Jeep Grand Cherokee ZJ: стоит ли покупать легендарный внедорожник девяностых в 2022 году
Первый Jeep Grand Cherokee доказал, что внедорожники, предлагая роскошный и комфортабельный салон, способны предоставить своему владельцу и выдающиеся внедорожные и динамические качества. В то время как Jeep Grand Wagoneer и его единственный конкурент Range Rover обладали рамной конструкцией, для Гранд Чероки поколения ZJ разработали несущий кузов, и трансмиссию с постоянным полным приводом. Это сочетание привело к тому, что новый Grand Cherokee отлично подходил как для асфальта, так и для бездорожья.
Появление в 1993 году Grand Cherokee ZJ стало поворотным моментом для Jeep. Новая модель обладая большими размерами чем Cherokee XJ, обладала лучшей управляемостью, экономичностью чем Grand Wagoneer.
Jeep Grand Cherokee ZJ. Фото: Youtube.com
При этом «Большой Чероки» выглядел гораздо современней, и предоставляли возможность пользоваться полным приводом без ущерба для комфорта. ZJ стал для автомобилистов всего мира откровением!
Рождение «Зи-Джея»
Задача, стоявшая перед конструкторами Jeep Grand Cherokee ZJ, была простой: увеличить существующую модель Cherokee, создав более крупный кузов. Да – Гранд Чероки изначально предназначался для замены Cherokee, и только высокие продажи позволили этому компактному внедорожнику оставаться на рынке еще десять лет. А еще этот Jeep обладал уникальной компоновкой: несущий кузов сочетался с полностью зависимой подвеской колес: на ZJ использовали неразрезные мосты спереди и сзади.
Двигатели
Базовым двигателем для ZJ стал рядный шестицилиндровый двигатель «AMC 242» объемом 4,0 литра и мощностью от 170 до 184 лошадиных силы. У этого чугунного мотора практически нет слабых мест, разве что на дорестайлинговых машинах может лопнуть впускной коллектор. Зато этот двигатель выдерживает любые издевательства, «пьет» любой бензин и согласен на любое, в том числе минеральное масло. Еще одним недостатком является износ маслосъемных колпачков, после чего двигатель начнет дымить. И это единственные проблемы этого мотора.
Подкапотное пространство Grand Cherokee. Фото: Youtube.com
Через год после начала выпуска, Jeep предложил клиентам 220-сильный 5,2-литровый двигатель V8 «Магнум», а к 1998 году и 5,9-литровый V8, мощностью 245 лошадей.
«Магнум» несколько более проблемный, чем «AMC». Например, у него иногда у него прогорает прокладка впускного коллектора, что приводит к неприятным последствиям: снижается мощность, холостой ход становится нестабильным. Самая большая проблема в том, что заменить их сложно. Еще одним минусом, по сравнению с шестицилиндровым вариантом, является большая тепловая напряженность этого агрегата, а из-за перегрева ГБЦ на V8 появляются трещины в рубашке охлаждения, между впускными и выпускными клапанами.
Самый мощный из Jeep Grand Cherokee первого поколения оснащался двигателем рабочим объемом 5,9 литра, и мощностью от 241 до 248 лошадей. Это не самый лучший выбор для экономного владельца: «заряженный» Гранд Чероки требует применения бензина с октановым числом не менее 98 единиц. Впрочем, с любым из вариантов будущий владелец должен приготовиться к расходу топлива как минимум 20 литров на 100 километров. Самый экономичный вариант ZJ, с итальянским дизельным движком VM-Motori не лучший вариант для «Гранда». Даже когда он был новым, его часто меняли по гарантии целиком, что уж говорить о автомобилях в столь солидном возрасте. К тому же он банально слабоват для «легенды лихих девяностых».
Трансмиссия
Jeep Grand Cherokee ZJ оснащался автоматической четырехступенчатой коробкой передач и при условии своевременного обслуживания, то есть замены масла каждые 30 тысяч километров, агрегаты эти надежны. Редкие пятиступенчатые КПП Aisin как правило устанавливались на младшие моторы R6 и на дизели, и то только до 1995 года. Существовало несколько вариантов «автоматов»:
✅ 4-х ступенчатые АКПП «Chrysler A500», они же 40RH, 42RE, 44RE, родом из шестидесятых.
✅ «Chrysler A518» (46RE, 46RH), также четырехступенчатые.
«46-е» коробки выносливей предыдущих, ведь их применяли даже на восьмилитровых пикапах Dodge, с моторами V10.
Салон «Гранда» и сейчас выглядит круто! Фото: Youtube.com
Раздаточных коробок также было несколько. Самым простым был вариант без «раздатки», с задним приводом, поэтому при покупке Grand Cherokee важно, как минимум, заглянуть в салон и убедиться, что рычаг на месте. Полноприводных вариантов также было несколько.
