Водителю, совершившему обгон в зоне действия знака, запрещающему это действие, грозит серьезное наказание. Сотрудники ГИБДД часто любят «сидеть в засаде» вблизи от места, где установлен запрещающий знак, поскольку количество людей, нарушающих правило, велико (зачастую у водителя, в течение пары километров плетущегося по трассе за фурой, просто не выдерживают нервы). Однако для владельца остановленного транспортного средства не всё потеряно: если знак установлен не по ГОСТ 52289, принятому в 2004 году, шансы избежать наказания довольно большие.
Содержание:
Главное – это ГОСТ
Водитель, совершивший обгон, невзирая на наличие запрещающего делать это знака, может попробовать избежать наказания, если сумеет доказать, что знак установлен с нарушением требований, указанных в ГОСТе. Однако автовладелец, решивший доказывать свою правоту, должен быть готов к длительной борьбе: как показывает практика, даже если были нарушения, дорожная служба, в лучшем случае, просто принесет извинения, а суд, выносящий решение, даже не будет вникать в нормы, прописанные в законе.
Итак, что же говорится в ГОСТ?
- Если дорога имеет минимум две полосы в одну сторону, знак 3.20, запрещающий обгон, должен дублироваться на разделительной полосе. Когда разделительной полосы нет, второй знак ставится слева от дороги, если встречных полос не меньше двух. Получается, если на дороге больше 2 полос, обязательно должен быть второй запрещающий знак: его отсутствие является нарушением ГОСТ, и водитель не виноват.
- От нижней части знака до дороги должно быть от 1,5 до 3 метров (вне населенных пунктов) или 2-4 метра (в населенном пункте). Когда речь заходит о лишнее прав, нужно замерить указанное расстояние: их несоответствие нормам может помочь в суде.
- Знак должен просматриваться с расстояния минимум 100 метров. То есть, его не должны закрывать ветки деревьев, рекламные билборды или снег. Если знак повернут ветром, и водитель не мог его нормально видеть, это тоже является нарушением. В момент составления протокола необходимо сфотографировать имеющуюся помеху.
- Если на одной опоре размещается сразу несколько знаков, то они должны располагаться в строгой последовательности, а не в произвольном порядке.
Помимо вышесказанного, закон предусматривает обязательное знание инспектором ГИБДД правил и требуемых ГОСТов. Сотрудник, обнаруживший, что при установке знаков были допущены нарушениям, должен внести эти данные в специальный журнал учета, сообщить в дежурную часть, а также принять все требуемые меры для регулировки движения. Если инспектор говорит водителю, что установкой знаков и соблюдением ГОСТа занимаются дорожные службы, а он тут не при чем, это является прямым нарушением закона.
Если водитель заметил знак, нарушающий требования, предписанные ГОСТом, но инспектор категорически с его мнением не согласен, в течение 10 дней нужно отправить жалобу в прокуратуру и в суд на действия инспектора.
Что приоритетнее: знак или разметка?
Знак 3.20 действует от места его установки до ближайшего перекрестка (если речь идет о населенном пункте) или до конца населенного пункта. Запрещает он обгон всех транспортных средств без исключения. Если проезжую часть пересекают другие дороги, являющиеся второстепенными, это никак не влияет на прекращение действия знака. Область действия уменьшает другой знак, говорящий о конце всех установленных ранее ограничений, либо табличка, где указывается зона его действия.
Довольно часто водители теряются, увидев запрещающий обгон знак и одновременно с ним прерывистую разметку, обгон разрешающую. В этой ситуации больший приоритет всегда имеет дорожный знак. Если инспектор видит противоречие, то он обязан сообщить об этом в дежурную часть.
Выводы
Водителю, остановленному сотрудником ГИБДД, который сообщает ему о вероятном лишении прав, теряться не следует: можно попробовать не только сохранить водительское удостоверение, но еще и наказать инспектора за неправомерные действия или за отсутствие принятых мер. Помните, что обязанность сотрудников ГИБДД заключается не в сидении «в засаде», а предупреждении возможных нарушений, если имеют место быть несоответствия закону.
В протоколе обязательно надо указать обо всех нарушениях, а для дальнейшего разбирательства сохранить фотографии и видео с места происшествия.
Помните, что безупречное знание законов не освобождает водителя от неукоснительного соблюдения правил: от действий человека, управляющего автомобилем, зависит безопасность его лично и других людей. Даже если знаков, запрещающих обгон нет, манёвр лучше не совершать, коли нет полной уверенности в благополучности его завершения.