчики подрезали нижний регистр, чтобы с ним было меньше проблем. Но и в таком варианте драйв просто убойный, системы буквально созданы для рока, но прекрасно отыгрывают и Yello, и симфоническую музыку, и большие джазовые составы.
А самое неожиданное для меня оказалось то, как новые «Магнаты» выстраивают пространство. Эти гиганты умудряются остро фокусировать мнимые источники, а на некоторых треках могут вообще исчезнуть из звуковой картины. Здесь, конечно, главная заслуга твитеров в рупорном оформлении с чётко заданной дисперсией. Все лучшие качества Transpuls 1500 ещё более очевидно проявляются при воспроизведении винила. Тут уже совсем другой бас – наполненный, объёмный, хотя и чуть более монотонный. Его характер во многом зависит от класса головки, что даёт большой простор для экспериментов. Намного эффектнее преподносится и динамический потенциал – картина воспринимается более объёмной и щедрой на оттенки, с крупными образами и слегка выдвинутым передним планом. Так что на редкость аутентичная система получилась, без вопросов.
Характеристики Magnat Transpuls 1500
Акустическое оформление: ПАС
Количество полос: 3НЧ динамик: 380 мм, бумажный конус
СЧ динамик: 170 мм, бумажный конус
ВЧ динамик: 2х25 мм, тканевый купол в щелевом рупоре
Диапазон частот: 16–35000 Гц
Частоты раздела кроссовера: 920 и 4 800 Гц
Чувствительность: 95 дБ
Импеданс: 4–8 Ом
Рекомендованная мощность усилителя: 30–500 Вт
Габариты: 514х1000х385 мм
Масса: 37 кг