Категории водительских прав с расшифровкой
По ситуации на 2023 год, в Российской Федерации существуют 5 типов водительских прав, в зависимости от специфики транспортных средств (ТС), управление которыми разрешено владельцу этих самых водительских прав. Приступим к расшифровке по порядку.
Расшифровка категории прав А. Мотоциклы
ПДД относят сюда двухколесные транспортные средства с боковым прицепом (т.н. коляской) или без него, а также трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг. Кроме того, водителю даёт право на управление мотоколясками, которые в наше время относятся если и не к антиквариату, то уж точно — к винтажу из 1970 — х.
Расшифровка подкатегории А 1
Мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не более 11 киловатт. Можно получать с 16 лет, на обладателей водительских прав кат. А, автоматически распространяются водительские права А1.
Начиная с этого типа водительских прав, мы становимся на скользкую дорожку расшифровок понятий: квадрОцикл, квадрИцикл и трицикл. У многих возникает путаница по типам водительских прав для управления этими ТС. Пусть и забегая немного вперёд, давайте разберёмся с этими нюансами и отметим, какие именно нужны водительские права для каждой из этих «бешеных табуреток».
Квадрициклы. Процитируем ГОСТ Р 51815-2001 — «Настоящий стандарт распространяется на четырёхколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, макс. мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряжённой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без веса батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, а также на их компоненты и отдельные агрегаты. Стандарт не распространяется на: транспортные средства для соревнований; тракторы и машины, применяемые для сельскохозяйственных и аналогичных целей; транспортные средства воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации». Вот вам расшифровка: эти ТС могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования, подлежат регистрации в органах ГИБДД, а для управления ими необходимо иметь водительские права «В1» или «В».
Трициклы. Согласно ГОСТ Р 52051-2003 — «Категория L5. Трицикл. Трёхколёсное транспортное средство с колёсами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объём двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) более 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) > 50 км/ч». Для трёхколёсных чопперов действуют те же правила, что и для квадроциклов — обязательная регистрация в ГИБДД и водительские права «В1» или «В».
Квадроциклы. Опять же, согласно ГОСТ Р 52008-2003 — это «мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (далее — мотовездеходы) с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для перевозки движения только одного человека (водителя) и движения вне дорог общего пользования.
Вышеуказанные мотовездеходы не подлежат обязательной сертификации и относятся к внедорожным мотосредствам, их регистрация ,(как и мотовездеходы, снегоболотоходы и снегоходы) осуществляется в органах Гостехнадзора, со стороны органов ФТС они обеспечиваются паспортами самоходных машин (ПСМ)». Для управления этим ТС необходимо иметь водительское удостоверение тракториста-машиниста типа «А I». Итак, квадроциклы, в отличие от квадрициклов и трициклов, не могут эксплуатироваться на дорогах общего пользования, но и без каких-никаких прав, месить грязь на просёлочных дорогах противозаконно. Разобравшись с «экзотикой», вернёмся к расшифровке других видов водительских прав.
Расшифровка категории прав В. Мотоциклы
Сюда относят ТС (за исключением транспортных средств типа «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не больше восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная макс. масса которого не более 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого 750 килограммов, но не больше массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная макс. масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Тут всё логично. С прицепом, в принципе, надо уметь ездить, а уж если прицеп тяжелее машины — лететь с дороги можно недолго и печально, с первым же порывом ветра. Не иначе, как в качестве прикола, имея водительские права кат. В разрешено управлять всё теми же мотоколясками.
Расшифровка категории прав ВЕ
А вот обладатель этих водительских прав с гордостью может буксировать 15 футовый катер или автодом, правда если их суммарный с автомобилем вес не превышает 3500 кг. катер, или автодом, ибо к ней относятся: «Автомобили кат. „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории „В“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов».
Расшифровка подкатегории В1
Видимо для тех, кому претят легковые автомобили, и все свои среднесрочные перспективы, они связывают с ездой на квадри — и трициклах.
Расшифровка категории прав С
«Автомобили, за исключением автомобилей кат. „D“, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили кат. „С“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов».
Тут расшифровка такая: с водительскими правами «С» можно управлять средними (разрешённая макс. масса от 3500 кг до 7500 кг) и тяжёлыми (свыше 7500 кг) грузовиками с лёгкими прицепами, но не даёт прав на «В». То есть «автоматом» с Камаза на Газель или Ладу с категорией «С» не перепрыгнешь.
Расшифровка подкатегории СЕ
Позволяет управлять автомобилем кат. с с тяжелым (более 750 кг) прицепом или аналогичным полуприцепом.
Расшифровка подкатегории С1
В неё входят автомобили, за исключением автомобилей «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Расшифровка подкатегории С1Е
Тоже самое, но с прицепами более 750 кг. При этом суммарная разрешенная максимальная масса не должна превышать 12 тонн., а водителям, имеющим кат. CE, C1E доступна без дополнительных усилий и трат.
Расшифровка категории прав D
Водительская категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов«
Расшифровка подкатегории D1E
Всё тоже, но с тяжёлыми прицепами. Они не должны быть пассажирскими, а суммарный максимальный вес автобуса и прицепа не должен превышать 12 тонн. Обладатели водительских прав D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие кат. D, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Не повезло категории «Е» (автопоезда). Теперь, чтобы облегчить учётность и отчётность, ей на смену пришли вышеупомянутые категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
Расшифровка категории прав M
Не забыты и водители мопедов и лёгких квадроциклов. Но тут есть то ли поблажка, то ли недоработка — управлять транспортными средствами кат. «М» также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другой тип водительских прав. Хотя очевидно, что можно прекрасно управлять пятидесятитонным автопоездом, а разбиться на мопеде или карте- совершенно разные водительские навыки нужны. Однако, водительское удостоверение тракториста — машиниста уже не позволяет управлять мопедом, но подходит для полноценного квадроцикла — внедорожника, и это уже серьёзно.
Расшифровка категорий Tb и Tm
Водители троллейбусов и трамваев в недавнем прошлом получали просто отметку в правах, но теперь и они выделены в отдельную категорию, так как были прецеденты отрыва этих транспортных средств от рельсов и проводов и ухода их в «свободное плавание». А на скоростных трассах троллейбусы и трамваи становятся полноценными участниками движения, так что новация тоже правильная.
Понятно, что закон суров и всё такое, но к некоторым вещам невозможно относиться без иронии. И с этой точки зрения, есть недоработки по категории «В». В срочном порядке надо ввести следующие разделы:
- В 2 ПКГ — красный кроссовер с передним приводом и галогеновыми фарами;
- В 3 ХиУ — заднеприводный хэтчбек или универсал;
- В 4 ЕКХ — любое ТС, которое где едет, там и хорошо.
Предлагайте свои варианты категорий и подкатегорий в водительские права, ведь забота о безопасности — дело каждого.