12.8. Разборка и сборка коробки передач
Снимаем коробку передач с автомобиля (см. «Снятие коробки передач», и сливаем из нее масло (см. «Замена масла»). Снимаем вилку и подшипник выключения сцепления (см. «Снятие механизма привода выключения сцепления на автомобиле с двигателем ВАЗ-2106» ).
Снимаем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала (см. «Замена сальника вторичного вала» ).
. и выключатель фонарей заднего хода (см. «Замена выключателя фонарей заднего хода» ).
Снимаем редуктор привода спидометра (см. «Снятие привода спидометра» ).
Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач.
. и вынимаем механизм выбора передач.
Соединение уплотнено прокладкой.
Маркером помечаем взаимное расположение шайб и направляющей пластины механизма.
Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления блокировочной пластины заднего хода, удерживая болты ключом той же размерности.
. и снимаем блокировочную пластину.
. снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины.
Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами.
. снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага.
Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины.
Снимаем корпус рычага переключения передач.
Вынимаем из проточек корпуса резиновые уплотнительные кольца болтов.
Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры.
Снимаем фланец с защитным чехлом.
. и верхнюю прокладку корпуса.
Щипцами снимаем стопорное кольцо.
Снимаем сферическую шайбу.
. и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры.
Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.
Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.
. и ее уплотнительную прокладку.
Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I-II передач (при этом включается II передача).
Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.
Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.
Для снятия крышки постукиваем молотком с пластмассовым бойком по ее приливам. Задний подшипник вторичного вала при этом должен остаться на месте, для чего удерживаем его отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике) на валу через отверстие в крышке.
Снимаем крышку со шпилек и поворачиваем ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы не задеть штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода. Соединение уплотнено прокладкой.
Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода.
. поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем их из сепаратора.
Поддев крюком наружное кольцо подшипника.
. вынимаем его из гнезда задней крышки.
Снимаем наружное кольцо заднего подшипника вторичного вала с сепаратором, роликами и упорным кольцом.
Снимаем внутреннее кольцо подшипника.
Снимаем ведущую шестерню привода спидометра (не потеряйте ее фиксатор — металлический шарик, установленный в гнезде вторичного вала).
Снимаем маслоотражательную шайбу.
Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки (см. фото 24). Перед тем как включить заднюю или V передачу, освобождаем вилку включения этих передач. Для этого.
. ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.
Переместив отверткой вилку вниз, включаем заднюю передачу.
Накидным ключом или головкой «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.
. и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.
Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода.
. и снимаем внутреннее кольцо.
Снимаем втулку шестерни V передачи.
. саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора.
Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу.
. снимаем промежуточную шестерню задней передачи.
Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.
Снимаем крышку и прокладку.
Вынимаем пружины фиксаторов (пружина фиксатора штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).
Намагниченной отверткой извлекаем все три фиксатора.
Вынимаем шток V передачи и заднего хода с вилкой.
Намагниченной отверткой извлекаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III-IV передач.
Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.
Из лаза вала вынимаем шпонку.
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III — IV передач.
В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь.
Намагниченной отверткой извлекаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I — II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее, чем сухарь, расположенный между штоками V передачи — заднего хода и III-IV передач).
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I — II передач.
Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.
Винты стопорятся специальными шайбами.
Снимаем стопорную пластину.
Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».
Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.
Отвернув гайки крапления картера сцепления (см. «Замена сальника первичного вала коробки передач» ).
. разделяем картеры сцепления и коробки передач.
Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (выпуклой стороной она обращена к подшипнику).
Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.
Ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.
Вынимаем болт и снимаем зажимную шайбу подшипника.
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала.
При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.
Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника с носка вала.
Снимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.
Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.
Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.
Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.
Сдвинув промежуточный вал назад.
. вынимаем его из картера коробки передач.
Поддев двумя отвертками подшипник за установочное кольцо.
. вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.
Щипцами разжимаем стопорное кольцо.
Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков.
Молотком с пластмассовым бойком наносим удары по торцу первичного вала.
. и спрессовываем подшипник.
Щипцами разжимаем установочное кольцо.
Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо.
Снимаем блокирующее кольцо.
Блокировочные кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.
С носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.
Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала.
Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.
Снимаем с задней части вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом.
Вынимаем втулку из шестерни.
Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач.
Снимаем ступицу синхронизатора.
Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.
С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.
Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла.
. щипцами снимаем стопорное кольцо.
Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему носку вала).
Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач.
. и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.
Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу (см. фото 74-77), то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого.
. аккуратно вынимаем отверткой сепаратор с шариками.
. и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).
Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.
При сборке первичного вала.
. подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник (опираясь на его внутреннее кольцо).
Таким же образом после установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.
Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода.
. запрессовываем подходящим отрезком трубы в гнездо задней крышки.
Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики. Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.
Для удобства установки задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.
Все уплотнительные прокладки коробки передач желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.
При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.
Как работает и как разобрать КПП УАЗ Хантер: подробная схема
Многие автолюбители выбирают УАЗ Хантер благодаря его простоте в обслуживании и надежности. Важным элементом данного внедорожника является коробка передач, или как ее еще называют — КПП (коробка передач и переключения). В данной статье рассмотрим схему работы коробки передач УАЗ Хантер и ее основные особенности.
Схема КПП УАЗ Хантер
КПП УАЗ Хантер имеет классическую конфигурацию с возможностью переключения передач вручную. Она включает в себя следующие элементы:
- Маховик — преобразует механическую энергию двигателя в кинетическую энергию.
- Сцепление — служит для соединения двигателя и коробки передач, а также для их разъединения.
- Механизмы переключения передач — позволяют водителю выбирать нужную скорость и передавать движение от двигателя к колесам.
- Коробка передач со шлицами — содержит передачи различных скоростей, которые передаются на ведущие колеса.
Особенности работы КПП УАЗ Хантер
При переключении передач в КПП УАЗ Хантер водитель может использовать следующий порядок:
- Нейтраль (N) — режим, в котором двигатель не передает мощность на колеса автомобиля.
- Первая передача (1) — используется для старта и движения на низкой скорости.
- Вторая передача (2) — обеспечивает движение на умеренной скорости.
- Третья передача (3) — используется при движении на средней скорости.
- Четвертая передача (4) — позволяет развивать максимальную скорость.
- Задний ход (R) — используется для движения назад.
Для переключения передач в КПП УАЗ Хантер необходимо выжать сцепление, переключить рычаг в нужное положение и отпустить сцепление постепенно. Правильное использование сцепления и коробки передач позволяет достичь плавных и комфортных переключений.