Jeep cherokee двигатели турбина
Вообщем такая штука — турбина вышла из строя, после прочистки коллекторов, масляной трубки, удаления егр(и его глушения), полной замены масла была установлена контрактная турбина.
Которая никаких признаков выхода из строя не показывала(как позже вспомнил шуршание я всетаки слышал, но грешил на подшибник догревателя) и через 1000км приказала долго жить.
Подробный анализ показал следующие возможные причины выхода из строя:
1) катализатор забит, что создавало бы противоток и выдавливало масло — вырезан (относительно чист)
2) клапан управления турбиной глючит, в результате перекрут — проверили по номеру, клапан какой нужно, да и на практике он либо работает, либо нет.
3) забита банка резонатора — проверено, относительно чистая
4) выход из строя в следствии изношенности элементов турбины
5) выход из строя в следствии внутренних повреждений двигателя и попадание в масло «опилок» внутренних деталей
Путем исключения остались только два варианта. Сервисмен возил обе вышедшие из строя турбины к мастерам по по турбинам, те со слов сервисмена сказали, что имеются опилки в двигателе. Мол масляная магистраль идет от поддона через маслянный фильтр, через весь блок и только потом масло попадает на турбину. Тут вопрос, есть ли схема маслораздачи у кого? Самому найти не удалось.
Каким еще способом можно определить будущую смерть двигателя, если компрессия хорошая, масло не жрет, антифриз цвет не менял и масляных пятен не содержит.
Нужен мозговой штурм, т.к. поставив новую турбину совсем не хочется ждать каждый день ее кончины.
Проверка масляного фильтра показывает мелкую взвесь в складках. Есть ли у кого подобное? На глаз определить опилки это или простой нагар не возможно.
Прошу по возможности ответы расписывать с обоснованием, заранее благодарю!
Как устроена турбина Джип Гранд Чероки WK2
Как устроена турбина Джип Гранд Чероки? У нас появилась возможность включить мальчишеский задор и разобрать её на составляющие. Замену рассмотрели чуть раньше, сегодня покажем как работает изменяемая геометрия и турбина в целом.
Впуск и выпуск
Если очень грубо, турбина состоит из двух улиток, двух крыльчаток и общей оси. Впуск от выпуска отличить проще простого даже непосвящённому: блестящий алюминий на впуске, ржавое железо на выпуске.
Между выводами впускной части прячется мотор, отвечающий за изменение геометрии турбины.
Моторчик изменения геометрии
Он соединяется с механизмом заслонок при помощи металлической тяги.
Тяга от мотора к механизму заслонок
Забор выхлопа происходит напрямую через коллекторы (1 и 2), откуда он улетает в трубу (4) и частично попадает в систему ЕГР (3).
Схема движения выхлопных газов
Берём в руки инструмент и проводим первый разбор на составляющие.
- Вход воздуха, подача к турбине.
- Выход воздуха, подача на интеркулер.
- Актуатор/моторчик турбины.
- Контуры охлаждения и смазки.
- Впускная улитка.
- Вставка турбины.
- Выпускная улитка.
- Кронштейны и крепёж.
Турбина Джип Гранд Чероки WK2 3.0 дизель
Турбину сделала фирма Garrett, о чём мы будем постоянно находить свидетельства. Причём произвели её на родине мотора от VMMotori в Италии.
Улитка впускной части турбины
На впускной улитке больше нет ничего примечательного кроме заглушки на контуре выхода воздуха. Она нужна для установки датчика давления, чтобы проверить фактическое значение наддува.
Служебный порт для проверки наддува
К выпускной части без перчаток лучше не приближаться, сажу потом тяжело вымыть из кожи.
Вставка между улитками собрана на сквозную ось и держится за счёт гайки впускной крыльчатки.
Крыльчатка впускной части турбины
Обратите внимание на форму лопаток, на выпуске всё намного проще, практически прямые линии.
Никто и не удивлён, что турбину делает Garrett
Зато выпуск умеет изменять свою геометрию за счёт поворотных лопаток.
Поворотные лопатки турбины
Это позволяет не только использовать турбину на максимум, но при необходимости полностью исключать её из работы двигателя.
Изменение геометрии в зависимости от положения тяги
Как видно из фотографий, крайние положения тяги находятся достаточно близко, так что к актуатору всего два требования: быстро изменять позицию и чётко попадать в нужную.
Мотор регулировки турбины Джип Гранд Чероки
По старой доброй традиции мотор отдельно не продаётся и по логике производителя поставляется только в сборе с турбиной.
Мотор для Garrett делает Hella
На самом деле это не так и у Garrett есть ремонтные артикулы.
Масло и антифриз
Вставка турбины объединяет в себе два контура, масляный и антифризный.
Вход масла расположен вертикально над осью вращения
Подача масла расположена строго вертикально над осью турбины, узнать её можно по более мелкому сечению, чем у охлаждения.
Канал слива масла слева, охлаждения справа
Масляная обратка находится под осью и отклонена на 15 градусов относительно вертикали.
Трубка слива масла из турбины
Из четырёх трубок она единственная крепится двумя обыкновенными болтами к корпусу.
Трубки смазки и охлаждения
Все остальные закреплены сквозными пустотелыми болтами, в качестве прокладок выступают медные шайбы.
