Гладиаторы и Команчи: история пикапов марки Jeep
Игорь Владимирский
Jeep-пикап? Сейчас такое сочетание слов звучит непривычно, а грядущий грузовичок на базе внедорожника Jeep Wrangler преподносится как шаг в новый класс. Но ведь на самом деле это возвращение к старым традициям, от которых марка Jeep в силу вполне понятных обстоятельств отошла только четверть века назад. С 1947 по 1992 год пикапы были в ее производственной программе на постоянной основе.
Собственно, производство пикапов под сдвоенной маркой Willys Jeep стартовало всего через два года после начала выпуска первого «гражданского Джипа». Автомобиль с нехитрым названием Willys Jeep Truck разрабатывали вместе с пассажирским универсалом Willys Jeep Station Wagon, поэтому над обликом этой парочки трудился профессиональный дизайнер Брукс Стивенс. Внешне машины действительно отличаются от внедорожника Willys-Overland CJ-2A, который стал донором агрегатов: у пикапа и универсала другое оперение, а на дверях даже есть нехитрый «рисунок» из подштамповок.
Пикап, естественно, имел рамную конструкцию (тогда она была нормой и для большинства американских легковых автомобилей) и самую длинную в семействе колесную базу: 2997 мм вместо 2642 у универсала и 2032 у базового Джипа. На машины с самого начала устанавливали цельнометаллические кабины и стандартный для всех моделей четырехцилиндровый мотор Go-Devil (2,2 л, 60 л.с.). Грузовичок имел задний или полный привод и мог увезти одну тонну груза.
В 1950 году пикап и универсал обрели новую V-образную облицовку передка, тогда же появился облегченный Truck грузоподъемностью полтонны. А с 1954 года за доплату начали предлагать рядные «шестерки» объемом 3,7—3,8 л. В таком виде пикап прожил аж до 1965 года, а общий тираж составил чуть более 200 тысяч экземпляров.
Но следующий пикап продержался на производстве еще дольше: более 26 лет! Это Jeep Gladiator, созданный на одной агрегатной базе с гражданским внедорожником Jeep Wagoneer: обе модели увидели свет осенью 1962 года, а над их дизайном работал все тот же Брукс Стивенс.
Gladiator принес немало инноваций в сегмент пикапов. Он первым предложил в качестве опции автоматическую коробку передач, усилители тормозов и руля. А на часть самых легких версий (грузоподъемностью полтонны) поначалу даже ставили независимую переднюю подвеску, хотя она оказалась ненадежной и вскоре исчезла из списка опций.
Пикапы Jeep Gladiator имели рамную конструкцию, три размера колесной базы, задний или полный привод. Но кабина могла быть только двухместной, а единственным двигателем поначалу стала верхневальная рядная «шестерка» Tornado (3,8 л, 142 л.с.). В 1965 году компания Kaiser Jeep отказалась от собственных моторов в пользу агрегатов фирмы AMC: это похожие «шестерки» 3.8 и наконец-то двигатели V8 объемом 5,4 л (253 л.с.).
Первый рестайлинг Гладиатора провели в 1970-м, а уже через год это звучное имя кануло в Лету. После этого пикапы недолго выпускали под безликими названиями Jeep J2000 (стандартная версия) и J4000 (длиннобазная версия), которые в 1974 году сменили на индексы J10 и J20. Модернизация грузовичков шла параллельно с доработкой пассажирского Вэгонира: с годами менялись оформление передка и интерьер, появлялись новые моторы (объемом до 6,6 л), расширялся список оснащения. А самой большой инновацией стала система постоянного полного привода, которая заменила жестко подключаемую трансмиссию в 1983 году.
С 1981 по 1985 год в производственной программе также был пикап Jeep CJ-10 полной массой до трех тонн, который сочетал раму и ходовую часть от модели J10 с кабиной и элементами оперения от классического внедорожника CJ-7. Эти машины выпускали в США и Мексике, но в основном поставляли на экспорт, главным образом в Австралию. Специфика целевых рынков подразумевала недорогие агрегаты, поэтому — никаких «восьмерок» под капотом. Jeep CJ-10 предлагали с бензиновыми моторами AMC (четыре или шесть цилиндров), а также с рядным шестицилиндровым дизелем Nissan объемом 3,2 л. Производство этих пикапов прекратили после скачка австралийского доллара, сделавшего импортные машины непомерно дорогими.
