Битва за Россию. Тест-драйв Toyota RAV4 и KIA Sportage. Кто круче?
Оба автомобиля без преувеличения — хиты продаж. Их очень любят в России, и каждый год KIA и Toyota делают огромные деньги на продаже именно этих кроссоверов. Но настала пора разобраться, кто лучше — старый, проверенный Sportage или новый RAV4, премьера которого состоялась в 2019 году?
Внешность — один из определяющих факторов в успешности любого автомобиля. В том числе настолько популярного, как среднеразмерный кроссовер. С того момента, как летом 2019 года в наши руки попал самый новый KIA Sportage, принципиальных изменений в дизайне у корейцев не наблюдалось, а жаль. За год вполне можно было придумать, пусть и косметический, рестайлинг, который будет выглядеть симпатичнее предыдущего поколения. Принципиальных изменений в оптике до сих пор нет — нормальный полностью светодиодный свет доступен для Sportage лишь в топ-комплектациях, а версии за более-менее вменяемые деньги оснащаются отвратительными лампами, от которых веет желтизной и скукой.
Фото © LIFE / Стас Вазовски
RAV4, а точнее НОВЫЙ RAV4, презентованный с большой помпой в 2019 году, смотрится куда лучше. Если бы Toyota не выпустила машину в новом кузове и оставила старый, то неизвестно, в чью пользу был бы сегодняшний спор. Диоды передних фар нового RAV4 смотрятся стильно и очень современно. Задние фонари, впрочем, как и на KIA Sportage, тоже выполнены из светодиодов — они разделены на секции и настроены на так называемое мягкое свечение, когда в обычном режиме езды свет от них не вызывает желания вырвать себе глаза. Правда, зона прямой видимости от мощных диодов головного света Toyota существенно шире по бокам и «бьёт» на большее расстояние. Единственный козырь KIA — диоды для габаритного освещения. Аккуратные, размещённые по краям и ближе к центру фары выглядят хорошо. Но не настолько круто, как ровные «японские полосы», очерчивающие контур передней оптики. Если наблюдать обе машины в тёмное время суток, то однозначное лидерство за новым RAV4.
Купить в России KIA Sportage с топовым дизельным двигателем — удовольствие не из дешёвых. За нормальную комплектацию с подогревами, парктрониками и хорошим тяговитым двигателем придётся отдать минимум 1,8 млн рублей. За эти деньги будет доступен автомобиль с турбочетвёркой GDI 2,4 литра на 184 лошадиные силы и 8-ступенчатой АКПП. Однако в самых доступных версиях Sportage комплектуется двухлитровым рядным бензиновым мотором (150 л.с.) и 6-ступенчатой АКПП, и на такую массу (почти 1,7 тонны) предложенной конфигурации откровенно мало. Двухлитровый двигатель почти всегда работает на предельных режимах, потому что хотя бы для подъёма в гору педаль газа приходится нажимать больше чем наполовину. Разумеется, расход от этого назвать гуманным нельзя — если не «тошнить» в правом ряду со скоростью 60 километров в час и ехать активно со скоростью потока, то 13–15 литров на сотню в городе достигаются легко и просто.
Хороший кроссовер за 2 миллиона: Toyota RAV4 против Kia Sportage
Два бензиновых литра — автомат — полный привод. Кроссоверная классика, беспроигрышный рецепт для России. Но кто готовит лучше — Toyota или Kia?
Sportage — дружелюбный. Как почует приближение хозяина, зажигает подсветку дверных ручек и расправляет боковые зеркала, словно щенок — уши. RAV4 так не умеет, встречает суровым безмолвием. Хотя бесключевой доступ у «японца» удобнее. В отличие от Kia, не надо жать на кнопку, чтобы отпереть замки. Достаточно потянуть за ручку.
И внутри Toyota строгая. Черный потолок, эклектичный массив «этажерки» передней панели — скажем нет легкомысленным финтифлюшкам? При этом интерьер RAV4 капельку честнее. Пусть пластик везде жесткий, а металлические накладки только кажутся таковыми. Зато отделка «торпедо» кожей настоящая, а не фейковое тиснение на мягком полимере, как в Sportage. Да что там кожа — в «японце» и солидные замшевые вставки имеются.
Но дизайнер «Тойоты», похоже, жуткий растяпа — нес-нес фурнитуру, да и раскидал по всему салону. Кнопка обогрева руля упала слева от него в слепой зоне. А клавиша «грелки» сиденья укатилась направо вниз в темную нишу. Блокировка межосевой муфты прописалась слева от баранки, а включатель контроля скорости на спуске — справа. Где логика?!
Интерьерщик Kia, скорее всего, педант — носки по квартире не разбрасывает. Здесь все по линеечке функциональных зон: ровные ряды кнопок, развернутая к водителю центральная консоль, даже комбинация приборов и графика борткомпьютера у Sportage лаконичнее и понятнее. За рулем теснее, чем в RAV4, зато на кокпит похоже. Вон и подсветка панели агрессивно-красная в отличие от спокойной голубой иллюминации в «Тойоте».
