- Кенгурятник
- Что такое «кенгурятник»
- Зачем устанавливать
- История появления
- Конструкция кенгурятника
- Виды
- Классификация
- Форма «кенгурятников»
- Плюсы и минусы
- Можно ли законно поставить «кенгурятник»
- На какие машины можно устанавливать
- Разрешено ли ставить на внедорожник
- Разрешено ли ставить на легковую машину
- Правила установки «кенгурятника»
- Наказание за незаконную установку «кенгурятника»
Кенгурятник
Кенгурятник — это металлическая защитная дуга перед бампером внедорожника. Она добавляет солидности и улучшает дизайн. Однако перед тем как принять решение о монтаже «кенгурятника» следует узнать, на каких автомобилях его установка законна, какие достоинства и недостатки у подобной конструкции и в чем состоит принцип его защиты.
Что такое «кенгурятник»
Бугель – металлическая дуга, которая является составной частью транспортного средства и выполняет функцию дополнительной защиты его деталей или элементов. «Кенгурятник» или «кенгурин» – разговорное обозначение бугеля, основанное на первоначальном названии дуги – «кенгуру-решетка» или «защита от кенгуру».
Является неотъемлемым элементом рамных автомобилей класса SUV (спортивно-утилитарный автомобиль), к которым относятся:
- внедорожники – автомобили повышенной проходимости;
- универсальные автомобили с повышенной вместимостью в кузове минивэн;
- пикапы – автомобили с закрытой кабиной и открытой грузовой площадкой.
Все категории SUV объединяет высокая проходимость, в том числе за счет высокого клиренса – расстояния между дорогой и нижней точкой автомобиля, поэтому они чаще используются для перемещения по пересеченной местности.
Крепится к силовому элементу рамной конструкции в передней или, дополнительно, задней и боковых частях.
Принцип защиты основан на концентрации силы удара на бугеле и равномерном его распределении по всей длине металлической рамной конструкции.
Зачем устанавливать
Основные функции стандартного «кенгурятника» заключаются в защите:
- бампера при столкновении, поскольку дуга является крайней передней точкой автомобиля;
- радиатора – при ударе за счет дуги, при попадании крупных камней или мусора – за счет решетки;
- двигателя автомобиля – за счет усиленной конструкции бугеля в нижней части.
- рестайлинг экстерьера автомобиля для придания «агрессивности»;
- в качестве несущей конструкции для монтажа дополнительных источников света.
Кроме того, «кенгурин», установленный на законных основаниях, повышает стоимость транспортного средства.
История появления
Кенгурятник появился в Австралии, где защита от кенгуру стала необходимым элементом грузовых автомобилей, так как внезапное появление диких животных на автомагистрали неизменно приводило к ДТП. В помощь водителям и была разработана защитная дуга, которая при столкновении в той или иной степени деформировалась, но при этом бампер и радиатор оставались целыми и не имели повреждений.
Подобные конструкции использовались фермерами в США для загона крупного скота. Модифицированные бугеия устанавливаются на полицейские автомобили и применяются в некоторых штатах для тарана во время преследования.
В России массовое оснащение автомобилей «кенгурятниками» началось в начале 90-х годов – металлические самодельные обвесы бесконтрольно устанавливались на любые модели – от УАЗа до «Волги».
Конструкция кенгурятника
Бугель состоит из трех основных элементов:
- Основная дуга. Служит защитой при ударе или столкновении. Изготавливается из круглой или профильной трубы из углеродистой или низколегированной стали. Сечение профиля – овальное, на крупногабаритном транспорте встречается квадратное или прямоугольное. Диаметр (круглой дуги) или сечение (профильной дуги) – 30 – 100 мм.
- Дополнительная конструкция. Может быть выполнена в виде решетки или нескольких дуг. Изготавливается из круглой трубы диаметром от 10 мм или профильной (овальной или квадратной).
- Узлы крепления.
Конструктивные особенности «кенгурина» должны удовлетворять следующим условиям:
- дуга должна быть симметричной относительна центра и иметь равную нагрузку на обе стороны автомобиля и раму;
- обвес не должен иметь острых краев и прямых углов, а также отдельных элементов, сваренных из металлопроката с сечением Г-образной формы (уголка);
- решетка или дуга не должны препятствовать прохождению света от фар.
