- Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Снятие стартера
- Возможные неисправности стартера и методы устранения
- При включении стартера якорь не вращается
- При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой
- При включении вал стартера вращается с большей частотой вращения, но не проворачивает вал двигателя
- При включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и шестерни о венец, коленчатый вал при этом не проворачивается
- После пуска двигателя стартер не выключается
- Снятие, ремонт и установка стартера AZE 2154 фирмы Iskra Уаз Хантер 31516
- Как правильно снять стартер УАЗ Хантер ЗМЗ 409?
- Подготовка и необходимые инструменты
- Процесс снятия стартера
- Сборка стартера
Конструкция и снятие стартера автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.
При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).
После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Напряжение срабатывания реле должно быть не менее 8В при 20 °С.
Исправность привода определяется внешним осмотром после разборки стартера
Статор, ротор и тяговое реле проверяют на короткое замыкание (или обрыв) обмоток, неисправные узлы заменяют в сборе
Внешним осмотром проверяют состояние коллектора и щеток – износившиеся щетки заменяют, замасленный коллектор обезжиривают уайт-спиритом или бензином
Снятие стартера
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву
Отключаем минусовую клемму аккумулятора
Снимаем изолирующий колпачок наконечника управляющего провода
Откручиваем ключом на 8 гайку крепления провода и снимаем его с вывода обмотки тягового реле
Ключом на 13 откручиваем гайку вывода тягового реле
Снимаем с вывода наконечники двух проводов
Головкой на 12 откручиваем два болта крепления рабочего цилиндра гидропривода сцепления
Цилиндр укладываем на плетеный провод «массы» двигателя
Откручиваем ключом на 19 нижнюю гайку крепления стартера
Откручиваем верхнюю гайку крепления стартера
Ослабляем болт октан-корректора и, пометив его положение по шкале, поворачиваем его так, чтобы пластина октан-корректора не мешала вынуть стартер
Устанавливаем стартер в обратном порядке
Возможные неисправности стартера и методы устранения
При включении стартера якорь не вращается
— Нарушение контакта щеток с коллектором
Снять стартер с двигателя, разобрать его и устранить причину неисправности
— Отсутствие контакта в тяговом реле стартера
Отсоединить провода от стартера, снять крышку реле. Если контакты подгорели, зачистить их. Сильно подгоревшие контакты повернуть на 180° вокруг оси
— Обрыв соединений внутри стартера или в тяговом реле
— Отсутствие надежного контакта в выключателе (замке) зажигания на выводе: «Ст» — для УАЗ-3151, УАЗ-31512 или «50» — для УАЗ-31514, УАЗ-31519
Проверить цепь с помощью контрольной лампы, присоединенной к выводу «Ст» (50) и «массе».
При отсутствии питания на выводе «Ст» (50) в положении, соответствующем включению стартера, выключатель зажигания заменить
— Обрыв обмотки или подгорание контактов в дополнительном реле
Проверить цепь с помощью контрольной лампы.
Лампа, соединенная с клеммой «87» дополнительного реле и «массой», должна загораться при включении
стартера. Если лампа не горит, то разобрать реле, зачистить контакты
— Заедание якоря во втулке катушки электромагнита
Очистить якорь, реле и втулку.
При наличии смещения тягового реле относительно рычага заменить стартер
При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой
— Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея
Проверить батарею и при необходимости заменить
— Короткое замыкание якоря или катушки возбуждения или задевание якоря за полюсы
Заменить детали или стартер
— Тугое проворачивание коленчатого вала двигателя
В холодное время года применять масло соответствующей вязкости
— Нарушение цепи питания стартера вследствие слабой затяжки наконечников проводов
Осмотреть цепь питания стартера, подтянуть все зажимы
— Сильный износ подшипников
Заменить подшипники или стартер
При включении вал стартера вращается с большей частотой вращения, но не проворачивает вал двигателя
— Поломка зубьев венца маховика
Заменить венец или маховик
— Пробуксовка роликовой муфты свободного хода
При включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и шестерни о венец, коленчатый вал при этом не проворачивается
— нет надежного контакта в зажимах аккумулятора
— Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея
Проверить, подзарядить или заменить аккумуляторную батарею
— Неисправна удерживающая обмотка тягового реле или нарушен ее контакт с «массой»
Заменить или обеспечить надежный контакт обмотки
После пуска двигателя стартер не выключается
— Заедание привода на валу якоря
— Спекание контакта включения тягового реле или дополнительного реле
Устранить неисправность или заменить детали
Снятие, ремонт и установка стартера AZE 2154 фирмы Iskra Уаз Хантер 31516
Вам потребуются: отвертки с плоским и крестообразным лезвиями, ключи «на 8», «на 13», «на 14», съемник стопорных колец.
10. Проверьте удерживающую обмотку тягового реле стартера. Для этого сначала подсоедините «минус» аккумуляторной батареи к клемме 2, а затем «плюс» к контактному болту 1 (при отсоединенной от контактного болта клемме) – якорь реле должен резко втянуться.
11. Проверьте удерживающую обмотку реле стартера, подсоединив к клемме питания удерживающей обмотки «плюс» батареи, а «минус» к корпусу стартера — якорь тягового реле должен плавно втянуться. В противном случае замените тяговое реле. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий. Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.