Пустотелые болты для жидкостных магистралей
В Штатах не любят точные формулировки, поэтому используют термин «banjo bolt».
Центральная вставка
Вооружаемся инструментом и проводим второй разбор на составляющие.
Регулировочное и опорное кольцо
Если вы думали, что «изменяемая геометрия» это что-то сложное, спешим вас обрадовать – голая механика, в которой нечему ломаться.
Тяга управления поворотными лопатками
Весь механизм собран из двух пластин, опорной и регулировочной. В первую вставлены лопатки на подвижной оси, а вторая передаёт момент от тяги сразу на все лопатки за счёт пазов, в которые они защёлкиваются.
Обратная сторона опорной пластины
Не взирая на пробег и сажу, внутри всё достаточно чисто.
Турбина может гнать масло не только наружу, но и внутрь
Впускная часть турбины устроена чуть сложней за счёт механизма распределения смазки, однако и она не представляет из себя ничего выдающегося.
Впускная часть турбины Джип Гранд Чероки
Как видите, турбина Джип Гранд Чероки легко разбирается и вполне ремонтопригодна. Замена на БУ имеет смысл только если вы находитесь в Москве, нужно всё сделать очень быстро и вам предлагают свежий узел за вменяемые деньги, во всех остальных лучше перебрать.
Механизм распределения масла по турбине
Лучше весь комплекс работ делать в одном месте, чтобы получить максимальную гарантию. Разбирать приходится много, работа не быстрая, а расходники не самые дешёвые. Если снимать и ставить турбину в одном сервисе, а ремонтировать в другом, есть вероятность не найти крайнего в случае неполадок.
Турбина Grand Cherokee WK 3.0 дизель
Турбина Grand Cherokee по мере увеличения пробега увеличивает шансы превратиться в источник повышенного внимания. Пропала тяга, машина не едет, на приборной панели горит Check Engine, а под капотом пахнет выхлопом? Самое время обратить внимание на турбину. В нашем случае диагностика была проведена загодя, сейчас покажем исключительно демонтаж узла.
Турбина Grand Cherokee спрятана у моторного щита
Узел стоит в развале двигателя возле моторного щита. Отследить его на этой фотографии достаточно просто – следуйте вверх по алюминиевому патрубку. Именно по нему воздух отправляется в сторону интеркулера и далее во впускной коллектор.
Чтобы подобраться к турбине, нужно снять декоративную крышку двигателя, несколько патрубков, кронштейнов, уплотнителей и прочих элементов. Заботливо откладываем их в сторону до этапа сборки.
Место отдыха демонтированных элементов
Если сравнивать между собой WK и WK2, у последнего турбина спрятана намного дальше и снимается намного сложней. Порой дело заканчивается демонтажом двигателя в сборе.
Работать приходится в узком пространстве
Однако и в первом поколении хватает разнообразия поз, в которых механик откручивает все элементы. Задачу усложняет малое пространство, в котором приходится оперировать. Настоящая производственная йога, можно даже в тренажёрку не ходить.
Приходится принимать самые разные позы
Владелец экономит своё время, поэтому сразу привёз перебранную турбину.
Это ясно не только по отмеченным краской болтам, но и по еле читаемой маркировке на площадке. Опытный взгляд сразу определяет последствия пескоструйной обработки.
Еле читаемые отметки говорят о пескоструйной обработке
Вот для сравнения аналогичный кусок у родной турбины. Сделано в Румынии, маркировка Мерседеса, серийный номер и прочие надписи чётко видны.
Здесь с маркировкой всё в порядке
Ещё немного неудобных движений и наконец получается извлечь виновницу. На ней чётко просматривается масляные пятна, обильно притрушенные копотью.
Турбина Grand Cherokee с явными следами пробоя выхлопных газов
То ли прокладка прохудилась, то ли где-то микротрещина вылезла – явные повреждения не просматриваются.
Выглядит как мелочь, но машина не ехала как надо
Тем не менее этого достаточно, чтобы выхлоп летел мимо и щедро оседал на защитном кожухе. Нет ничего удивительного, что машина не едет.
Выхлоп летел на защитный кожух
Проверяем состояние всех посадочных поверхностей и обкладываем комплектом новых прокладок и болтов. Старые крепёжные элементы обязательно выбрасываем, иначе в следующий раз они точно не открутятся и придётся снимать двигатель. То ещё удовольствие если оплачиваешь его из своего кармана.
Всё благополучно открутилось
На всякий случай заглядываем внутрь выхлопа – соты не забиты и не спеклись, хотя пробег уже давно разменял третью сотню.
Всё чисто и гладко, нет повода для замены
Увы, владелец не оставил на растерзание старый узел, поэтому пока что мы не покажем как устроена турбина. Было бы интересно сравнить её с версией для WK2. Всё, чем можем поделиться, это схема элементов из официальной документации.
Схема расположения элементов турбины
- Корпус компрессора.
- Лопатка.
- Направляющая лопатки.
- Привод актуатора.
- Регулировочное кольцо.
- Корпус турбины.
- Лопасти.
А – вход воздуха в трубину, B – выпуск сжатого воздуха, C – вход выхлопных газов, D – выход газов к системе нейтрализации выхлопа. Как только появится донор, мы обязательно его препарируем и добавим материал в статью.