Jeep Grand Cherokee ZJ: стоит ли покупать легендарный внедорожник девяностых в 2022 году
Первый Jeep Grand Cherokee доказал, что внедорожники, предлагая роскошный и комфортабельный салон, способны предоставить своему владельцу и выдающиеся внедорожные и динамические качества. В то время как Jeep Grand Wagoneer и его единственный конкурент Range Rover обладали рамной конструкцией, для Гранд Чероки поколения ZJ разработали несущий кузов, и трансмиссию с постоянным полным приводом. Это сочетание привело к тому, что новый Grand Cherokee отлично подходил как для асфальта, так и для бездорожья.
Появление в 1993 году Grand Cherokee ZJ стало поворотным моментом для Jeep. Новая модель обладая большими размерами чем Cherokee XJ, обладала лучшей управляемостью, экономичностью чем Grand Wagoneer.
Jeep Grand Cherokee ZJ. Фото: Youtube.com
При этом «Большой Чероки» выглядел гораздо современней, и предоставляли возможность пользоваться полным приводом без ущерба для комфорта. ZJ стал для автомобилистов всего мира откровением!
Рождение «Зи-Джея»
Задача, стоявшая перед конструкторами Jeep Grand Cherokee ZJ, была простой: увеличить существующую модель Cherokee, создав более крупный кузов. Да – Гранд Чероки изначально предназначался для замены Cherokee, и только высокие продажи позволили этому компактному внедорожнику оставаться на рынке еще десять лет. А еще этот Jeep обладал уникальной компоновкой: несущий кузов сочетался с полностью зависимой подвеской колес: на ZJ использовали неразрезные мосты спереди и сзади.
Двигатели
Базовым двигателем для ZJ стал рядный шестицилиндровый двигатель «AMC 242» объемом 4,0 литра и мощностью от 170 до 184 лошадиных силы. У этого чугунного мотора практически нет слабых мест, разве что на дорестайлинговых машинах может лопнуть впускной коллектор. Зато этот двигатель выдерживает любые издевательства, «пьет» любой бензин и согласен на любое, в том числе минеральное масло. Еще одним недостатком является износ маслосъемных колпачков, после чего двигатель начнет дымить. И это единственные проблемы этого мотора.
Подкапотное пространство Grand Cherokee. Фото: Youtube.com
Через год после начала выпуска, Jeep предложил клиентам 220-сильный 5,2-литровый двигатель V8 «Магнум», а к 1998 году и 5,9-литровый V8, мощностью 245 лошадей.
«Магнум» несколько более проблемный, чем «AMC». Например, у него иногда у него прогорает прокладка впускного коллектора, что приводит к неприятным последствиям: снижается мощность, холостой ход становится нестабильным. Самая большая проблема в том, что заменить их сложно. Еще одним минусом, по сравнению с шестицилиндровым вариантом, является большая тепловая напряженность этого агрегата, а из-за перегрева ГБЦ на V8 появляются трещины в рубашке охлаждения, между впускными и выпускными клапанами.
Самый мощный из Jeep Grand Cherokee первого поколения оснащался двигателем рабочим объемом 5,9 литра, и мощностью от 241 до 248 лошадей. Это не самый лучший выбор для экономного владельца: «заряженный» Гранд Чероки требует применения бензина с октановым числом не менее 98 единиц. Впрочем, с любым из вариантов будущий владелец должен приготовиться к расходу топлива как минимум 20 литров на 100 километров. Самый экономичный вариант ZJ, с итальянским дизельным движком VM-Motori не лучший вариант для «Гранда». Даже когда он был новым, его часто меняли по гарантии целиком, что уж говорить о автомобилях в столь солидном возрасте. К тому же он банально слабоват для «легенды лихих девяностых».
Трансмиссия
Jeep Grand Cherokee ZJ оснащался автоматической четырехступенчатой коробкой передач и при условии своевременного обслуживания, то есть замены масла каждые 30 тысяч километров, агрегаты эти надежны. Редкие пятиступенчатые КПП Aisin как правило устанавливались на младшие моторы R6 и на дизели, и то только до 1995 года. Существовало несколько вариантов «автоматов»:
✅ 4-х ступенчатые АКПП «Chrysler A500», они же 40RH, 42RE, 44RE, родом из шестидесятых.