Выпуск пикапов J-серии был остановлен только в 1988 году, хотя Wagoneer (тогда уже с приставкой Grand) продержался еще три года. Причиной ранней отставки пикапа стала покупка в 1987 году всей компании AMC, которой принадлежал и Jeep, концерном Chrysler. В его обширной производственной программе была куда более свежая модель Dodge Ram, и именно на нее сделали ставку в сегменте полноразмерных пикапов.
В таком виде Jeep J10 отправился на пенсию
Но были в истории Джипа и грузовички полегче. В 1966 году компания Kaiser Jeep вывела на рынок семейство компактных прогулочных внедорожников Jeepster Commando, в котором, помимо прочих версий, был и пикап с двухместной кабиной. Причем все варианты имели, по сути, один и тот же кузов, а его разновидности отличались надстройками. Эти машины предлагались с моторами 2.2 (75 л.с.) или V6 3.7 (160 л.с.) и могли увезти только 450 кг. Рынку они не приглянулись: до 1971 года выпущено только 57 тысяч Джипстеров со всеми типами кузова.
В 1972-м уже новые хозяева марки Jeep из компании AMC решили перезапустить младшую модель под именем Jeep Commando. Внедорожники обзавелись новой, нехарактерной для Джипов передней частью, иным салоном и пересмотренной гаммой моторов, в которой были рядные «шестерки» 3.8 и 4.2 (100 и 110 л.с. соответственно) плюс пятилитровый V8 (210 л.с.). Но спрос остался на прежнем уровне: за два года покупателей нашли 20 тысяч Commando, — и в 1973-м машину сняли с производства.
К идее вернулись в 1981 году: представленный тогда Jeep CJ-8 являл собой удлиненную версию модели CJ-7 с растянутой колесной базой (2630 вместо 2370 мм) и увеличенным задним свесом. В стандартной комплектации форм-фактор повторял донорскую модель: машина имела единый открытый салон, а за передними сиденьями можно было разместить дополнительные лавочки для пассажиров. Но был в гамме и полноценный пикап с грузовой площадкой, отделенной от двухместной кабины металлической перегородкой.
Даже в виде пикапа Jeep CJ-8 мог иметь кабину как с жестким, так и с брезентовым верхом. На машины ставили бензиновые моторы 2.5 (93 л.с.) и 4.2 (114 л.с.) или дизели Isuzu 2.4 (66 л.с.). Но такие полноприводники способны были увезти только 400 кг груза, поэтому «голые» версии пикапа почти не пользовались спросом. Покупатели брали в основном машины в стильной комплектации Scrambler — с крупными колесами, декалями на кузове и другими опциями. Поэтому впоследствии к модели CJ-8 прочно прилипло имя Scrambler. Спрос был невелик: за пять лет сделали только 28 тысяч «восьмерок» во всех модификациях.
Но рынок компактных пикапов в США в это время рос, поэтому в компании AMC решили пересмотреть концепцию своего грузовичка и начали проектировать новую модель на основе тогда еще совсем свежего внедорожника Jeep Cherokee образца 1983 года. Пикап под именем Jeep Comanche дебютировал в 1985 году — как и базовую модель, его назвали в честь североамериканского племени индейцев.
Если Cherokee имел несущий кузов, то Comanche сделали полурамным: передняя часть имела несущую конструкцию, а сзади к кабине пристыковывалась рама, на которую надевался грузовой отсек. Базовая версия пикапа была способна увезти 635 кг груза, но с заводским пакетом усиления подвески грузоподъемность увеличивалась до одной тонны. Comanche мог иметь двигатели с четырьмя или шестью цилиндрами (от 2,1 до 4,0 л), полный или задний привод, механическую или автоматическую коробку передач, однако кабина была исключительно двухместной.
Comanche хорошо стартовал: уже в 1985 году было продано 29 тысяч машин, а в 1987-м спрос достиг 43 тысяч. Поэтому новые хозяева марки Jeep из корпорации Chrysler не стали немедленно убивать модель. Но впоследствии спрос резко пошел вниз. По легенде, даже дилеры начали просить Chrysler убрать Comanche из гаммы, чтобы в ней остался только один компактный пикап Dodge Dakota. Их требование удовлетворили летом 1992-го. Всего выпущено 190 тысяч Команчей. После этого право выпускать пикапы в рамках концерна Chrysler осталось только у марки Dodge.