30. …установите вал привода на оправку и другой оправкой сбейте ограничительное кольцо со стопорного кольца.
45. Осмотрите якорь. Если коллектор 2 загрязнен или на нем имеются риски, следы подгорания и другие дефекты, прошлифуйте коллектор мелкой стеклянной шкуркой. При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами (ламелями) проточите коллектор на токарном станке и затем прошлифуйте мелкой стеклянной шкуркой. Биение сердечника относительно цапф вала не должно превышать 0,08 мм. В противном случае замените якорь. При обнаружении на валу 1 якоря желтого налета от подшипника удалите его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу. Если на поверхностях цапф и шлицев вала появились задиры, забоины, замените якорь. Проверьте надежность пайки выводов обмотки 3 якоря к пластинам коллектора. Осмотрите обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае замените статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. В противном случае замените подшипники вала якоря.
46. Проверьте состояние обмотки якоря с помощью контрольной лампы, питаемой переменным током напряжением 220 В. Подведите напряжение к пластине коллектора и сердечнику якоря — лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае замените якорь.
47. Удерживая обгонную муфту, проверните шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, против часовой стрелки не должна вращаться. В противном случае замените привод.
48. Установите привод стартера на вал привода, он должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам вала.
49. Если детали привода сильно изношены или повреждены, замените привод. При обнаружении забоин на заходной части зубьев шестерни прошлифуйте зубья мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра.
50. Осмотрите втулки, в которых вращаются валы, установленные в крышке стартера со стороны привода, крышке со стороны коллектора, опоре вала якоря и опоре вала привода. Если втулки изношены или на них имеются задиры, раковины и другие дефекты, замените крышки или опоры с дефектными втулками. Замените крышки и опоры с трещинами.
51. Осмотрите статор: если на нем есть следы задевания якоря, замените заднюю крышку и промежуточную опору.
53. Проверьте легкость перемещения щеток в направляющих щеткодержателя. Они должны перемещаться без заедания, а сам щеткодержатель не должен иметь сколов и трещин.
54. Осмотрите вал привода. Винтовые шлицы и шейки не должны иметь задиров и сильного износа. Следы переноса меди с втулок на шейках снимите мелкой стеклянной шкуркой, так как они впоследствии могут стать причиной заклинивания вала. Водило и его три оси шестерен не должны иметь люфтов в соединениях.
55. Проверьте омметром, замыкаются ли контактные болты тягового реле контактной пластиной. Для проверки соберите схему, показанную на фото, и вдвиньте якорь внутрь реле до упора. Если болты не замыкаются, замените или отремонтируйте реле.
56. Соберите стартер в обратной последовательности. Перед сборкой смажьте зубья шестерни привода моторным маслом, а винтовые шлицы вала привода, зубья шестерни с внутренним зацеплением, планетарные шестерни и шлицы вала ротора — консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201, 202, 203 или Литол-24).
57. Щеткодержатель нужно устанавливать в стартер отдельно от крышки со стороны коллектора, так как щетки выталкиваются из направляющих пружинами и без приспособления удержать их в исходном положении невозможно. В качестве приспособления используйте головку подходящего размера от накидного ключа.
58. Установите собранный щеткодержатель на коллектор якоря, выньте монтажную втулку и установите крышку со стороны коллектора.
Как правильно снять стартер УАЗ Хантер ЗМЗ 409?
Замена стартера — это довольно простая процедура, которую можно выполнить самостоятельно дома, не обращаясь к автомеханику. В данной статье я хотел бы поделиться с вами подробной инструкцией о том, как снять стартер на УАЗ Хантере с двигателем ЗМЗ 409.
Подготовка и необходимые инструменты
Перед началом работы необходимо подготовить автомобиль и убедиться, что у вас есть все необходимые инструменты. Вот список инструментов, которые вам потребуются для снятия стартера:
- Гаечный ключ или торцовый ключ
- Изолированные перчатки и очки
- Ломик или специальная отвертка для снятия клемм аккумулятора
Также перед началом работ рекомендуется отключить аккумулятор, чтобы исключить возможность короткого замыкания и получения травмы.
Процесс снятия стартера
Следуйте этим шагам, чтобы снять стартер УАЗ Хантер ЗМЗ 409:
- Расположите стартер, который находится внизу двигателя справа.
- Снимите крепежные болты, которые держат стартер на месте. Их обычно два или три.
- Отсоедините электрические провода от стартера, открутив гайки или отжав фиксаторы.
- Тщательно осмотрите стартер на наличие повреждений, износа или коррозии. При необходимости замените старый стартер на новый.
Сборка стартера
Если вам необходимо собрать стартер обратно, следуйте этим инструкциям:
- Подсоедините электрические провода к стартеру и затяните гайки или зафиксируйте фиксаторы.
- Установите стартер на своё место и надежно закрепите крепежными болтами.
- Включите аккумулятор и проверьте работу стартера.
Обратите внимание, что при сборке и установке стартера необходимо соблюдать все указания производителя, а также убедиться, что все детали правильно подключены и закреплены.
Теперь вы знаете, как снять стартер на УАЗ Хантере ЗМЗ 409. Помните, что при выполнении любых работ на автомобиле необходимо быть внимательным и аккуратным, чтобы избежать травм и неисправностей. Если вам не удается самостоятельно выполнить замену стартера, рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту.