Ремонт насоса системы охлаждения УАЗ-3151
Возможными неисправностями насоса (рис. 1) могут быть: течь жидкости через сальник крыльчатки в результате износа уплотнительной шайбы или разрушения резиновой манжеты сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки
Рис. 1. Нас ос системы охлаждения двигателя
Ремонт насоса 21–1307010–52 системы охлаждения
Подтекание жидкости из насоса устраняйте заменой уплотнительной шайбы и резиновой манжеты.
Для замены снимите насос с двигателя, отсоедините его от кронштейна, снимите приспособлением 71–1769 крыльчатку (рис. 2), выньте уплотнительную шайбу и манжету сальника.
Для сборки сальника крыльчатки вставьте в держатель сальника, расположенный на корпусе насоса, сначала резиновую манжету в сборе, а затем уплотнительную шайбу и стопорное кольцо.
При этом часть валика насоса, сопряженную с резиновой манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смажьте мылом, а торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительной шайбой, тонким слоем графитной смазки.
Перед установкой сальника проверьте его торец (торец уплотнительной шайбы) на краску: при сжатии сальника до высоты 13 мм отпечаток торца должен иметь не менее двух полностью замкнутых окружностей без разрывов.
Крыльчатку напрессовывайте на валик на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски.
При этом насос должен опираться передним торцом валика на стол, а усилие – прикладываться к ступице крыльчатки.
Для замены подшипников или валика насоса разберите насос полностью в следующем порядке:
Рис. 2. Снятие крыльчатки насоса
1. Снимите с валика насоса крыльчатку и выньте уплотнительную шайбу и резиновую манжету.
Рис. 3. Снятие ступицы шкива насоса
2. Отверните гайку крепления ступицы шкива и снимите ее с помощью приспособления, как показано на рис. 3.
Рис. 4. Выпрессовка валика насоса: 1 – корпус насоса; 2 – валик; 3 – подставка 3.
Извлеките стопорное кольцо подшипников из корпуса 1 (рис. 4) насоса и на прессе выпрессуйте или выбейте медным молотком валик 2 с подшипниками из корпуса, оперев передний торец корпуса на подставку 3 с отверстием для прохода подшипников.
Рис. 5. Запрессовка валика вместе с подшипником в корпус насоса: 1 – валик; 2 – корпус насоса; 3 – оправка; 4 – подставка
Сборку насоса производим в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессуйте на валик 1 (рис. 5) и в корпус 2 одновременно при помощи ручного пресса и оправки
3. Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца.
Надев на валик распорную втулку, запрессуйте второй подшипник войлочным сальником наружу.
После установки на место стопорного кольца напрессуйте на передний конец валика ступицу шкива, уперев валик в задний торец кольца.
Напрессовку ступицы шкива на валик насоса двигателя модели 4218 производите после установки фиксатора 19 (см. рис. 1, б).
При напрессовке ступицы не допускайте зазора между подшипником и стопорным кольцом.
После сборки насоса полость корпуса между подшипниками заполните смазкой согласно указаниям таблицы смазывания.
При установке собранного насоса на двигатель обратите внимание на пригодность паронитовой прокладки между корпусом и кронштейном насоса.
Ремонт насоса 421–1307010–01 системы охлаждения
Подтекание жидкости из насоса устраняйте заменой сальника 21 (см. рис. 1, б) в сборе.
При износе ролико-шарикового подшипника 19 замените его в сборе с валиком.
Для замены сальника или валика в сборе с подшипником снимите насос с двигателя, отсоедините его от крышки, снимите приспособлением 71–1769 крыльчатку (см. рис. 2).
С помощью приспособления (см. рис. 3) снимите ступицу шкива вентилятора и выпрессуйте валик с подшипником.
Перед выпрессовкой подшипника обязательно выверните фиксатор 20 (см. рис. 1, б).
Сборку насоса производите в обратной последовательности. При этом запрессовку ступицы шкива вентилятора производите до упора в буртик, а запрессовку крыльчатки – до размера 117,4 +0,925 –1,035 (см. рис. 1, б).
Перед сборкой часть валика ролико-шарикового подшипника, сопряженную с сальником, смажьте мылом, а торец крыльчатки, соприкасающийся с сальником – графитной смазкой.
При установке собранного насоса на двигатель обратите внимание на пригодность паронитовой прокладки между крышкой и корпусом насоса.
Ремонт водяного насоса ЗМЗ-409
Водяной насос снимают для доступа к другим деталям, а также для его ремонта или замены при возникновении во время работы шума, уровень которого превышает обычный и который появляется при образовании большого радиального люфта вала насоса
Разборка насоса — довольно трудоемкая работа, поэтому при возникновении неисправности рекомендуем заменить насос в сборе.
Вам потребуются: ключ «на 12», шестигранник «на 6», отвертка с плоским лезвием, монтажная лопатка.
Работы по снятию и установке водяного насоса показаны при снятом радиаторе системы охлаждения двигателя.
Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя.
Снимите с кронштейна насос гидроусилителя рулевого управления.
Снимите вязкостную муфту привода вентилятора.
Снимите ремень привода генератора и водяного насоса.
Зафиксировав шкив от проворачивания, выверните три болта его крепления
Снимите отражатель шкива и шкив.
Выверните два болта крепления кронштейна насоса гидроусилителя рулевого управления сверху
Выкрутите один болт снизу
Отводим кронштейн с насосом ГУР в сторону
Ослабьте затяжку крепления хомутов шланга термостата и шланга трубки забора охлаждающей жидкости
Выверните два остальных передних болта
Открутите один болт с задней стороны
Затем снимите водяной насос
Очистите привалочную поверхность от старой прокладки
Установите водяной насос и все снятые детали в обратном порядке.
Не забудьте нанести герметик на привалочные поверхности водяного насоса и блока цилиндров.
Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки.
Разборка
Крыльчатка отлита из пластмассы, но имеет металлическую ступицу, в которой нарезана резьба под съемник.
Снять с помощью съемника крыльчатку 1 насоса
Съемником спрессовать ступицу 1 шкива насоса.
Вывернуть фиксатор 2 подшипника и выпрессовать подшипник с валиком насоса в сторону шкива
Выпрессовать сальник 1 насоса.
Промыть и очистить от отложений детали насоса.
Дефектовка
Подшипник на валике насоса должен вращаться свободно, без заеданий, в противном случае заменить подшипник с валиком в сборе.
Если в подшипнике чувствуется большой люфт, заметны следы вытекания смазки из-под защитных колец или перекат шариков при вращении подшипника, его нужно заменить в сборе с валиком.
Осмотреть крыльчатку. Если на ней есть трещины, сколы и т.п., заменить.
Осмотреть сальник. Если на нем есть надрывы, трещины, резина потеряла упругость, поломана поджимная пружина, сальник заменить.
Сборка
- А = (117,5±0,2) мм (двигатели мод. 402 и 4021);
- В = 0 / 0,2 мм (двигатели мод. 402 и 4021);
- С = 0,9 / 1,3 мм (двигатель мод. 409)
Сборку насоса производят в порядке, обратном разборке.
При сборке насоса осмотреть прокладки, если на них есть надрывы или прокладки сильно обжаты, их необходимо заменить.
При запрессовке крыльчатки и ступицы упор должен быть на валик насоса.
При сборке насоса выдержать размеры, указанные на рисунке.
После заворачивания фиксатора подшипника нужно раскернить края отверстия так, чтобы часть металла вошла в шлиц фиксатора, чтобы исключить самоотворачивание.