К пересмотру этой политики вернулись лишь спустя 12 лет. По новому плану тяжелые пикапы и рабочие лошадки остались бы за Доджем (а впоследствии за отпочковавшейся маркой Ram), а под брендом Jeep был бы уместен стильный грузовичок для активного отдыха. Чтобы прощупать рынок, в январе 2005 года на автосалоне в Детройте дебютировал концепт Jeep Gladiator на базе Рэнглера.
Концепт Jeep Gladiator (2005 год)
Судя по всему, реакция публики оказалась не столь бурной, как ожидало руководство концерна: последующие 13 лет место пикапа в модельном ряду марки Jeep оставалось вакантным. Хотя возвращались к этой теме регулярно, создавая разномастные концепты, в том числе с внешностью в стиле старого Гладиатора.
А на основе одного из концептов в 2012 году подразделение Mopar даже сделало официальный набор JK-8 для переделки длиннобазного Рэнглера в пикап. Такую доработку предлагали вплоть до прекращения выпуска вездехода прошлого поколения, причем после установки комплекта сохранялась заводская гарантия.
И все же новому пикапу на базе Рэнглера быть: уже в конце ноября на автосалоне в Лос-Анджелесе состоится премьера модели под возрожденным названием Jeep Gladiator. И это будет первый серийный пикап марки с полноценной двухрядной кабиной.
Новый Jeep Gladiator вернул марку в сегмент пикапов
Игорь Владимирский
Пикапы были в модельном ряду марки Jeep с 1947 по 1992 год, но потом их убрали из-за внутренней конкуренции с грузовичками Dodge. Сейчас за этот сектор рынка в концерне FCA отвечает марка Ram, однако уже более десяти лет руководство Джипа вынашивало идею сделать стильный пикап для активного отдыха на базе Рэнглера. Наконец его время пришло: на автосалоне в Лос-Анджелесе дебютировал грузовичок под возрожденным именем Jeep Gladiator. И это первый в истории марки пикап с полноценной двухрядной кабиной.
Новый Gladiator не просто четырехдверный Wrangler с грузовой платформой вместо багажника. Колесная база растянута на 493 мм — до 3501 мм, а вкупе с увеличенным задним свесом общая длина рамы выросла на 787 мм. Грузовая платформа длиной 1,5 м сделана из стали, хотя откидной задний борт алюминиевый. Внутри отсека размещена 110-вольтовая розетка для устройств мощностью до 400 Вт.
Разумеется, Gladiator уступает Рэнглеру по геометрической проходимости, но и он обладает недюжинными способностями на бездорожье: клиренс достигает 282 мм, глубина преодолеваемого брода — 760 мм. Как и у Рэнглера, подвеска всех колес пружинная, грузоподъемность пикапа — 726 кг, а вдобавок он может тянуть прицеп массой до 3470 кг. Кстати, для лучшего охлаждения двигателя в тяжелых условиях у Гладиатора по сравнению с Рэнглером слегка увеличены фамильные прорези перед радиатором.
По части оснащения и опций пикап ни в чем не уступает донорскому вездеходу. Он точно так же может иметь как мягкий верх, так и съемные жесткие панели крыши (в этом случае сзади установлено стекло со сдвижной секцией). Все четыре двери можно снять в гараже, а лобовое стекло откинуть на капот. За откидной спинкой полноценного заднего сиденья оборудованы отсеки для аптечки и других мелких вещей.
Двухлитровый четырехцилиндровый турбомотор, который появился у Рэнглера нового поколения, Гладиатору не положен. Пикап выйдет на рынок с единственным атмосферником V6 3.6 (289 л.с.), который сочетается с шестиступенчатой «механикой» или восьмиступенчатым «автоматом». В 2020 году также появится версия с турбодизелем V6 3.0 (264 л.с.), которому положен только «автомат».
Нет в арсенале пикапа и самой простой трансмиссии Selec-Trac без демультипликатора. Стандартный вариант — Command-Trac с муфтой подключения переднего моста и понижайкой, а экстремальная модификация Jeep Gladiator Rubicon имеет трансмиссию Rock-Trac с еще более короткой понижающей передачей, блокировками дифференциалов и отключаемым передним стабилизатором.
Пикапы будут выпускать на заводе концерна FCA в Толидо, причем на той линии, которую до недавних пор занимал Wrangler прошлого поколения. Ведь новый Wrangler прописался на другой площадке, которая, впрочем, тоже находится в Толидо. Старт продаж на американском рынке намечен на второй квартал 2019 года.