Устройство карданной передачи УАЗ-452, размеры карданных валов, обслуживание.
Карданная передача автомобилей семейства УАЗ-452 состоит из заднего и переднего карданных валов и служит для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к переднему и заднему ведущим мостам.
Основные характеристики карданной передачи УАЗ-452.
— Биение валов в сборе с шарнирами, замеренное в любой точке по длине вала, мм, не более :
заднего — 0,6
переднего — 0,6
— Размеры шлицевого соединения :
модуль — 1,21
число шлицев — 34
диаметр делительной окружности в мм — 41,14
— Размеры трубы карданных валов в мм :
внутренний диаметр — 45
толщина стенки — 2,5
— Диаметр отверстия в вилках, мм : 29,994-29,970
— Диаметр цапфы крестовины, мм : 16,3-16,288
— Максимальная частота вращения, об/мин : 4000
— Длина валов между центрами шарниров полностью груженого автомобиля в статическом положении, мм :
заднего карданного вала — 716
переднего карданного вала — 685
— Масса валов в сборе, кг :
переднего карданного вала — 6,65
заднего карданного вала — 6,58
Устройство карданной передачи УАЗ-452.
Задний карданный вал.
Открытого типа, представляет собой тонкостенную трубу, с одного конца которой запрессована и приварена вилка карданного шарнира, а с другого — шлицевая втулка. Вилка карданного шарнира кованая, стальная, шлицевая втулка изготовлена из стальной трубы. В шлицевую втулку входит скользящая вилка, которая установлена в шлицевой втулке таким образом, что ее ушки находятся в одной плоскости с ушками приваренной вилки.
Допускаемое отклонение от расположения ушков вилок в одной плоскости не более 5 градусов. Подвижное шлицевое соединение карданного вала обеспечивает изменение длины вала, вызванное перемещением ведущего моста при прогибе рессор. Для предохранения шлицевого соединения от загрязнения и удержания смазки в шлицах у торца шлицевой втулки установлен специальный войлочный сальник между разрезными стальными кольцами.
Уплотнительное войлочное и разрезные кольца размещены в штампованной обойме, которая навернута на резьбовую часть шлицевой втулки. Шлицевое соединение дополнительно может быть защищено резиновой муфтой с гофрами, позволяющими изменять ее длину при уменьшении или удлинении вала. Муфта закреплена с обеих сторон проволокой.
На концах вала расположены карданные шарниры, с помощью фланцев которых карданные валы соединяются с фланцами раздаточной коробки и ведущей шестерни моста. Крепление фланцев карданного вала с фланцем раздаточной коробки осуществляется четырьмя болтами с пружинными шайбами, а с фланцем ведущей шестерни главной передачи моста — четырьмя болтами и гайками с пружинными шайбами.
В обоих случаях должна применяться пружинная шайба толщиной 2 мм. Другие более толстые шайбы применять не рекомендуется, так как в этом случае при больших углах качания карданного вала ушки вилок могут задевать за головки болтов, а на гайках будет уменьшена активная часть резьбы. Шлицевое соединение установленного на автомобиль карданного вала располагается у раздаточной коробки.
Карданный шарнир.
Карданный шарнир состоит из двух вилок и крестовины, на цапфах которой находятся игольчатые подшипники. Игольчатые подшипники запрессовываются в отверстия ушков вилок и удерживаются в них стопорными кольцами, которые входят в канавки стаканов игольчатых подшипников и опираются на внутренние плоскости ушков вилок.
Торцевыми поверхностями цапф крестовина упирается в донышки стаканов подшипников, вследствие чего вилки не могут перемещаться вдоль оси крестовины. Поперечный зазор в шарнирах вдоль цапф крестовины не должен превышать 0,2 мм.
Игольчатые ролики удерживаются в подшипнике штампованной обоймой, запрессованной в стакан. Для предотвращения попадания в игольчатые подшипники грязи, пыли и воды в штампованные обоймы установлены резиновые сальники с пружиной. На шейках крестовины напрессованы штампованные грязеотражатели тарельчатой формы.
Игольчатые подшипники смазывают через пресс-масленку, ввернутую в бобышку крестовины. Масло по отверстиям внутри крестовины и по канавкам на торцах цапф поступает к подшипникам, смазывая одновременно торцы цапф крестовины.
Контрольный клапан на крестовине отсутствует, а сальник устанавливается рабочей кромкой и пружиной наружу. Благодаря этому при смазывании шарниров шприцем отработанное масло выталкивается наружу из-под рабочих кромок сальников. Такое сальниковое уплотнение подшипников крестовин обеспечивает большую надежность и работоспособность шарниров карданных валов. Собранный карданный вал подвергается балансировке. Дисбаланс устраняют приваркой балансировочных пластин на концах трубы. Допустимый дисбаланс 20 гссм.
Передний карданный вал.
Имеет комбинированную конструкцию, которая определяется условиями компоновки автомобиля. Во избежание задевания переднего карданного вала за детали двигателя при угловых перемещениях карданной передачи определенная его часть, находящаяся в опасной зоне задевания, выполнена из сплошного вала имеющего значительно меньший диаметр, чем труба на остальной длине вала.
С одной стороны на сплошной вал напрессована и приварена труба, а с другой — шлицевая втулка. Остальные детали, входящие в сборку переднего карданного вала УАЗ-452, применяются те же, что и в задних карданных валах.
Обслуживание карданных валов УАЗ-452.
Обслуживание карданной передачи заключается в периодической смазке карданных шарниров и шлицевого соединения. В шарниры смазка нагнетается до тех пор, пока она не появится из-под сальников. Игольчатые подшипники карданных шарниров следует смазывать только трансмиссионным автомобильным маслом. Консистентные смазки применять запрещается.
В шлицевое соединение масло вводится шприцем в количестве, подаваемом при двух-трех качках, не более. Излишнее масло вводить в шлицы не следует, так как при укорочении валов во время работы, оно будет вылетать из шлицевого соединении, что приводит к преждевременному выходу из строя сальника и защитной муфты.
Составляющие карданной передачи следует периодической очищать от грязи и подтягивать крепежные детали валов. Если скользящая вилка почему-либо снималась с карданного вала, то при установке нужно обеспечить ее правильное положение. Обе вилки должны обязательно лежать в одной плоскости. Для облегчения сборки на карданном вале имеются метки-стрелки, которые должны быть расположены друг против друга.
Карданные валы в сборе с шарнирами тщательно балансируют, поэтому при их сборке все детали нужно ставить на свои первоначальные места. Нарушение балансировки или неправильное положение вилок вызывает вибрации, разрушающие трансмиссию. При сборке карданных валов нужно проследить, чтобы сальники имели правильную установку, а их рабочие кромки не были завернуты внутрь подшипника.