Кроме того, крепление бугеля должно осуществляться на раму и только в отверстия, предусмотренные заводом-изготовителем.
Виды
В России существует и применяются три вида «кенгуринов»:
- Фронтальная модель. Устанавливается на передней части автомобиля. Служит для защиты бампера при столкновении или движении по глубокой колее, источников света – от повреждений при попадании щебня или гравия.
- Модель задней защиты. Предусматривается на полноприводных автомобилях, предназначенных для экстремального спорта и активного отдыха с целью преодоления бездорожья.
- Полная защита кузова. Выполняется в виде основной дуги, которая проходит по всему периметру автомобиля и крепится к раме в нескольких местах.
На отдельный специализированный транспорт могут устанавливать бугели, защищающие крылья, двигатель или другие части автомобиля.
Классификация
Классифицируются «кенгурятники» следующим образом:
- Стандартный бугель. Защищает переднюю часть автомобиля, источники света, передние крылья и подкрылки. Эффективен при серьезном ДТП и при движении по пересеченной местности.
- Усиленный бугель. Представляет собой тяжеловесную конструкцию, которая эффективно защищает не только элементы кузова, но и двигатель.
- Защитная решетка. Устанавливается на источники света или радиатор. Защищает от мелкого гравия и мусора.
Для специализированного транспорта выпускаются комбинированные модели, состоящие из основной дуги и нескольких защитных решеток.
Форма «кенгурятников»
Основные формы «кенгурятников», применяемых в России, имеют следующие названия:
- «Подкова». Представляет собой дугу среднего размера, покрывающую центральную часть капота, в том числе и решетку радиатора. Обеспечивает высокую защиту при фронтальном столкновении.
- «Сафари». Усиленный бугель, защищает переднюю и/или заднюю часть, источники света и бампер. Может включать дополнительную защиту в виде боковых дуг и крепления для монтажа головных фар.
Независимо от формы, принцип защиты бугеля заключается в распределении силы удара по раме.
Плюсы и минусы
Наличие бугеля на автомобиле имеет неоспоримые преимущества:
- высокоэффективная защита при ДТП;
- защита кузова и двигателя при движении по пересеченной местности во время активного отдыха;
- изменение внешнего вида автомобиля.
Однако перед установкой «кенгурина» необходимо учесть и все недостатки:
- увеличение радиуса разворота за счет увеличения размера транспортного средства;
- изменение аэродинамической устойчивости за счет повышения нагрузки на отдельную часть рамы, что может привести к опрокидыванию на повороте;
- при самостоятельном креплении вне специальных отверстий возможен отрыв бугеля с повреждением бампера или других частей кузова, к которым он был прикреплен;
- запрет на установку самодельных конструкций;
- высокая стоимость качественного обвеса;
- трудности с перерегистрацией транспортного средства;
- штрафные санкции.
Самым важным и опасным недостатком является то, что при наезде на пешехода риск его гибели существенно увеличивается. К тому же, любое изменение конструкции автомобиля изменяет его маневренность и может повлечь за собой риск возникновения непредвиденной ситуации.
Можно ли законно поставить «кенгурятник»
Стандартный «кенгурятник» относится к категории дополнительного оборудования, поскольку в определенной степени увеличивает степень проходимости и тем самым повышает эксплуатационные показатели транспортного средства. Установка дополнительного оборудования предполагает внесение изменений в конструктивные особенности автомобиля.
В соответствии с п.11 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», на легковые автомобили и автомобили, предназначенные для перевозки грузов с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т, запрещена установка каких-либо металлических конструкций, выступающих за линию бампера.
При этом разрешено эксплуатировать автомобиль с дополнительным оборудованием, если:
- выступающие конструкции изготовлены из материала с низким коэффициентом прочности;
- наличие выступающей конструкции предусмотрено заводом-изготовителем транспортного средства;
- установка конструкции согласована в ГИБДД и прошла экспертную оценку;
- металлическая конструкция имеет массу менее 0,5 кг и служит для защиты источников света.
