Как отремонтировать трамблер самостоятельно
Трамблер или распределитель-прерыватель, как называется эта установка в техдокументации, в ходе активной работы автомашины может портиться. Ремонт трамблера для человека, хорошо разбирающегося в электрике, не сложен. Главное – это добиться точного рассредотачивания электротока по свечам.
Трамблер – важнейший компонент системы пуска
Периодический ремонт трамблера на отечественных автомобилях типа «классика» вызывает у автовладельцев неодобрительные замечания. Монтируется этот узел, как известно, на карбюраторные силовые установки.
Как ни крути, а главной целью автовладельца, занявшегося трамблером, это обеспечить хороший и быстрый запуск двигателя. Автомобильная пусковая система является своеобразным стартером, которая должна при любых обстоятельствах оставаться в идеальном состоянии.
Трамблер – один из неоценимых элементов системы. Он эффективен в общеконструкционном понятии автомашины с карбюраторным типом зажигания. По этой причине крайне важно знать, как диагностировать неисправности и «лечить» их.
Ремонт в общих чертах
Операция по наладке трамблера сведена к смене ослабленных деталей прибора. Для этого следует вооружиться комплектом нужных инструментов: специальным набором щупов плоского типа, оправками для выпрессовки, пинцетом и т.д.
Итак, вот что нужно сделать:
- Вначале следует вывернуть два винта-фиксатора ротора трамблера, которыми он крепится.
- Затем, после снятия ротора, следует промаркировать пружины и грузки для облегчения задачи последующей сборки.
- После снимаются пружины центробежного регулятора (это делается с помощью плоской отвертки).
- Затем отворачивается гайка-фиксатор наконечников проводки конденсатора и катушки.
- Конденсатор снимается путем выворачивания крепежного винта.
- Снимаются также шайбы, изолирующего и основного типов с контактной группы.
- Отсюда же надо демонтировать подвижной контакт и стопорную шайбу крепежа тяги.
- Теперь снимается сама тяга ВК регулятора.
- Регулятор сам тоже снимается путем откручивания фиксаторов-винтов.
Теперь вооружаемся оправками:
- Выпрессовывается штифт, фиксирующий муфту.
- Муфта снимается с шайбой.
- Теперь можно без труда снять вал трамблера из его корпуса, отвернув два фиксатора.
- С корпуса снимаются пружинные шайбы, чтобы затем вынуть пластины с подшипниками.
Основной демонтаж трамблера осуществлен. Теперь надо диагностировать состояние вала. Это очень важно, ведь если он изношен, трамблер нормально функционировать не будет. Отдельного внимания заслуживают и кулачки валика.
Теперь вооружаемся прибором для измерения емкостей. Им тоже надо запастись перед операцией. С его помощью надо будет проверить конденсатор. Нормальное значение – 20 или 25 мкФ. Другие значения – уже проблема.
Проверить надо будет еще состояние диафрагмы ВК регулятора. Делается это так: нажимаем на тягу и заглушку штуцера. При этом нормальное функционирование механизма подразумевает удерживание тяги.
Теперь контакты. Их надо тщательно прочистить от грязи, зашкурить от налета, обработать спиртом.
Проверить втулку корпуса. Если она выглядит старой и изношенной, придется ее заменить. Данную втулку принято называть еще подшипником. Чтобы выпрессовать его, следует воспользоваться оправками.
На этом все. Сборка осуществляется аналогично демонтажу, только в обратном порядке.
Отдельно про зазор между контактами: он должен составлять 0,35-0,45 мм. Если заметно несовпадение, придется регулировать.
На завершающей стадии ремонта трамблера надо не забыть смазать валик и фильц маслом.
Привод трамблера
Полезно будет знать также о том, как осуществляется наладка привода трамблера. Представляет он собою механизм, приводимый в движении от звездочки распредвала. Параллельно с этим от привода трамблера приводится в движение масляный насос автомобиля.
Демонтировать привод не сложно, так как фиксируют его всего два фиксатора обычного типа. Надо их отвернуть, а затем вынуть привод из блока силовой установки.
Примечание. К сожалению, есть все-таки одна сложность. Она касается пригорания привода в корпусе блока. Если ситуация такая, придется изобретать и экспериментировать, чтобы удалось снять привод. Помогает выворачивание фиксационных шпилек и одновременная раскачка привода.
Привод портится, как правило, по причине запуска автомашины в морозную погоду. Если владелец привык это делать регулярно, не заботясь о мерах предосторожности, привод в скором времени из строя выйдет точно. В холод масло густеет, и насос проворачивается тяжело.
