Разборка и сборка двигателя УАЗ
Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла.
Разбирайте и собирайте двигатель на поворотном стенде с помощью наборов инструмента, например, моделей 2216-Б и 2216-М ГАРО, а также специального инструмента и приспособлений, указанных в приложении 2
При индивидуальном методе ремонта двигателя детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались. Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.).
При любом виде ремонта нельзя раскомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.
При замене картера сцепления проверьте соосность отверстия, служащего для центрирования коробки передач, с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала. При проверке стойку индикатора закрепите на фланце коленчатого вала. Сцепление при этом должно быть снято. Биение отверстия и торца картера не должно превышать 0,08 мм.
После разборки двигателя детали тщательно обезжирьте, очистите от нагара и смолистых отложений. Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите механическим или химическим способом.
Химический способ удаления нагара заключается в выдерживании деталей в ванне с раствором, подогретым до 80 — 95 гр.С в течение 2-3 часов.
Для очистки алюминиевых деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):
Сода кальцинированная (Na2CO3) | 18,5 |
Мыло хозяйственное или зеленое | 10 |
Жидкое стекло (Na2SiO3) | 8,5 |
Для очистки стальных деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):
Сода каустическая (NaOH) | 25 |
Сода кальцинированная (Na2CO3) | 33 |
Мыло хозяйственное или зеленое | 3,5 |
Жидкое стекло (Na2SiO3) | 1,5 |
После очистки детали промойте горячей (80 — 90 *С) водой и обдуйте сжатым воздухом. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в растворах, содержащих щелочь (NaOH).
При сборке двигателя соблюдайте следующее:
- Протрите и продуйте детали сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности смажьте моторным маслом.
- Резьбовые детали (шпильки, пробки, штуцеры), если они вывертывались или были заменены в процессе ремонта, устанавливайте на сурике.
- Неразъемные соединения (например, заглушку блока цилиндров) устанавливайте на нитролаке.
Болты и гайки затягивайте динамометрическим ключом, момент затяжки, Н*м (кгс*м):
Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров | 71,6-76,5 (7,3-7,8) |
Гайки болтов шатуна | 66,7-73,5 (6,8-7,5) |
Гайки шпилек крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала | 122,6-133,4 (12,5-13,6) |
Гайки болтов крепления маховика к коленчатому валу | 74,5-81,4 (7,6-8,3) |
Разборка и сборка двигателей УАЗ: https://uaz.service-manual.company/dvigatel/razborka-i-sborka-dvigatelya-uaz/
Двигатель
- Техническое обслуживание двигателя
- Газораспределительный механизм
- Система смазки
- Система охлаждения
- Система питания
- Подвеска двигателя
- Проверка техсостояния двигателя
- Возможные неисправности и методы устранения
- Снятие и установка двигателя
- Разборка и сборка двигателя
- Ремонт двигателя
Cборка и регулировка двигателя
Чтобы сэкономить время и не повредить детали двигателя, собирайте двигатель согласно установленной последовательности. Перед сборкой тщательно проверьте каждую деталь, как описано в подразделе «Проверка технического состояния и ремонт узлов двигателя». Перед сборкой прочистите все детали керосином и высушите сжатым воздухом.
При каждой сборке заменяйте прокладки.
Для обеспечения соответствующей затяжки используйте динамометрический ключ.
Установка коленчатого вала, масляного и вакуумного насосов
Рис. 105. Снятие и установка гидротолкателей: 1 – приспособление L
Поставьте блок на стенд и вставьте гидравлические толкатели, используя специальный инструмент 1 (см.
Рис. 153. Установка коленчатого вала: 1 – шестерня коленчатого вала; 2 – приспособление G
Установите коленчатый вал вместе с ведущей шестерней 1 (
Рис. 154. Установка опор коленчатого вала
Установите опоры (
Рис. 155. Установка переходников: 1, 2 – переходники
Отверстия переходников (
Рис. 156. Привод агрегатов: 1 – шестерня коленчатого вала; 2 – шестерня вакуумного насоса; 3 – шестерня топливного насоса; 4 – шестерня распределительного вала; 5 – шестерня масляного насоса; А, В, С – метки
Установите вакуумный насос в сборе, совместив метки А (
Рис. 157. Установка задней опоры коренного подшипника коленчатого вала
Установите заднюю опору коренного подшипника коленчатого вала (
Рис. 158. Установка картера маховика
Установите картер маховика (
Рис. 159. Замер осевого перемещения коленчатого вала
Измерьте осевое перемещение коленчатого вала (
Рис. 138. Опора заднего коренного подшипника: 1 – задний коренной подшипник; 2 – опора заднего коренного подшипника; 3 – клапан струйный; 4 – упорная шайба; 5 – задний сальник; 6 – кольцо
Осевое перемещение должно быть 0,153–0,304 мм. При отклонении от установленных пределов используйте упорные шайбы 4 (см.
Рис. 160. Проверка торцового биения картера маховика
1. Установите индикатор на торец коленчатого вала (
Рис. 161. Проверка радиального биения отверстия картера маховика
1. Установите индикатор на торец коленчатого вала (
Рис. 162. Проверка торцового биения маховика
1. Установите индикатор на картер маховика (
Рис. 163. Установка гильз цилиндров: 1 – гильза; 2, 3, 4 – уплотнительные кольца; 5 – гнездо под буртик; 6 – нижний центрирующий поясок;
1. Установите гильзы (
Рис. 164. Установка гильз цилиндров
2. Измерьте глубину В (
Рис. 165. Осадка гильз цилиндров
8. Осадите гильзы цилиндров (
Рис. 128. Сборка шатунов
Со стороны большой головки шатуна нанесены четыре клейма: два на самом шатуне и два на крышке большой головки шатуна. Два клейма со стороны углубления в головке поршня указывают весовую группу по массе шатуна (см.