Рентген-схема Grand Cherokee ZJ. Источник: Youtube.com
Базовый вариант полного привода, «Command-Trac» (NP–321), не оснащался межосевым дифференциалом, поэтому на такой «раздатке» по твердым покрытиям можно ездить только на заднем приводе, а полный подключать только на бездорожье или на скользком покрытии. Как на нашем УАЗ-469.
Следующий вариант, с пятипозиционным рычагом селектора, означал что на машине установлен «Selec-Trac». Эта «раздатка» аналогична системе «Super Select» от Mitsubishi. С такой трансмиссией движение происходило как на заднем, так и на постоянном полном приводе, подключенному через межосевой дифференциал, с возможностью блокировки «центра».
Последний вариант назывался «Quadra-Trac», оснащался раздаткой NV249 с тремя режимами работы:
✅ 4 All Time – постоянный полный привод
✅ N – нейтральное положение
✅ 4 Lo – полный привод, с включенной понижающей передачей.
В последней варианте межосевой дифференциал блокировался вискомуфтой, включающем блокировку при пробуксовке любого из колес на передней или задней оси автомобиля. В «раздатке» NV249OD вискомуфту установили уже вместо межосевого дифференциала. Пожалуй, это наиболее неудачный вариант полноприводный трансмиссии для подержанного ZJ, так как при отказе вискомуфта жестко блокируется, что приводит к повышенному износу цепи, карданов и их шарниров. С такой «раздаткой» нельзя устанавливать шины разной размерности на переднюю и заднюю ось автомобиля, так как это приводит к выводу ее из строя.
Все варианты полноприводной трансмиссии оснащались демультипликатором.
Багажник на ZJ не очень большой, к тому же его объем отъедает запаска. Фото: Youtube.com
Цена вопроса
Наблюдаемые экземпляры с пробегом, способные к самостоятельному передвижению, продавцы оценивают в 150 тысяч рублей. Взяв такой автомобиль вы с высокой долей вероятности поставите его «к забору» уже через месяц после покупки. Также до сих высок шанс нарваться на краденую машину, с перебитыми номерами: в девяностые Grand Cherokee был лакомым кусочком для угонщиков!
«Идеальные» экземпляры продают за миллион рублей – немалая цена для как минимум двадцатипятилетней машины! Золотой серединой станет покупка «Зи-Джея» в среднем ценовом диапазоне, c последующей реставрацией. Это недешево, и само собой здесь и другие подводные камни: модель банально старая, и найти к ним запчасти на разборках уже сложней чем прежде. А заказывать из США, с учетом последних событий, вариант рискованный и дорогой.
Круче только горы! Фото: Youtube.com
Cтоит ли покупать Jeep Grand Cherokee ZJ
В этом случае совет будет банальным: если знаете, для чего вам нужен Grand Cherokee ZJ, и главное – если удастся отыскать живой экземпляр, то, наверное, стоит. В любом другом случае вас ждет разочарование: ведь по стандартам нынешнего дня единственное, что может привлечь случайного водителя «Гранда» – всеядная подвеска. А остальное, включая расход топлива, скорей станет поводом для расстройства.
Использованы фотографии: youtube.com
«Грандиозный широкий»: во что превратился Jeep Grand Cherokee за 20 лет
На примере двух крайних — первого и последнего — поколений «Гран-Чероки» легко проследить не только автомобильную эволюцию двух последних десятилетий, но и эволюцию привычек, ориентиров и идеалов двух эпох.
Случилась оказия: на рубеже 80–90-х Chrysler купил бренд Jeep, но что с ним делать — решительно не знал. В активе последнего был разве что Wagoneer — огромный шкаф родом из шестидесятых — даже вставки ДВП по бортам роднили его с шифоньером. Модель уходила корнями в 1962 год, и в приличном обществе (а тем паче в Старом Свете) показывать ее было несколько стыдно.
Над преемником трудились всем миром — американским дизайнерам помогали специалисты итальянского ателье Guigaro. Получилось настолько красиво, что коллеги из американских профильных СМИ в один голос нарекли Grand Cherokee «лучшим внедорожником планеты».
Где-то спорить трудно: для своего времени Grand во многом был передовой машиной — особенно на фоне «Вагонира». Одних только бортовых компьютеров тут было три штуки! На один выводились сигнальные лампы незакрытых дверей и уровня охлаждающей жидкости, пробег до очередного визита на станцию ТО, отдельный бортовой компьютер выводит показания работы полного привода — индикация включения полного привода и пониженной передачи.
Самих схем «4×4» у «Гранда» было едва ли не больше, чем у всех машин того времени. Я насчитал пять, поправьте, если память изменяет: базовые Grand Cherokee с шестицилиндровым мотором оснащались жестко подключаемым передком — без межосевого дифференциала.