Новый привод ставится на место старого не сразу. Вначале придется передвинуть поршень 1-го цилиндра мотора в экспозицию ВМТ. В этих целях выкручивается первая СЗ, отверстие перекрывается пробкой из бумаги. Поршень подводится к моменту сжатия, пробка выбивается из отверстия. Это означает, что поршень стоит в нужном положении ВМТ, и можно устанавливать шкив привода по метке.
Внимание. Крайне важно не спутать «адреса» ВМТ. Как известно, поршень может попадать в него два раза – когда в ДВС происходит процесс сжатия и когда идет выброс отработки. Нужно поставить ВМТ обязательно в момент сжатия, а проверить это можно определением компрессии в цилиндре.
Привод после этого следует грамотно поставить. Отверстие, куда вдевается муфта, бывает сдвинут релятивно середине. Сделано это специально, чтобы отверстие было идеально параллельно блоку цилиндров. Приводная же шестерня косозуба, что вызывает сложности при вставлении в обычном положении. Чтобы правильно поставить привод, следует провернуть колесо привода на зубчик против ЧС.
- Край шестерни цепляется за звездочку распредвала.
- В этом положении проворачивается коленвал до тех пор, пока пластина не попадет в отверстие масляного насоса.
Внимание. Проворачивая коленвал, следует обращать внимание на привод. Он должен быть прижатым, чтобы не выскочила из сцепления одна сторона колеса.
Привод сядет на место, как только фальц МСЛ-насоса совпадет с пластиной. Затем поршень вновь выставляется по ВМТ момент сжатия. Обязательно проводится диагностика на положение приводного паза. Так, если он установлен параллельно блоку, то все грамотно сделано. А вот если нет, придется операцию повторить.
Еще сложность, возможная при установке привода, связана с фиксацией пластины МСЛ-насоса. Когда привод ставится, она прочно не крепится, сдвигаясь релятивно оси, тем самым, не попадая в нужный паз. Решение универсальное: с обеих сторон вставить спички, которые будут выполнять роль временных фиксаторов. Когда все сядет точно, гайки затягиваются – спички снимаются.
Крышка трамблера
Наладка крышки трамблера не подразумевает обязательное снятие всего элемента. Это же можно сказать, если потребуется заменить бегунок на трамблере.
Вот какой инструкции надо придерживаться в данном случае:
- Вся высоковольтная проводка отсоединяется с распределителя.
- Крышка снимается (на некоторых автомобилях она держится защелками) движением вверх.
- Внимательно осматривается на пробитие.
Примечание. Пробитие крышки – это ее неисправимый дефект. Определяется наличием темной и тонкой полоски.
- Если крышка не пробита, то она проверяется на выпадание центрального контакта или уголька (такое тоже случается нередко). Если он выпал, то ставится новый.
- Обязательно проверяется бегунок, тоже требующий замены при расплавившемся предохранителе и наличии следов от ржавчины, гари и т.д.
- С крышки надо снять еще и пылезащитный экран, чтобы вынуть клемму НН, раздвинуть лапки-фиксаторы держателя и освободить провода. Все это делается для того чтобы демонтировать пластину датчика.
- Еще рекомендуется проверить стопорное кольцо.
- Также диагностировать состояние втулки опорной пластины, на которой не должно быть никаких следов износа.
- Проверить пружинное кольцо, прижимающее штифт-фиксатор муфты. Если уплотнитель потерял былые свойства и совсем истерся – срочно заменить.
Зачистка контактов
Толк от чистки контактов будет лишь в том случае, если все сделать правильно и полностью. Высоковольтные провода, опять же, как и в случае с крышкой, придется снять, чтобы они не мешали работе.
- Вооружаемся надфилем (плоский и желательно алмазный), которым обрабатываем места с ямками от искр до полного исчезновения последних.
Зачистка контактов должна быть проведена так, чтобы у всех 4-х контактов образовались плоскости.
На завершающем этапе поверхности, уже обработанные надфилем, шлифуют, используя шкурку с размером абразива 0. В крайних случаях, можно воспользоваться 10-копеечной монетой.
Лишь после такой полноценной зачистки можно ставить на место крышку, провода. Не стоит забывать, что каждый контакт на крышке пронумерован цифрами от 1 до 4.
Очень информативно, спасибо… У меня случай в том что стреляет искру на два контакта только из 4 напротив друг друга, и скорей всего после прочитанного крышке хана так как присутствует черная полоска на контактах тоесть пробита крышка…спс