Стартер двигателя УМЗ-421, особенности технического обслуживания стартера.
Стартер двигателя УМЗ-421 представляют собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения. Стартер установлен с левой стороны двигателя и крепится к картеру сцепления двумя гайками М12х1.25.
На выпускаемых заводом модификациях двигателя УМЗ-421 устанавливаются следующие модели стартеров : 42.3708, 4211.3708-01 или 62.3708.
Стартер двигателя УМЗ-421.
Стартеры 42.3708 и 4211.3708-01 мощностью 1.2 кВт имеют одну и ту же конструкцию и схему электрических подключений, но выпускаются различными заводами — БАТЭ и АТЭ-3, и поэтому имеют различия в обозначении.
Стартеры имеют электромагнитное тяговое реле с выводом обмотки реле для дистанционного включения от замка зажигания через дополнительное реле и выводом для шунтирования добавочного сопротивления в цепи первичной обмотки катушки зажигания во время пуска двигателя стартером.
Стартер 62.3708 мощностью 1.3 кВт выпускается АО ЗИТ и разрабатывался на базе стартеров автомобилей ВАЗ. В связи с тем, что на стартере не предусмотрен вывод для шунтирования добавочного сопротивления в цепи катушки зажигания, при подключении стартера в электросхему автомобилей УАЗ необходима установка дополнительного реле типа 738-3747.
С 2000 года на всех автомобилях УАЗ устанавливается реле 738-3747, в связи с чем клемма на корпусе тягового реле стартеров 42.3708 и 421.3708, предназначенная для шунтирования добавочного резистора в цепи катушек зажигания, не используется.
Особенности технического обслуживания стартера двигателя УМЗ-421.
Периодически выполняйте следующие работы по обслуживанию стартера :
1. Проверьте состояние зажимов, не допуская их загрязнения и ослабления крепления.
2. Снимите защитный колпак, стопорную и регулировочную шайбы и крышку со стороны коллектора. Осмотрите и при необходимости зачистите контактные поверхности, после чего продуйте сжатым воздухом.
3. При необходимости подтяните гайки стяжных шпилек корпуса стартера.
4. Проверьте крепление стартера к картеру сцепления.
5. После эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях снимите стартер для очистки привода и муфты свободного хода от грязи.
Стартер потребляет большой ток, вследствие чего даже незначительные переходные сопротивления в цепи стартера приводят к большому падению напряжения и снижению его мощности. Особое внимание следует обратить на состояние коллектора и щеток. Убедиться, что щетки не заедают в щеткодержателях. Высота щеток должна быть не менее 5 мм. Усиление пружины должно быть в пределах 8.5-14 H (0.85-1.4 кгс).
В случае загрязнения или незначительного обгорания коллектор стартера следует зачищать мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. При значительной шероховатости коллектора и выступания изоляции между пластинами коллектор следует проточить на токарном станке.
Подгоревшие контакты электромагнитного реле стартера следует зачистить стеклянной шкуркой или плоским бархатным напильником так, чтобы обеспечить соприкосновение по всей поверхности с контактным диском. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180 градусов.
Похожие статьи:
Двигатель УМЗ–421. Руководство — часть 33
необходимо разобрать. Детали стартера
тщательно очистить от грязи и
проверить.
изношенные детали должны быть
заменены новыми. Стартер разбирать в
следующем порядке:
Рис. 6.17. Отвертывание винтов крепления полюсов
стартера
— снять защитный кожух 1 , шайбы
стопорную и регулировочную 7,
снять
занумеровать с тем, чтобы при
сборке щетки были установлены на
свои места;
— отвернуть стяжные винты 22
корпуса стартера и снять крышку 12
со стороны привода;
— отсоединить провод от тягового
— снять корпус 6 стартера;
— снять ось 11 рычага привода;
— вынуть якорь вместе с приводом,
при этом снять цапфы вала якоря
регулировочные шайбы со стороны
привода. Сдвинуть упорную втулку
на валу якоря в сторону шестерни.
Снять пружинное кольцо, которое
находится под упорной втулкой,
после чего снять упорную втулку и
привод;
Рис. 6.18 Проверка катушек возбуждения стартера
на короткое замыкание с корпусом
— снять тяговое реле 24;
— снять крышку 26 тяговое реле;
— снять
контактный диск 25 со штока;
— при необходимости отвернуть в
винты крепления полюсов и снять
обмотки возбуждения (рис. 6.17).
6.6.4 Проверка состояния деталей
стартера
ампервольтметра проверить отсутствие
короткого
возбуждения на корпус (рис. 6.18). Для
этого необходимо щупами прибора
коснуться общего вывода обмоток
возбуждения и корпуса стартера. В случае короткого замыкания прибор покажет нулевое
сопротивление.
В этом случае необходимо занумеровать полюсы катушек, на специальном
приспособлении отвернуть винты крепления полюсов (рис. 6.17) и снять обмотки возбуждения.
Поврежденные места изоляции отремонтировать изоляционной летной. После этого полюсы и
катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.
коллектора. С помощью ампер-
вольтметра
замыкания изолированных щеткодер-
жателей на корпус (рис. 6.19). При
коротком замыкании следует заменить
изоляционную прокладку и втулку
заклепок
крышки со стороны коллектора в
случае ее износа заменить. Диаметр
отверстия
запрессовки и развертки должен быть
14
⎪0,035 мм с чистотой обработки
Ra=2,5мкм. Щетки, изношенные до
высоты 5 мм, следует заменить.
