- Системы полного привода 4×4 Jeep
- Selec-Trac II — установлена на Cherokee Limited
- Quadra-Trac II — установлена на Grand Cherokee и Commander Sport
- Command-Trac — установлена на Wrangler, Wrangler Unlimited и Wrangler Unlimited Sahara
- Quadra-Drive II — установлена на Grand Cherokee Overland/Limited и Commander Overland/Sport/Limited
- Freedom-Drive I — установлена на автомобили Jeep Compass и Jeep Liberty
- Quadra-Trac I — установлена на Grand Cherokee SRT8
- Система полного привода jeep grand cherokee wk2
Системы полного привода 4×4 Jeep
Бренд Jeep превратился в нарицательное название полноприводных автомобилей. В полной мере ощутить мощь систем полного привода Jeep ® можно, только оказавшись за рулем этого автомобиля. Сейчас же мы ограничимся виртуальным знакомством с возможными вариантами систем полного привода Jeep ® . В настоящий момент на российский рынок поставляются семь различных систем 4×4:
Rock-Trac — установлена на Wrangler Rubicon и Wrangler Unlimited Rubicon
Своей уникальной способностью взбираться на валуны автомобиль Wrangler Rubicon обязан раздаточной коробке системы Rock-Trac. Благодаря передаточному отношению понижающего ряда раздаточной коробки, равному 4, система Rock-Trac позволяет автомобилю на «ползучей» скорости преодолевать крутые подъемы и спуски, а также «переваливаться» через препятствия.
Selec-Trac II — установлена на Cherokee Limited
Система Selec-Trac II обеспечивает работу новой двухрядной раздаточной коробки MP 3022 в режиме постоянного полного привода, действующего «при необходимости» (). При движении автомобиля в режиме 4WD Auto раздаточная коробка отслеживает возникновение условий, которые могут привести к пробуксовке колес. Если начинается пробуксовка колес, раздаточная коробка с учетом дорожных условий перераспределяет крутящий момент между передним и задним мостами, что улучшает сцепление колес с грунтом. В соответствующих обстоятельствах автомобиль способен продолжать движение, даже если сцепление с грунтом сохраняет только одно колесо. Для преодоления крутых уклонов, движения по сильно пересеченной местности или в условиях очень плохого сцепления колес с дорогой в раздаточной коробке предусмотрен режим 4WD Low. Переключение между режимами 4WD Auto и 4WD осуществляется электрически, с помощью расположенного на консоли переключателя. Предусмотрен также режим 2WD.
Quadra-Trac II — установлена на Grand Cherokee и Commander Sport
Устанавливается в виде опции на Grand Cherokee Limited и Commander Limited. Это активная система постоянного полного привода может при необходимости перераспределить до 100% развиваемого двигателем крутящего момента на передние либо на задние колеса благодаря межосевому дифференциалу с электронным управлением. Раздаточная коробка имеет нейтраль, а передаточное отношение понижающего ряда равно 2,72.
Command-Trac — установлена на Wrangler, Wrangler Unlimited и Wrangler Unlimited Sahara
Эта легендарная система подключаемого полного привода уже долгие годы верой и правдой служит владельцам автомобилей Jeep. Command-Trac представляет собой хорошо зарекомендовавшую себя систему, позволяющую подключать полный привод на ходу. Данная система имеет нейтраль, а передаточное отношение понижающего ряда равно 2,72.
Quadra-Drive II — установлена на Grand Cherokee Overland/Limited и Commander Overland/Sport/Limited
Это активная система постоянного полного привода, которая идеально подходит практически для любых условий эксплуатации автомобиля. Данная система включает в себя раздаточную коробку Quadra-Trac II и межколесные дифференциалы повышенного трения с электронным управлением (ELSD) в обоих мостах. Это сочетание обеспечивает превосходное сцепление колес с грунтом. Раздаточная коробка имеет нейтраль, а передаточное отношение понижающего ряда равно 2,72.
Freedom-Drive I — установлена на автомобили Jeep Compass и Jeep Liberty
Эта активная система постоянного полного привода с режимом принудительной блокировки. Эта передовая система полного привода с электронным управлением способна прогнозировать необходимость в обеспечении дополнительного сцепления колес с дорожным покрытием и реагирует на пробуксовку колес, автоматически перераспределяя крутящий момент на задние колеса. При этом возрастает устойчивость автомобиля во время прохождения поворотов. Поскольку система полного привода включается только в случае необходимости, это повышает топливную экономичность автомобиля и сводит к минимуму потери мощности на трение и инерцию. Для блокировки межосевого дифференциала водителю достаточно потянуть за расположенную на центральной консоли хромированную рукоятку с надписью 4WD LOCK. В данном режиме большая часть крутящего момента передается на колеса задней оси, что улучшает сцепление колес с дорожным покрытием.
Quadra-Trac I — установлена на Grand Cherokee SRT8
Достоинство данной системы полного привода — в ее простоте. Quadra-Trac I представляет собой систему постоянного полного привода без понижающего ряда в раздаточной коробке. Практически в любых условиях эксплуатации автомобиля эта система обеспечивает оптимальное сцепление колес с дорогой без участия водителя. ПРИМЕЧАНИЕ: в автомобиле Grand Cherokee SRT8 применена система полного привода Quadra-Trac, действующая «при необходимости» (). В обычной ситуации ведущими являются задние колеса, а при необходимости подключается привод передних колес. Это происходит либо при проскальзывании задних колес, либо для предотвращения их пробуксовки при нажатии педали акселератора.