✅ «Chrysler A518» (46RE, 46RH), также четырехступенчатые.
«46-е» коробки выносливей предыдущих, ведь их применяли даже на восьмилитровых пикапах Dodge, с моторами V10.
Салон «Гранда» и сейчас выглядит круто! Фото: Youtube.com
Раздаточных коробок также было несколько. Самым простым был вариант без «раздатки», с задним приводом, поэтому при покупке Grand Cherokee важно, как минимум, заглянуть в салон и убедиться, что рычаг на месте. Полноприводных вариантов также было несколько.
Рентген-схема Grand Cherokee ZJ. Источник: Youtube.com
Базовый вариант полного привода, «Command-Trac» (NP–321), не оснащался межосевым дифференциалом, поэтому на такой «раздатке» по твердым покрытиям можно ездить только на заднем приводе, а полный подключать только на бездорожье или на скользком покрытии. Как на нашем УАЗ-469.
Следующий вариант, с пятипозиционным рычагом селектора, означал что на машине установлен «Selec-Trac». Эта «раздатка» аналогична системе «Super Select» от Mitsubishi. С такой трансмиссией движение происходило как на заднем, так и на постоянном полном приводе, подключенному через межосевой дифференциал, с возможностью блокировки «центра».
Последний вариант назывался «Quadra-Trac», оснащался раздаткой NV249 с тремя режимами работы:
✅ 4 All Time – постоянный полный привод
✅ N – нейтральное положение
✅ 4 Lo – полный привод, с включенной понижающей передачей.
В последней варианте межосевой дифференциал блокировался вискомуфтой, включающем блокировку при пробуксовке любого из колес на передней или задней оси автомобиля. В «раздатке» NV249OD вискомуфту установили уже вместо межосевого дифференциала. Пожалуй, это наиболее неудачный вариант полноприводный трансмиссии для подержанного ZJ, так как при отказе вискомуфта жестко блокируется, что приводит к повышенному износу цепи, карданов и их шарниров. С такой «раздаткой» нельзя устанавливать шины разной размерности на переднюю и заднюю ось автомобиля, так как это приводит к выводу ее из строя.
Все варианты полноприводной трансмиссии оснащались демультипликатором.
Багажник на ZJ не очень большой, к тому же его объем отъедает запаска. Фото: Youtube.com
Цена вопроса
Наблюдаемые экземпляры с пробегом, способные к самостоятельному передвижению, продавцы оценивают в 150 тысяч рублей. Взяв такой автомобиль вы с высокой долей вероятности поставите его «к забору» уже через месяц после покупки. Также до сих высок шанс нарваться на краденую машину, с перебитыми номерами: в девяностые Grand Cherokee был лакомым кусочком для угонщиков!
«Идеальные» экземпляры продают за миллион рублей – немалая цена для как минимум двадцатипятилетней машины! Золотой серединой станет покупка «Зи-Джея» в среднем ценовом диапазоне, c последующей реставрацией. Это недешево, и само собой здесь и другие подводные камни: модель банально старая, и найти к ним запчасти на разборках уже сложней чем прежде. А заказывать из США, с учетом последних событий, вариант рискованный и дорогой.
Круче только горы! Фото: Youtube.com
Cтоит ли покупать Jeep Grand Cherokee ZJ
В этом случае совет будет банальным: если знаете, для чего вам нужен Grand Cherokee ZJ, и главное – если удастся отыскать живой экземпляр, то, наверное, стоит. В любом другом случае вас ждет разочарование: ведь по стандартам нынешнего дня единственное, что может привлечь случайного водителя «Гранда» – всеядная подвеска. А остальное, включая расход топлива, скорей станет поводом для расстройства.
