Почему Hyundai Santa Fe стала самой угоняемой машиной в России
В России Hyundai Santa Fe стала самой угоняемой машиной. Количество краж за первые полтора месяца этого года достигло рекордных значений. Одно время эта модель была самой продаваемой на первичном рынке, а сейчас из-за проблем с поставками и катастрофическим дефицитом микрочипов не хватает не только новых машин, но и запчастей к ним. И это далеко не все причины, почему эти внедорожники так часто воруют.
Угонщик появился во дворе поздно ночью, на часах половина второго, самое тихое время. Судя по четким и последовательным действиям, работал профессионал своего дела. Машину перекодировали дистанционно, оставалось только подойти, открыть, завести и уехать. И не забыть напарника, который все это время внимательно следил за обстановкой. Антон, хозяин иномарки, уже просмотрел это видео десятки раз, изучил до мельчайших деталей. До сих пор удивляется тому, как быстро и легко преступникам удалось угнать его иномарку.
«Первое ощущение, что где-то ее потеряли, не там припарковали, потом начинает доходить, что машины нет», – рассказал мужчина.
Вызов полиции, опросы, изъятие камер наблюдения, теперь остается только ожидание. Получить выплату по страховке можно только после окончания расследования. У Анны история похожа. Машину угнали, только рано утром.
«Ее угнали отсюда. У меня было предположение, что супруг забыл, куда припарковал. Я так часто делаю, могу прийти на место, думаю, что угнали, а машина стоит в другом месте», – рассказала Анна.
В этот раз не показалось. И для Антона и для Анны стало новостью, что их модель автомобиля Hyundai Santa Fe, по статистике, одна из самых угоняемых в России. Только за полтора месяца этого года владельцы уже лишились больше ста машин. Процент угонов обычно прямо пропорционален популярности модели.
Порой машина была настолько популярна, что производитель не справлялся с обеспечением спроса. Теперь проблему поставок усугубляет пандемия. Нехватка деталей, задержки, а значит, и рост цен. Так, уже спустя два года после покупки выплаты по страховке, которая положена Антону, сейчас не хватит даже на б/у автомобиль. Новый же стоит на треть дороже. Эксперты уверяют, что причина не только в цене и любви покупателей, хотя без «руки рынка» определенно не обошлось.
«Эта модель легко превращаемая, с новыми госрегзнаками и номерами агрегатов, поэтому особых сложностей с возвратом этих автомобилей на вторичный рынок нет. Оперативно перебиваются номера, оперативно печатаются ПТС», – рассказал Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.
Страховщики также связывают рост числа угонов именно с легкостью переоформления ворованного автомобиля.
«Это очень интересная статистика, которая заставляет о чем-то задуматься. Машины пользуются спросом у каких-то людей, которые умеют их легализовать и эксплуатировать, невзирая на то, что эти машины находятся в розыске», – отметил Игорь Иванов, заместитель генерального директора страхового общества.
При этом реализовать автомобиль можно по-разному, продать целиком или отправить на разбор. И здесь опять нужно напомнить про нехватку запчастей из-за пандемии. При этом оборудование для угона преступники, что называется, отобьют после продажи уже двух ворованных иномарок. Ретранслятор сигнала с ключа хозяина машины стоит 2,5 миллиона. Получается, самый верный способ уберечь имущество – это ставить дополнительную защиту. Одно из самых простых устройств – сигнализация с радиометкой, которая есть только у хозяина. Без нее рядом машина просто не откроется.
«Мы пытаемся открыть автомобиль, сенсор не работает, ключ не работает, соответственно ретранслятор не сработает», – объяснил руководитель студии защиты от угона «Биг-Баг центр» Ярослав Ромайкин.
Ярослав – владелец студии защиты от угона, через него прошли сотни машин. И сейчас как раз устанавливает очередную систему. Говорит, в арсенале есть блокировка диагностики автомобиля, несколько блокировок двигателя, дополнительные замки на капот. Столкнувшись всего с одним дополнительным противоугонным устройством, преступники, скорее всего, просто бросят машину и выберут более простой объект. В случае с автомобилем Антона, судя по всему, работали именно ретранслятором сигнала, а значит, помочь могла та самая радиометка.
Какие машины начали угонять чаще всего. Рейтинг
Марки Hyundai, Kia и Toyota стали самыми угоняемыми в России по версии нескольких страховщиков за первые пять месяцев 2022 года. Их отвозят в страны СНГ или разбирают на запчасти. Какие модели в зоне риска?
Рейтинг наиболее угоняемых автомобильных марок и моделей за первые пять месяцев 2022 года составили страховые компании по просьбе Autonews.ru. Пока страховщики говорят, что количество угонов застрахованных по каско автомобилей сравнимо с показателями 2021 года. Мало того, например, в «Росгосстрахе» хищений транспортных средств стало меньше на 33%. Причем, наибольшее количество страховых событий за первые пять месяцев 2022 года было заявлено еще в январе. «Как и в предыдущие годы, больше всего интерес у угонщиков вызывают машины корейского и японского производства. На автомобили марки Hyundai приходится 29% угонов, затем следуют Kia (15%) и Toyota (12%)», — сообщили в пресс-службе «Росгосстраха».
