Classical crossover
Classical crossover (классикал кроссовер) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной Академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда этим термином называют operatic pop или popera. Classical crossover как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого.
Classical crossover (классикал кроссовер) — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной Академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда этим термином называют operatic pop или popera. Classical crossover как музыкальный стиль формировался постепенно, за прошедшие три десятка лет шаг за шагом преодолев путь от эклектичных экспериментов по соединению рока и классики до широкого признания. В семидесятых годах прошлого века Emerson, Lake & Palmer (ELP) с шумным успехом играли рок-обработку сюиты Мусоргского «Картинки с выставки», а Procol Harum смело цитировал Баха. Легендарный Electric Light Orchestra (ELO) наравне с традиционным рок-саундом и электроникой использовал симфоническое звучание и классические приёмы композиции. Queen, начиная с альбома «A Night at the Opera», применяют классические приёмы композиции и звучания, и это становится неотъемлемой частью их уникального саунда. На рубеже веков рок-группы Metallica, Scorpions, Gary Moore с большим успехом выступают с симфоническими оркестрами, а симфо-пауэр-металлисты Nightwish используют академический вокал. Рок и классику соединяют гитаристы Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), Yngwie Malmsteen. С другой стороны, артисты классического жанра расширяют рамки академической музыки. Великий тенор Энрико Карузо наряду с классической оперой с удовольствием исполнял народные песни и композиции собственного сочинения. Явлением мирового масштаба classical crossover стал благодаря Пласидо Доминго, Хосе Каррерасу и Лучано Паваротти. Трио теноров дебютировало в 1990 году: в Риме они исполнили «Футбольную песню» по случаю открытия чемпионата мира по футболу. Проект просуществовал 15 лет и стал самым прибыльным в истории академической музыки. 1990-2000 Популярные певицы Сиссель Кюркьебё, Сара Брайтман, Эмма Шаплин, Charlotte Church, певцы Андреа Бочелли, Алессандро Сафина, Russell Watson, а также Aria, Ванесса Мэй, Джош Гробан, Il Divo и многие другие успешно работают в стиле Classical Crossover, добавляя к классической основе поп-элементы, стирая границы между музыкальными стилями. Classical crossover развивается на огромной музыкальной территории, приобретая всё больше поклонников. Сдерживающим фактором стиля является необходимость высокого уровня образованности и талантливости композиторов, аранжировщиков, музыкантов и вокалистов. Classical crossover в России и СНГ Classical crossover в России представляют: ансамбль Терем-Квартет, певцы Валентин Суходолец и Алек Бугаёв, певицы Марина Крузо, Ирина Дельская, группа Ariaphonics, Виктор Зинчук, ДиДюЛя, а также композитор и режиссёр Алексей Коломийцев и его музыкально-театрализованный проект Esthetic Empire. В России исключительно в формате classical crossover работает радиостанция с солидным, стабильно растущим рейтингом — Радио Classic 100,9 FM. В эфире других российских музыкальных радиостанций и на TV, всё чаще прорываются элементы звучания и лучшие представители данного стиля. Classical crossover, по сравнению с другими музыкальными стилями и направлениями, имеет самую широкую возрастную структуру аудитории. (По исследованиям от 12 до 60+ лет, где возраст основной аудитории — от 20 до 60 лет). Classical crossover обретает всё большую популярность в мире, гармонично объединяя музыкальные стили и жанры.