На машинах с коробкой Selec-Trac межосевой блокировался вручную. Еще два варианта трансмиссии оснащались вискомуфтой: в первой версии она встраивалась в дифференциал, во второй — заменяла его. На деле это означает, что при пробуксовке задних колес передний привод подключается автоматически. Еще встречаются чисто заднеприводные версии, но редко.
Подвеска по кругу хоть и зависимая, но с пружинами вместо рессор — тоже своего рода прорыв, особенно на фоне других вседорожников тех лет, которые не так далеко ушли от грузовиков.
Вопреки расхожему мнению, Grand Cherokee — не рамный: кузов несущий, но усилен интегрированными силовыми элементами из стали, что по функционалу к раме близко. Как показывает время, кузов — одна из сильнейших сторон Grand Cherokee: у нашего экземпляра краска родная почти вся, следы коррозии едва заметны.
Как, например, Grand Cherokee последнего поколения (WK2 заводской индекс)! Он вообще — дитя эпохи. Другой. И очень хорошо эту эпоху зеркалит.
На смену чапкам «Берёзка» и спортзалам в подвальных помещениях пришли рестораны с мишленовскими поварами и искрящиеся фантиками этикеток протеиновых коктейлей фитнес-клубы. Большие дела все реже делаются битой и паяльником — в ходу фьючерсы, бонды, слияния и поглощения. Человек статуса выше люмпена, но ниже олигарха, не страх внушать должен, а лучиться уверенностью и располагать ею к себе.
Уж какие искрометные шутки ни выдумывай про эргономику дальнего предка, а единственный мерседесовский подрулевой переключатель все равно смешнее. Не помню другой машины, на которой я бы так мучительно искал включение омывателя лобового стекла, дергая рычажком во всех направлениях и нажимая все имеющиеся на нем кнопки.
Зато в остальном — космос, даже на фоне иных представителей премиум-сегмента: тут и красивая графика шкал приборов, и шустрый и функциональный инфотейнмент с большим экраном, и «яхтенный» селектор АКПП.
Правда, местами мультимедийная насыщенность приобретает гротескные формы. Например, обогрев передних кресел и руля можно отключить только через меню бортового компьютера, что чревато лишними кликами и потерей времени.
Это что касается комфорта внутреннего. Тут, конечно, пропасть в 23 года такой величины, что и говорить не приходится. А вот на ходу пневматический дизельный Grand Cherokee новый на удивление… Нет, не похож на старый, но что-то общее, безусловно, есть.
В плане проходимости между «дедушкой» и «внуком» своеобразный паритет: геометрия кузова схожа, схож и уровень проходимости. Старик конструктивно проще, но новый нельзя посадить на мосты так, что он потом не сдвинется. Потому что нет мостов.
Разнообразия систем полного привода давно нет в помине: новый Grand Cherokee или постоянно-полноприводный, или переменно-полноприводный, но еще и с блокировкой заднего межколесного диффа. Для бытовых условий его внедорожного арсенала за глаза, тем более что с дороги что на нем, что на далеком предке — съезжает мало кто.
Они оба — немножко не о том. Для романтики таежных странствий с гитарой и топором у «Джипа» был и остается Wrangler. «Гранд» же — машина более имиджевая и универсальная. Причем имиджевость как была, так и остается на первом месте. Просто сам образ успешного парня за два десятилетия довольно сильно поменялся. Как кожанка и слаксы поменялись на костюм-тройку и хронограф — хотя бы Tag Heuer.
Технические характеристики
Jeep Grand Cherokee ZJ | Jeep Grand Cherokee WK2 | |
Мотор | 5,2 л, бензин | 3,0 л, дизель |
Мощность / крутящий момент | 211 л.с. /388 нМ | 241 л.с. / 550 нМ |
Трансмиссия | Подключаемый полный | Полный |
КПП | 4-ст. АКПП | 8-ст. АКПП |
Клиренс | 200 мм | 218 мм |
Подвеска передняя | неразрезная балка моста, пружина, поперечный стабилизатор и тяга Панара | независимая, двухрычажная |
Подвеска задняя | неразрезная балка моста, пружина, поперечный стабилизатор | независимая пневматическая многорычажная |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 9,8 | 8,2 |
Потребление топлива (город / загород / смешанный) | 16,8 / 13,11 / н.д. | 9,3 / 6,5 / 7,5 л |
Длина/ширина/высота, мм | 4550 / 1800 / 1645 | 4828/ 1943/ 1792 |
Колесная база, мм | 2 690 | 2 915 |
Топливный бак, л | 89 | 88,6 |
Объем багажника, л | 1135–2255 | 782–1554 |