Использованы фотографии: youtube.com
Конкретный тип: 30 лет Джипу Grand Cherokee
Революционер — второе имя «Гранда» первого поколения. Jeep бросил перчатку роскошному Range Rover и заставил земляков-оппонентов выглядеть сельскими простачками. Его полюбили по обе стороны Атлантики за мощь, харизму и нетривиальные технические решения. Наш юбилейный ностальгический обзор не только содержит известные факты, но также проливает свет на малоизвестные страницы биографии культовой модели.
За годы работы в корпорации Chrysler знаменитый топ-менеджер Боб Лутц успел натворить дел. Он инициировал разработку суперкара Dodge Viper. В его бытность большой пикап Dodge Ram превратился из банального «трака» во франта с первоклассным дизайном. Наконец, родился Jeep Grand Cherokee. Сам Лутц представил автомобиль в весьма экстравагантной манере: протаранил им витрину центра Кобо-холла, где проходило Детройтское мотор-шоу.
«Я тогда занимал должность президента Chrysler и находился за рулем. Рядом сидел мэр Детройта Коулман Янг. Все основные издания опубликовали фотографию прокладывающего себе путь в Cobo нового SUV в брызгах разбитого стекла. Трюк привлек к автомобилю внимание, при этом мы потратили всего лишь часть бюджета обычного запуска. Но шоу не было таким безрассудным, как может показаться. Нам пришлось получить разрешение у менеджеров здания и одобрения мэрии касательно участия градоначальника в, казалось бы, рискованной затее в интересах корпорации», — рассказывал Лутц изданию Road & Track.
Мало кто догадывался, что за несколько дней до презентации рабочие в целях безопасности заменили прочное стекло на более хрупкое, легко бьющееся. По периметру разместили миниатюрные заряды. Синхронный дистанционный подрыв в момент удара мгновенно превращал витрину в миллионы осколков ради красивых кадров.
Мероприятие в стиле голливудского экшена недвусмысленно намекало на характер Grand Cherokee. Он ломал общепринятые границы и вносил серьезные коррективы в стандарты сегмента среднеразмерных внедорожников. Дилеры Крайслера мечтали об оружии против Land Rover. Хотели? Получите!
История модели уходит корнями в конец семидесятых годов, когда владевший «Джипом» концерн American Motors Corporation спелся с Renault. Французский партнер приобрел долю в AMC и поставил во главу отдела разработок новых машин Франсуа Кастена с опытом проектирования гоночных двигателей для Формулы 1 и 24-часового марафона в Ле-Мане. Как раз он и руководил созданием оригинального Cherokee XJ. «Гранд» планировался в качестве преемника и должен был дебютировать в 1989-м, но двумя годами ранее American Motors перешла под крыло «Крайслера», и концепция поменялась.
Босс Chrysler Ли Якокка распорядился повременить с запуском второго поколения внедорожника. Большую премьеру отложили. Вместо таинственной новинки выкатили модернизированные минивэны и. Jeep Concept 1, предвестника серийного Grand Cherokee ZJ. Вычеркивать из гаммы старый и довольно неплохо продававшийся «Чероки» крайслеровцы не стали и тем самым спасли славную модель. Что тут скажешь, мудрое решение!
Основную работу по проектированию выполнили специалисты AMC (American Motors Corporation). Неизвестно, какие силы они призвали на помощь, но результат их деятельности удивляет по сей день. Jeep не только здорово отличался от младшего брата, но и затмевал таких конкурентов, как Ford Explorer и Chevrolet Blazer.
«Grand Cherokee устанавливает новые стандарты ездовых свойств на асфальте, управляемости и комфорта для машин типа SUV. Он смещает планку к лучшим современным спортседанам», — представлял свое детище Франсуа Кастен. Громкое заявление, хотя, конечно, технический специалист и его подопечные определенно добавили европейского лоска американской «кувалде».
Для пущей статусности и премиальности заложили увеличение размеров. Колесную базу подтянули с 2576 мм у маленького «чирка-кирпича» до 2690 мм. Длина выросла с 4288 мм до 4539 мм. Запас пространства на заднем диване, ширина спереди на уровне плеч, объем багажника, размер задних дверных проемов — все это увеличилось.