Andrea Bocelli Sarah Brightman Time To Say Goodbye Con Te Partiro
Josh Groban — Alejate ( Alla Luce Dal Sole)
10 самых известных исполнителей классического кроссовера
Классический кроссовер в музыке — жанр, в котором классическая музыка смешивается с поп-музыкой. Этот стиль может включать как оперный вокал, оркестровые инструменты, аранжировки, обычно связанные с классической музыкой, или современные исполнения классических произведений, так и элементы из популярной музыки. Хотя этот жанр не является чисто классическим, он интегрирует элементы классической музыки в популярную музыку и наоборот, делая классическую музыку более доступной для современной публики, а популярную более изысканной. Исполнители классического кроссовера — это разносторонние артисты, которые, как правило, обучены академическому вокалу, но желают охватить более широкую аудиторию, чем оперные певцы, при этом пытаются выделиться среди популярных артистов более искусным вокалом. Певцы-кроссоверы обычно обладают мощным голосом, достаточно сильным и развитым, чтобы его мог сопровождать оркестр.
1. Андреа Бочелли
Безусловно, самый известный и популярный исполнитель в стиле классический кроссовер на планете. Обладатель самых престижных музыкальных премий мира и номинант на «Оскар», рекордных мультиплатиновых альбомов, собственной звезды на Аллее славы Голливуда, завсегдатай вершин мировых музыкальных чартов, постоянный хедлайнер глобальных церемоний и важнейших мероприятий и др. Андреа Бочелли уже более четверти века собирает полные залы самых престижных концертных площадок мира.
Более подробно о его регалиях и достижениях можно прочитать в статье о 20 самых известных оперных певцах мира, где Бочелли в рейтинге расположен на высоком 3 месте.
Все жанры сразу: почему мир полюбил кроссовер-музыку
Концерты рок-легенд с симфоническим оркестром, музыкальные цитаты Рахманинова и Прокофьева в синглах поп-артистов, рок-оперы — все это вариации музыкального стиля кроссовер. С каждым годом он все популярнее. Почему и кто делает его таким? Разбираемся с участниками московского кроссовер-проекта Limoncello. 30 января группа выступит с программой «Эпоха стадионного рока» в «Известия Hall», исполнит мировые рок-хиты на виолончелях. Организаторы необычного концерта — компания Roofevents .
Кроссовер — музыкальный стиль, который предполагает смешение жанров, музыкальное цитирование и стилистическое заимствование. Считается, что официально его признали в 1970-х после невероятного дуэта Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. Это было гармоничное сочетание рок-музыки и академического пения.
С тех пор к музыкальным заимствованиям из классики обращаются многие рок-музыканты — Metallica, Deep Purple, Scorpions, The Rolling Stones, Queen. А выступить с симфоническим оркестром для рок-легенды — еще один значимый этап музыкальной карьеры.
Не только рок за последние десятилетия так подружился с классикой, в поп-музыке тоже есть такие примеры. Один из последних — яркая работа Robbie Williams «Party Like a Russian», где слушатель заметит мелодию «Танца рыцарей» Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».
Среди основателей отечественного кроссовера можно назвать Муслима Магомаева, который одинаково восхищал аудиторию, выступая в опере или на эстраде.
Сегодня кроссовер идет дальше: проявляется не только в готовых произведениях, дуэтах, коллаборациях, но и новых трендовых медиаформатах. Так, шоу LAB Антона Беляева задумано как музыкальная лаборатория, в которой прямо под прицелом камер творят эксперименты. Здесь не только артисты пробуют себя в новых жанрах, но и на глазах зрителя создается музыкальное волшебство, и всегда в кроссовер-стиле.
Почему слушатель любит такой формат? Потому что ему постоянно нужен новый опыт, считают музыканты Limoncello. Сегодня аудитория очень активная и интересующаяся. Любой экспериментальный (а кроссовер — это всегда эксперимент) проект находит своего зрителя. Зритель слышит знакомые конструкции, наслаждается любимой музыкой, при этом получает новый ценный опыт.
Вживую услышать кроссовер-программу «Эпоха стадионного рока» в Москве можно 30 января в «Известия Hall». Музыкальный коллектив Limoncello исполнит на виолончелях хиты U2, Rammstein, Muse, Linkin Park, Bon Jovi, исполненные на виолончелях. У ребят практически soldout, но вы еще сможете успеть по ссылке .