Рис. 6.19. Проверка изолированных
щеткодержателей стартера на замыкание с корпусом
Для проверки щеточных пружин необходимо крышку надеть на вал якоря. Установить
щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть в пределах 0,85-
1,4 даН (0,85-1,4 кгс) в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны
нажимать на середину щетки.
Крышка со стороны привода. В крышке со стороны привода следует проверить состояние
втулки (подшипника), в случае необходимости в крышку установить новую втулку, диаметр
отверстия которой после запрессовки и развертывания должен быть в пределах 12,5
Якорь. Проверить с помощью ампервольтметра отсутствие замыкания обмотки якоря на
пакет якоря. Для этого подсоединить один конец к любой из ламелей якоря, а другой – к пакету
железа якоря. В случае замыкания обмотки якоря на корпус прибор покажет нулевое
Внимательно осмотрите якорь.
Лобовая часть обмотки якоря должна
быть по диаметру меньше пакета
железа. Увеличенный диаметр лобовой
части обмотки указывает на «разнос»
обмотки. Такой якорь подлежит замене.
Концы проводов обмоток должны быть
надежно
Рис. 6.20. Проверка обмотки якоря стартера на
короткое замыкание с магнитопроводом
Якорь проверить на отсутствие
межвитковых замыканий. В случае
обнаружения
Коллектор якоря должен быть
проточить на токарном станке, затем
отшлифовать
зернистостью 100 до шероховатости не
более Rа = 1,25 мкм.
относительно цапф вала не должно
превышать 0,05 мм. Биение пакета
железа якоря относительно цапф вала не
должно
Одновременно проверить отсутствие
прогиба вала, так как прогиб может
оказаться причиной заедания привода на
шлицевой части вала. Если на валу
якоря, в том месте, где вращается
шестерня стартера, имеется желтый
налет от подшипника, то его следует
удалить мелкой шкуркой. Наличие
желтого налета часто приводит к
заеданию шестерни на валу после пуска
двигателя и к «разносу» обмотки якоря.
осматривают снаружи и проверяют на
отсутствие пробуксовки. Привод должен
свободно, без заеданий, перемещаться
по шлицевой части вала. При сильном
износе
шестерни привода их необходимо
заменить. Диаметр отверстия новых вкладышей после запрессовки должен быть 14
Рис. 6.21. Замер положения шестерни привода в
выключенном состоянии (А) и при полностью
втянутом якоре тягового реле (Б):
— размер А – не более 34 мм;
— размер Б – 3-5 мм.
При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против
часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного
хода на пробуксовку производится при испытании стартера на полное торможение на стенде.
Осмотр и проверка тягового реле. Исправность втягивающей и удерживающей обмоток
необходимо проверить с помощью омметра.
Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0,28
±0,075 Ом. Если обмотки неисправны, тяговое реле следует заменить. Клеммовые болты надо
зачистить, а при сильном их выгорании повернуть на угол 180
вокруг своей оси. При сильном износе
контактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам.
Якорь тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно. Если пружинное кольцо
якоря имеет деформацию, его надо заменить новым или выправить.
После проверки, замены всех износившихся, поврежденных деталей и смазки подшипников,
цапф и шлицевой части вала моторным маслом стартер можно собирать.
Производится в порядке, обратном разборке.
При окончательной затяжке стяжных винтов необходимо совместить штифты и пазы на
Проверить величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 1 мм.
После сборки необходимо проверить работу стартера на стенде. При включении стартера
привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное
положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни рукой по часовой стрелке
якорь не должен трогаться с места, при обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с
валом.
Необходимо произвести проверку и регулировку стартера.
Установка шестерни в включенном положении должна быть не более 34 мм – размер А (рис.
6.19) – от привалочной плоскости фланца стартера.
Проверить полный вылет шестерни при включенном тяговом реле. Расстояние между торцом
шестерни и упором должно быть 3-5 мм (рис. 6.21). Этот зазор регулируется поворотом
эксцентричной оси 11 (см. рис. 6.14) рычага привода. После регулировки затянуть гайку оси,
удерживая ось от поворота.
Неисправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяются:
— проверкой регулировки включателя стартера;
— проверкой стартера на холостом ходу и при полном торможении.
Для проверки стартера необходимы низковольтный агрегат (или хорошо заряженная батарея),
вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30В, указатель постоянного тока с шунтом до 1000А,
тахометр со шкалой до 10000 мин
Схема включения стартера показана на рис. 6.22.
Рис. 6.22. Схема включения при испытании стартера:
1 – рычаг; 2 – динамометр; 3 – стартер; 4 – тяговое реле стартера; 5 – выключатель;
6 – вольтметр; 7 – указатель тока; 8 – шунт указателя тока; 9 – аккумуляторная батарея
Если нет специального контрольно-испытательного стенда модели 532М, то зажимают
стартер в тиски и соединяют с батареей (зажим стартера соединяют через указатель тока с плюсовым,
а корпус стартера с минусовым выводом батареи). Для соединения стартера c батареей применяются
провода сечением не менее 25-35 мм
. Силу тока и число оборотов якоря при испытании на холостом ходу
измеряют не более чем через 30 с после включения стартера.