Рис. 166. Установка поршневых колец: 1 – верхнее компрессионное кольцо; 2 – нижнее компрессионное кольцо; 3 – маслосъемное кольцо
Установите кольца на поршни с помощью подходящего инструмента и разверните их так, чтобы положение замков соответствовало
Рис. 167. Установка поршня
Чтобы вставить поршень в гильзу (
Рис. 168. Подбор прокладки головок цилиндров
Индикатором (см.
Рис. 169. Обозначение прокладки головок цилиндров
Обозначение прокладок (
Рис. 170. Установка головок цилиндров
В (
Рис. 171. Диаграмма фаз газораспределения
Если измеренные величины не соответствуют диаграмме (
Рис. 172. Установка крышки приводных шестерен
Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Заверните моментом 8,8 кгс·м гайку крепления шестерни и установите на герметик (см.
Рис. 173. Установка индикатора: 1 – приспособление К
1. Выверните центральную пробку с задней стороны насоса и установите приспособление К (
Рис. 107. Метки для установки поршня 1-го цилиндра в ВМТ: 1 – метка на шкиве; 2 – метка на крышке
2. Снимите показания индикатора в момент прекращения отклонения его стрелки при поворотах коленчатого вала влево и вправо на небольшой угол от положения 20–25° до ВМТ такта сжатия в первом цилиндре. Установите стрелку индикатора на 0° поворотом шкалы и вращайте коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока метка 1 (см.
Рис. 174. Коллектор системы охлаждения
Установите прокладки между коллектором системы охлаждения и головками цилиндров (
Рис. 175. Прокладка турбокомпрессора
Соедините турбокомпрессор с выпускным коллектором, установив металлическую прокладку (
Рис. 102. Турбокомпрессор: 1 – трубки подвода и отвода масла; 2 – турбокомпрессор
Подсоедините трубопроводы подачи и слива масла к турбокомпрессору (см.
Рис. 176. Жидкостно-масляный теплообменник и масляный фильтр: 1 – масляный фильтр;
2 – штуцер; 3 – жидкостно-масляный теплообменник; 4 – прокладка
Установите жидкостно-масляный теплообменник (
Рис. 177. Трубки высокого давления и насос: 1– трубки; 2 – насос высокого давления
Подсоедините трубки высокого давления к топливному насосу и форсункам (
Рис. 103. Насос системы охлаждения: 1 – шкив; 2 – болт крепления шкива; 3 – болт крепления насоса; 4 – насос; 5 – прокладка; 6 – гайка крепления насоса
Установите насос системы охлаждения (см. рис. 103) вместе с прокладкой в гнездо блока цилиндров. Затяните болты моментом 2,5 кгс·м.
Установите шкив и затяните болты моментом 2,5 кгс·м.
Установите термостат и подсоедините все шланги системы охлаждения.
Видео про «Cборка и регулировка двигателя» для УАЗ 3160
сборка кпп уаз полностью синхронизированнаяКарбюратор К 151 регулировка холостого хода
Регулировка клапанов УМЗ-421
Как собрать двигатель УМЗ УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Перед установкой коленвала очищаем постели подшипников и вкладыши от стружки, масла и отложений.
Промываем все детали в керосине и обдуваем сжатым воздухом. Продуваем все масляные каналы
Смазываем шейки и вкладыши чистым моторным маслом
Устанавливаем коленчатый вал, при этом:
— замки вкладышей должны войти в прорези блока
— замки вкладышей должны войти в прорези крышек
Затягиваем болты коренных подшипников динамометрическим ключом. Момент затяжки 12,5-13,6 кгсм
Временно устанавливаем на коленчатый вал маховик и закрепляем его двумя болтами
Поворачиваем вал рукой за маховик.
Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии, а осевой люфт не ощущаться
Перед установкой поршня в сборе устанавливаем вкладыши в шатун и его крышку
Смазываем моторным маслом поршневые кольца, вкладыши, поверхность цилиндров
Кольца на поршне поворачиваем так, чтобы замки компрессионных колец находились с противоположных сторон
Надеваем на поршень приспособление и обжимаем кольца
Поршень вставляем в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» была обращена к передней части блока
Постукивая через деревянную проставку по днищу поршня, утапливаем его до упора, контролируя перемещение шатуна к шейке коленчатого вала
Крышки шатунов устанавливаем аналогично крышкам коренных подшипников.
Поворачиваем коленчатый вал за маховик. Вращение должно быть без заеданий и с равномерным сопротивлением.
Распределительный вал устанавливаем так, чтобы метки на его шестерне и шестерне коленчатого вала совпали
Дальнейшую сборку двигателя проводим в последовательности, обратной разборке
При установке насоса совмещаем прорезь в валике насоса с пластиной валика привода
Перед установкой поддона картера наносим герметик в места стыка частей прокладки
Также покрываем герметиком поверхности под пробковые части прокладки по торцам двигателя
Торцевые части прокладки вкладываем в посадочные места поддона картера
Надеваем боковые части прокладки на шпильки
Дальнейшую сборку производим в обратной последовательности разборке двигателя