Мощность? Момент? Главное — коробка
Впрочем, не стоит жить дизайнерскими иллюзиями. Спорт тут не живет. В разгоне оба кроссовера одинаково неспешны, разница неуловима — 100 км/ч 146-сильный RAV4 набирает за 11,3 с, а 150-сильный Kia — за 11,6, хотя он легче и чуть тяговитее (192 Н∙м против 187). Почему? Двухлитровые атмосферные «четверки» близки по характеристикам, обе любят, чтобы их покрутили от души, но трансмиссии отличаются кардинально. Toyota использует вариатор, а Sportage — шестиступенчатый автомат.
Именно за счет коробки ускорение «корейца» воспринимается более драматичным. Обороты взлетают до красной зоны, щелк-щелк — Sportage принимается отсчитывать передачи, имитируя бурную деятельность. А движок RAV4 знай себе гудит монотонно на одной ноте. Уныло, зато эффективно, а в городской толчее вариатор даже удобнее — рывков нет. В то время как Kia иногда берет едва заметную паузу, чтобы перейти на пониженную. Эта «ступенька» остается и в спортрежиме, а вот электроника «Тойоты» при смене алгоритма сильнее поднимает обороты и активнее обостряет газ.
Дряблость и предмет под брюхом
Настройки ходовой лучше удались корейцам. Оба кроссовера адекватно рулятся, мало кренятся, идут по дороге плотно, сообщая пассажирам о дефектах полотна, но не допуская раскачки на волнах. Однако на лежачих полицейских, щербатом асфальте и стыках независимые подвески RAV4 воспринимаются более дряблыми — до явных ударов дело не доходит, но по кузову расходятся вибрации, что-то порой похрустывает, а в колее еще и легкая болтанка начинается. Sportage в этом плане собраннее. Да, потряхивает, но толчки приходят на сиденья в «скругленном» варианте — чувствуется запас энергоемкости.
При этом Kia в комплектации Prestige идет на 19-дюймовых дисках с резиной 245/45, в то время как RAV4 Exclusive использует более мясистые колеса на 18 дюймов с шинами 235/55. И их постоянно слышно! Можно было бы списать излишний шум на зимние покрышки. Но у Nokian Hakkapeliitta R2 SUV шипов нет. Кстати, Sportage тоже был обут в нешиповку — Michelin X-Ice.
Toyota отыгрывается на бездорожье. Sportage рано начинает скрести пузом — под стальной защитой моторного отсека у него всего 18 см. У RAV4 даже пластикового пыльника нет, зато нижняя точка — могучая поперечина подрамника. И до земли от нее адекватные 20 см, плюс бамперы висят выше. Главное — не повредить уязвимую систему выпуска, которая выпирает из-под брюха в пределах колесной базы. В общем, проходимость обоих кроссоверов определяет геометрия, потому как набор вспомогательных систем сопоставим: блокировка межосевой муфты, имитации межколесных блокировок, системы помощи при спуске с холма.
Хайтек против голоса Василия Уткина
Оба кроссовера предлагают для задних сидений подогрев, регулировку спинки по наклону, откидной подлокотник. Но RAV4 ощутимо просторнее по всем направлениям вплоть до того, что даже пол у него ровнее. Sportage парирует дополнительными дефлекторами обдува по центру, розеткой и USB-слотом.
Получается, в нашей паре нет явного лидера. И в глазах покупателя, по идее, все должны решить ценники и оснащение. Тестовый Sportage чуть дешевле — 1 959 900 рублей против 1 972 000, что просят за RAV4. При этом «кореец» оснащен богаче — в два миллиона укладываются панорамная крыша, «умный» дальний свет, вентиляция сидений, автопарковщик, система автоматического торможения, удержание в полосе, распознавание знаков. Странно, что нет обогрева ветрового стекла, а вот в «Тойоте» он имеется и в более доступных версиях, хотя за пакет безопасности надо доплатить аж 122 тысячи.
Набор «полный привод + автомат» с базовым набором опций тоже доступнее у Kia — 1 509 900 против тойотовских 1 601 000 рублей. Так почему RAV4 стал лидером сегмента, а занимающий второе место Sportage уступает по продажам аж в 1,65 раза (за 11 месяцев 2016 года по данным Ассоциации европейского бизнеса)? Научного объяснения нет. Тут и «надежный» имидж «Тойоты», и ликвидность на вторичке — за это люди готовы переплачивать при покупке, приезжать на техобслуживание каждые 10 тысяч километров и мириться с небюджетным каско.
Но есть у RAV4 и туз в рукаве — штатная мультимедийная система на платформе Android с DVD-плеером и предустановленным сервисом «Яндекс. Навигатор», способным разговаривать голосом Василия Уткина. Пусть экран на солнце бликует, а меню построено нелогично. Зато не надо колхозить смартфон на ветровое стекло или держать его в руке: пробки, камеры, маршрут покажет встроенный планшет. Нужен только интернет — с мобильного роутера или вашего телефона. Пока сотовый сигнал есть, ехать очень удобно. И безопасно — на случай аварии предусмотрено оповещение экстренных служб по системе ЭРА-ГЛОНАСС. Так может это и есть те специи, что делают японский рецепт вкуснее?