Система полного привода jeep grand cherokee wk2
В 1999 модельном году появилось следующее (второе) поколение Jeep Grand Cherokee с индексом WJ (WG для европейского производства):
(Grand Cherokee WJ на фоне предшественника Grand Cherokee ZJ)
На фоне успеха ZJ разработчики делали достаточно консервативные изменения, хотя WJ у нас в стране был все же менее известен, чем тот самый первый Grand Cherokee.
Впереди и сзади остались мосты:
Сохранилась и общая концепция полного привода. Part-time системы Command-Trac теперь совсем не стало (по статусу не положено). Базовая система полного привода осталась старая и проверенная Selec-Trac (с раздаточной коробкой NV242), а более продвинутая система стала называться Quadra-Trac II (вместо просто Quadra-Trac). Римская цифра II в названии Quadra-Trac с этого момента стала обозначать число ступеней в раздатке. В данном случае их две (как и раньше).
Под конец выпуска появилась и система Quadra-Trac I без пониженной в передаче (о чем и говорит цифра I), но это тема отдельного разговора, здесь она рассматриваться не будет.
Кроме того, появилась новая система полного привода Quadra-Drive — это Quadra-Trac II, но использующая межколесные дифференциалы Vari-Lok в переднем и заднем мостах.
Как и раньше, системы Quadra-Trac II и Quadra-Drive характерны небольшим числом позиций рычага управления:
(Quadra-Trac II отличается отсутствием таблички Quadra-Drive)
Их, как и на ZJ (Quadra-Trac предыдущей версии), всего три: 4 All Time, N и 4 Lo. Чем дороже и комфортнее автомобиль, тем меньше должно быть вмешательство человека в управление.
В основе систем Quadra-Trac II и Quadra-Drive новая раздаточная коробка NV247.
Как и в предыдущей системе Quadra-Trac (1996-1998 годов) здесь нет межосевого дифференциала, это система On-Demand — она делает автоподключение переднего моста по условиям движения. Но раньше использовалась закрытая вязкостная муфта, что было простым, но не очень эффективным и надежным решением. А в NV247 функцию автоподключения выполняет специальная фрикционная муфта с гидравлическим управлением.
Вспоминается хондовская On-Demand система Dual Pump. Но там замыкание фрикционов подключения вызывалось разностью работы двух насосов (отсюда и название) и соответствующим повышением давления масла (точнее гидравлической жидкости). А здесь используется один насос (героторный), а замыкание производится давлением, вызванным разницей скоростей вращения корпуса и ротора.
Управление получилось чисто гидравлическое, электроника для этой цели не используется. В этом есть свои плюсы и минусы. В плюсах условная надежность, в минусах невозможность изменения поведения муфты в зависимости от показаний датчиков (например, вращения колес, положения руля и т.д.)
В остальном раздатка типовая:
Выход на передний мост через цепь. Есть планетарная пониженная передача 2.72, которая задействует в режиме 4Lo. В этом же режиме создается жесткая связь между осями.
Принцип использования режимов простой. По обычной дороге едем на 4 All Time. При съезде в грязь включается 4Lo — это разгрузит муфту автоподключения, продлит ей жизнь. А N — это нейтраль для редкого использования.
Если говорить про новую систему Quadra-Drive, то она использует эту же раздатку NV247 (поэтому правильно называть Quadra-Drive именно системой полного привода, а не раздаточной коробкой, как иногда делают). Но в мостах (в обоих!) теперь есть самоблокировка межколесного дифференциала Vari-Lok.
Принцип действия идентичен муфте в раздаточной коробке. Разница скоростей одного насоса используется для поджатия фрикционов, что вызывает частичную блокировку межколесного дифференциала.
Наличие двух блокировок (пусть и автоматических) — это хорошо. Но проблема в чисто гидравлическом управлении. Разработчикам пришлось искать баланс настройки, чтобы межколесные дифференциалы не «закусывало» при обычном движении (особенно передний, особенно на асфальте), но при этом со стремлением обеспечить достаточно эффективную блокировку вне дорог.
Высказывается мнение, что здесь система межколесных блокировок не совсем исправна. Но я считаю, что она так примерно и должна работать: напомню, что здесь нет электрических имитаций блокировок рабочими тормозами, а заводские настройки блокировок, как чуть раньше сказал, должны быть компромиссными, что при такой конструкции тяжело организовать. Но, очевидно, такие блокировки все же лучше, чем совсем никаких.
В целом развитие системы Quadra-Trac (в том числе важное появление Quadra-Drive) в те годы я считаю позитивным. Хотя общая тенденция уже тогда наметилась на удешевление конструкции и снижение приоритета внедорожного использования, но здесь видно явное исключение. Более того, в следующем поколении Grand Cherokee (WK/WH) эти системы пошли еще дальше и достигли пика своего развития: электронное управление + возвращение межосевого дифференциала. А вот в поколении Grand Cherokee WK2, к сожалению, наметился отход назад. Но это отдельная тема, к которой планирую вернуться.