- Киа Спортейдж 3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
- Общая информация о системе охлаждения двигателя Kia Sportage
- Схема расположения основных компонентов системы охлаждения (на примере дизельных моделей)
- Схема большого контура циркуляции охлаждающей жидкости (на примере дизельных моделей)
- Системы отопления и вентиляции салона
- Система кондиционирования воздуха
Киа Спортейдж 3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентилятором, расширительного бачка, водяного насоса, термостата и шлангов.
Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры, камеры сгорания и затем поступает к термостату. В зависимости от положения клапана термостата жидкость поступает в водяной насос (при низкой температуре) или в радиатор (при высокой температуре). При температуре жидкости свыше 82 °С клапан термостата начинает открываться и жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор системы охлаждения. Кроме того, в систему охлаждения двигателя включен радиатор отопителя салона. Радиатор системы охлаждения обдувается встречным потоком воздуха и электровентилятором, автоматически включающимся при повышении температуры.
Радиатор с горизонтальным потоком жидкости, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В правом бачке радиатора находится наливная горловина, закрытая пробкой. На автомобиле с автоматической коробкой передач в левый бачок устанавливают теплообменник для охлаждения рабочей жидкости коробки. В правом бачке радиатора находится сливной кран. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, пат-рубки шлангов, соединяющих радиатор с расширительным бачком.
Пробка радиатора с впускным и выпускным клапанами. Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе с целью повышения температуры кипения охлаждающей жидкости. Клапан открывается, когда давление становится выше
0,95-1,23 МПа (0,95-1,23 кгс/см2). При остывании двигателя давление в системе снижается и открывается впускной клапан.
Работа клапанов пробки радиатора очень важна для нормальной работы системы охлаждения. Однако при возникновении проблем (например, закипание охлаждающей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давлению в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки F и L для контроля уровня охлаждающей жидкости, а сверху расположена наливная горловина, закрытая пластмассовой пробкой.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней поверхности блока цилиндров и приводится во вращение поликли-новым ремнем от шкива коленчатого вала.
В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров. При температуре охлаждающей жидкости до (82±1,5) °С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре (82±1,5) °С термостат начинает открываться, а при 95 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.
Электровентилятор системы охлаждения (с пластмассовой крыльчаткой) служит для дополнительного обдува радиатора воздухом на небольшой скорости движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора. Электровентилятор включается и выключается по сигналу электронного блока управления двигателем. Причем в зависимости от напряженности теплового режима и алгоритма работы кондиционера электровентилятор может вращаться с малой и большой скоростью. Изменение скоростного режима вентилятора обеспечивается блоком управления двигателем подключением дополнительного сопротивления. Электровентилятор в сборе с кожухом закреплен на радиаторе системы охлаждения.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан ниже (см. «Замена охлаждающей жидкости», с. 109).
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав антифриза входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Охлаждающая жидкость токсична! Избегайте вдыхания ее паров и попадания на кожу. Своевременно устраняйте нарушение герметичности системы охлаждения, чтобы избежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его эксплуатации. Ваше здоровье дороже, чем новый патрубок системы охлаждения или тюбик герметика!
Общая информация о системе охлаждения двигателя Kia Sportage
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего.
Схема расположения основных компонентов системы охлаждения (на примере дизельных моделей)
1 — Радиатор 2 — Кожух вентилятора 3 — Расширительный бачок 4 — Вентилятор 5 — Термостат 6 — Трубка маслоохладителя 7 — Водяной насос 8 — Датчик уровня охлаждающей жидкости 9 — Турбокомпрессор 10 — Впускной/выпускной патрубки маслоохладителя
Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя; проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивный отвод тепла от впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания/накаливания и направляющих втулок выпускных клапанов; на дизельных моделях охлаждающая жидкость используется также для отвода избыточного тепла от турбокомпрессора.
Схема большого контура циркуляции охлаждающей жидкости (на примере дизельных моделей)
С момента запуска двигателя система охлаждения проходит через три режима функционирования: на первомэтапе, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, она циркулирует по малому кругу, из рабочего контура которого исключен радиатор. По мере дальнейшего прогрева двигателя открывается тарельчатый клапан включенного в тракт системы воскозаполненного термостата и к контуру циркуляции подключается радиатор. Далее, по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, срабатывает вязкостная муфта привода вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора.
Примечание. Дополнительно конструкция вязкостной муфты обеспечивает отключение вентилятора при превышении оборотами двигателя некоторого определенного значения, когда адекватный теплоотвод достигается за счет повышения интенсивности набегающего потока воздуха.
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, — соответственно, — эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения (см. Спецификации Главы Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха), открывается вмонтированный в крышку двухходовой напорно-вакуумный клапан, что приводит к перетеканию избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок, — выходящие вместе с жидкостью воздух и пары теплоносителя затем выводятся из бачка за счет организации вентиляции последнего. По мере остывания системы и опускании давления в ней ниже атмосферного вытесненный избыток жидкости автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Примечание. На моделях с автоматической трансмиссией радиатор оборудован дополнительным бачком, обеспечивающим охлаждение ATF.
Заправка охлаждающей жидкости в систему производится через горловину радиатора (см. Главу Текущий уход и обслуживание). Корректировка уровня жидкости может быть произведена через горловину расширительного бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери теплоносителя.
Системы отопления и вентиляции салона
Система отопления состоит из расположенных в передней части салона вентилятора, теплообменника, а также оборудованных выходными дефлекторами рукавов раздачи воздушного потока. Горячая охлаждающая жидкость проходит через теплообменник. Принципы управления функционированием систем отопления/вентиляции (и кондиционирования) подробно изложены в Части Устройства обеспечения комфорта Главы Органы управления и приемы эксплуатации.
Система кондиционирования воздуха
См. Раздел Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха.