Двигатель на УАЗ: надежное сердце лучшего внедорожника
Силовая установка во многом определяет ключевые параметры автомобиля — динамические, его проходимость и многое другое. Поэтому при выборе двигателя для новой модели автомобиля завод-изготовитель сталкивается с множеством вопросов и проблем. Ульяновский автозавод с этим выбором справился блестяще, что во многом определило успех всех модификаций автомобилей УАЗ.
Двигатель на УАЗ: виды, марки и производители
Первые автомобили УАЗ (различные модификации УАЗ-469) оснащались моторами Ульяновского моторного завода — для того времени это были мощные (75 л.с.) и надежные двигатели, в самых сложных условиях показавшие себя с лучшей стороны. Однако позже параллельно с ульяновскими моторами на УАЗы стали ставить силовые установки Заволжского моторного завода. И к сегодняшнему дню на ульяновских внедорожниках одинаково часто можно встретить двигатели обоих заводов.
Какие двигатели предлагает каждый из заводов? Моделей и модификаций достаточно много, и среди них можно выбрать моторы для решения самых разных задач.
Двигатели Ульяновского моторного завода (УМЗ)
Ульяновский моторный завод расположен в Ульяновские, он входит в «Группу ГАЗ» и производит двигатели для легких коммерческих автомобилей, в том числе и для УАЗов.
Для установки на различные модели автомобилей УАЗ применяются карбюраторные и инжекторные четырехцилиндровые двигатели УМЗ.
— УМЗ-4178 (АИ-92 82 л.с.);
— УМЗ-421 (АИ-92 110 л.с.);
— УМЗ-4218 (АИ-92, модификации 103 и 105 л.с.).
— УМЗ-4213 (АИ-92, модификации 110 и 115 л.с., а также модификации для ГУР);
— УМЗ-4213 «Евро-3» (АИ-92, 123 л.с.).
Необходимо обратить внимание на тот факт, что все указанные двигатели представлены в двух модификациях — с рычажным и диафрагменным сцеплением. Также ряд двигателей имеют модификации для установки ГУР.
Карбюраторные двигатели УМЗ применяются, в основном, для замены моторов моделей УАЗ, снятых с производства (предшественников УАЗ «Хантер» и других). А более современные двигатели УМЗ-4213 различных модификаций — это универсальные силовые установки, которые в настоящее время работают во всех новых моделях автомобилей УАЗ.
Двигатели Заволжского моторного завода (ЗМЗ)
Заволжский моторный завод (город Заволжье, Нижегородская область) предлагает широкий выбор двигателей на УАЗ, в том числе и моторы экологического классов «Евро-3» (выпуск налажен с 2008 года) и «Евро-4». В линейке присутствуют как традиционные карбюраторные, так и современные инжекторные моторы. Все двигатели ЗМЗ — четырехцилиндровые.
— ЗМЗ-402.10 (92 л.с.);
— ЗМЗ-402.17 (92 л.с., модификация для тропического климата);
— ЗМЗ-4104 (96 л.с.).
— ЗМЗ-409 (143 л.с.);
— ЗМЗ-40904 (143 л.с., «Евро-3»);
— ЗМЗ-4091 («Евро-2», «Евро-3»);
Наибольшее распространение получили различные модификации двигателей ЗМЗ-40904, которые в настоящее время устанавливаются в автомобили УАЗ «Хантер», «Patriot» и другие. Двигатели ЗМЗ-4091 устанавливаются, в основном, на УАЗ-3741 («Таблетка»), УАЗ-3303 и УАЗ-2206 (микроавтобус).
Также Заволжский завод предлагает линейку современных дизельных двигателей ЗМЗ-514 экологических классов «Евро-3» и «Евро-4». Эти силовые установки устанавливаются, в основном, на автомобили УАЗ «Хантер». Это самые современные и перспективные разработки, обладающие отличными техническими характеристиками, надежностью и высоким ресурсом.
Зарубежные двигатели
С недавних пор (с 2008 года) в продажу стали поступать автомобили УАЗ «Хантер», оснащенные дизельным двигателем ANDORIA 4CTi90. Данная силовая установка показала себя с лучшей стороны, и сейчас спрос на УАЗы с ней достаточно высок.
Дизель ANDORIA производится в Польше и поставляется в двух модификациях, соответствующих экологическим классам Евро-2 и Евро-3. Моторы оснащаются турбокомпрессорами и имеют мощность от 86 до 102 л.с.
Ресурс двигателей на УАЗ
Одна из основных характеристик двигателя, которая интересует владельца автомобиля — его ресурс. На самом деле не совсем корректно применять термин «ресурс двигателя», так как срок работы двигателя и пробег до выхода из строя или до необходимости капитального ремонта зависит от очень многих факторов. В частности, ресурс двигателя снижают низкокачественные топлива и в ещё большей степени — масла, использование автомобиля в сложных дорожных условиях (по бездорожью), характер вождения и т.д.
Поэтому заводами-изготовителями устанавливаются различные гарантийные сроки на моторы. Сейчас ЗМЗ и УМЗ дают гарантию на свои двигатели от 12 до 36 месяцев, или на пробег от 30 до 100 тысяч километров.
Однако в реальных условиях большинство двигателей на УАЗах работают дольше. Например, при активной эксплуатации по городу и сельским дорогам двигатель бесперебойно можно проработать 2 года, или пройти свыше 120 тысяч километров. При более бережной эксплуатации моторы ЗМЗ и УМЗ без проблем прохаживают до 300, а в иных случаях — и до 500 тысяч километров.
Но при большом пробеге необходимо проводить капитальный ремонт двигателя (так как износившиеся детали просто не могут обеспечить необходимые параметры), а в ряде случаев — полностью менять силовой агрегат. И при нынешних ценах двигателей на УАЗ (от 63 до 208 тысяч рублей) зачастую гораздо проще и дешевле купить новый мотор, чем ремонтировать старый.
Другие статьи
Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.
Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.
Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
Лучшие двигатели на УАЗ «Буханка»
Одна из ступеней эволюции более известного двигателя ГАЗ-21. Выпускался он производителем вместо УМЗ-414. Главное отличие – увеличенная до 7 степень сжатия. Также конструкторы установили иной распределительный вал, появился новый воздушный фильтр, двухкамерный карбюратор и новые впускные клапаны. Позже появилась модификация этого же мотора, где был иной коленвал. Четырехтактный силовой агрегат, в котором система подачи горючего была принудительной. Ничем от других двигателей не отличалось и охлаждение: контур замкнутого типа, внутри которого находится жидкость, циркулирующая с помощью помпы. Также предусмотрены элементы для принудительной подачи масла ко всем узлам мотора под высоким давлением, после чего оно разбрызгивалось.
УМЗ-421
Заменил собой УМЗ-417, став более надежным и простым мотором. Интересна в этом двигателе его оригинальная конструкция: алюминиевый остов, где чугунными стенками залиты сухие гильзы. Благодаря этому удалось повысить параметр сечения камер до 100 мм, хотя зазор между цилиндрами остался прежним. Такое решение инженеров существенно повысило ресурс двигателя, так как в лучшую сторону изменилась жесткость, а вот риск «овальности», наоборот, снизился. Конструкция получилась настолько удачной, что от нее не отказались до сих пор, хотя специалисты из Ульяновска и проводили доработки, выпуская все новые версии мотора. Одной из проблем первой версии стало проникновение охлаждающей жидкости в масло. Для этого даже не требовалось никаких повреждений, ведь антифриз просачивался в поры алюминиевой конструкции. При этом не помогала и замена прокладки. Поэтому в дальнейшем блок пропитывали смолой, а также изменили форму впускного тракта.
ЗМЗ-409
Один из самых современных инжекторных бензиновых двигателей для «Буханки». В ЗМЗ-409 4 цилиндра и в каждом по 4 клапана – 2 на впуск, столько же на выпуск. Для работы силового агрегата используются микропроцессоры, а значит, здесь впервые появился электронный блок управления. Все это было предложено водителям в 2001 году. Тогда устанавливался мотор только на новые модели, выпускаемые специалистами ГАЗ и УАЗ, также он был актуален и для автомобилей, которые постоянно дорабатывались, например, для «Буханки». В ее конструкции появился нейтрализатор, с помощью которого удалось достичь стандарта ЕВРО-2. Главное отличие ЗМЗ-409 от предыдущих моделей силовых агрегатов – повышенный крутящий момент. Именно такой запрос был у автолюбителей около 20 лет назад. При этом профессионалы были уверены, что мотор еще можно дорабатывать, несмотря на его качество и ремонтопригодность. Одним из недостатков мотора, актуальных для начала «нулевых» годов, было высокое требование к используемым жидкостям. Двигатель требовал применение качественных смазывающих материалов, а также бензина не ниже АИ-92. Все это существенно увеличивало стоимость владения «Буханкой», тем не менее мотор выпускается до сих пор в комплектации с МКПП и полным приводом.