Кроме того, в соответствии с п. 7.18 «Перечня неисправностей…», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.02.2002 г. №127, запрещается эксплуатация транспортных средств, в конструкцию которых внесены любые изменения, не имеющие разрешения ГИБДД.
Таким образом, абсолютно законной является установка:
- легковесных защитных решеток на любые источники света;
- декоративных пластиковых «кенгурятников» с целью рестайлинга;
- металлического бугеля, если сведения о возможности комплектования транспортного средства содержатся в его эксплуатационной документации (ЭД), которая выдается заводом-изготовителем при покупке автомобиля.
Согласование установки «кенгурина» проходит в несколько этапов и выглядит следующим образом:
- возможность установки нужно проверить в ЭД или на сайте производителя через VIN;
- обратиться в любую экспертную организацию для проведения оценки возможности монтажа бугеля;
- обратиться в подразделении ГИБДД и написать заявление с просьбой о выдаче разрешения на установку, приложив экспертное заключение;
- с полученным документом обратиться в сервисный центр для выполнения работ;
- повторно пройти экспертизу безопасности и технический осмотр ТС;
- предоставить всю полученную документацию и собственно автомобиль в ГИБДД для подтверждения законности установки и получения отметки в ПТС.
На какие машины можно устанавливать
Решение экспертной организации об установке металлического «кенгурятника» будет положительным, если будут удовлетворены следующие требования:
- имеется разрешение завода-изготовителя;
- расстояние от нижней точки кузова ТС до поверхности дороги – не менее 18 см;
- бампер не должен задевать дорожное покрытие при съезде ТС с наклонной поверхности, расположенной под углом 20 о ;
- бампер не должен задевать наклонную поверхность, расположенную под углом 25 о , при въезде на нее.
Следует помнить, что основным критерием для получения разрешения на установку является наличие рамной разъёмно-разделительной силовой схемы несущей системы автомобиля.
Разрешено ли ставить на внедорожник
Установка «кенгурятника» на внедорожник разрешена в следующих случаях:
- ТС имеет рамную несущую систему;
- в рамной конструкции имеются специальные отверстия для крепления бугеля.
Важно знать, что просверливание дополнительных отверстий в раме запрещено, поскольку нарушает ее установленный коэффициент прочности.
Разрешено ли ставить на легковую машину
Легковые автомобили имеют несущий кузов, а, следовательно, рамная конструкция у них отсутствует. Кроме того, что установка бугеля на такое ТС противоречит требованиям безопасности, дополнительная нагрузка может привести к снижению маневренности и повышенному износу резины.
В качестве украшения можно установить на легковой автомобиль пластиковый «кенгурин», который крепится к нижней части бампера.
Правила установки «кенгурятника»
Самостоятельная установка «кенгурятника» возможна при условии наличия сертификатов на детали и комплектующие. Сам процесс выглядит следующим образом:
- изучить техническую документацию на ТС;
- осмотреть раму, найти отверстия для крепления;
- подобрать бугель, подходящий к марке и модели ТС по прайсу завода-производителя;
- проверить соосность отверстий на раме и бугеле;
- установить деталь, закрепить болтами.
Устанавливать самодельный «кенгурин» категорически запрещено, поскольку его безопасность не может быть подтверждена.
Наказание за незаконную установку «кенгурятника»
В соответствии со ст.12.5 КоАП РФ, за управление ТС, в конструкцию которого внесены самовольные изменения, налагается штраф в размере 500 руб. или выносится предупреждение, но при условии демонтажа бугеля на месте.
За повторное нарушение – штраф 5000 руб. или лишение права управления транспортным средством на срок до трех месяцев.
Всегда следует помнить, что установка дополнительного тяжеловесного оборудования оказывает влияние на маневренность и устойчивость автомобиля. Именно поэтому крепить бугель можно только на рамных ТС – их показатели испытаны и сертифицированы. Для увеличения проходимости «кенгурятник» можно установить на внедорожник, а на легковой автомобиль – только декоративную модель.