- Hyundai Santa Fe
- Toyota Camry
- Hyundai Tucson
- Hyundai Solaris
- Kia Sportage
- Mazda 6
- Lada Niva
«В то же время можно считать, что в сегодняшней ситуации на авторынке, с учетом нарастающего дефицита автозапчастей, в зоне риска оказываются не только эти модели, но практически все автомобили, особенно популярных, ходовых марок, поэтому вопрос о страховой защите транспортного средства становится все актуальнее», — сообщили в пресс-службе.
По данным компании, практически не изменился и антирейтинг субъектов федерации по активности угонщиков. В топ-5 входят Санкт-Петербург, Московская область, Москва, Ленинградская область и Пермский край. При этом Северная столица остается лидером по угонам на протяжении многих лет, и январе-мае 2022 года на нее приходится почти треть (32,4%) всех хищений автомобилей у клиентов «Росгосстраха» с полисами каско.
О том, что угонов стало чуть больше по сравнению с январем-февралем, но пока не превышают средние показатели последних лет по апрелю и маю, рассказал Autonews.ru управляющий директор по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. При этом, по его словам, по некоторым городам и моделям есть небольшой рост количества угонов. Например, Range Rover в Москве, Hyundai Solaris в Петербурге.
«Время покажет, можно ли это явление назвать началом тренда роста активности преступников, или же это просто результат естественных колебаний числа страховых случаев», — отметил Демидов.
В свою очередь в компании «Совкомбанк Страхование» сообщили, что общее количество угнанных автомобилей, по которым были выплачены возмещения по каско, остается на уровне прошлого года.
Место | Наиболее угоняемые модели автомобилей за первые 5 мес. 2022 года по статистике компании «Совкомбанк Страхование» | % угонов |
1 | Hyundai Santa Fe | 30% |
2 | Kia Sorento | 20% |
3 | Hyundai Tucson | 13% |
4 | Mitsubishi Outlander | 10% |
5 | Hyundai Sonata | 10% |
«При угонах новых автомобилей машины стали чаще увозить на продажу в Казахстан или Республику Беларусь. А машины с пробегом разбирают на запчасти и реализуют в близлежащих к РФ территориях. Кроме того, чаще стали случаться угоны в Московской области», — сообщили в страховой компании.
Какие модели дороже всего страховать
По словам страховщиков, попадание страховка стоит дороже для моделей, которые пользуются стабильной популярностью у угонщиков. Например, как уточнили в «Совкомбанк Страхование», к таким относятся Toyota Land Cruiser, Toyota Camry, популярные модели Infiniti, Lexus 570, 450 и все версии ES, Mercedes-Benz S-класса, Mazda CX-5 и СX-9. Страховать такие модели с обычными штатными противоугонными системами будет стоить заметно дороже.
В свою очередь в ВСК представили свою таблицу угоняемости в ответ на запрос Autonews.ru. Там сообщили, что за 5 месяцев наиболее популярными у воров стали марки Hyundai (24,3%), Kia (21,7%), Toyota (16,2%), Scania (8,1%), Mercedes-Benz (5,4%). А наиболее угоняемыми моделями стали Hyundai Santa Fe и Kia Sportage.
Место | Топ-5 регионов по угонам по версии ВСК | % угонов |
1 | Москва | 35,1% |
2 | Санкт-Петербург | 18,9% |
3 | Брянск | 8,1% |
4 | Смоленск | 5,4% |
5 | Екатеринбург | 5% |
Таким образом, наиболее угоняемой моделью, которая застрахована по каско, по версии сразу трех крупных автостраховщиков, стала Hyundai Santa Fe.
При этом, по словам Демидова из «Ренессанс страхование», у перечисленных моделей из рейтингов страховых компаний отсутствуют какие-либо специфические проблемы, которыми пользуются угонщики. Дело тут просто в штатном оборудовании.
«Большинство штатных противоугонных систем масс-маркета не представляют сложности для угонщиков. Самой действенной, как показывает наша статистика, будет установка противоугонного устройства классом выше того, что «нормально» для автомобиля такого класса — к этому преступник может оказаться не готов», — считает эксперт.
Ранее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) предупреждали, что опасаются роста количества угонов, если в России не отладят цепочки поставок автозапчастей для ремонта и обслуживания. Дело в том, что в условиях дефицита или недостатка нужных деталей, угонщики обычно начинают рассматривать даже не самые популярные модели как возможность их разобрать и заработать. И пока страховщики не отказываются от этих опасений. Так, в РСА в беседе с Autonews.ru не исключили ситуации, в которой из-за санкций и отказа многих иностранных компаний от сотрудничества с Россией, в страну перестанут поступать запчасти от производителей.
«В таком случае складские запасы деталей иссякнут. И, если новые логистические цепочки альтернативных поставок запчастей не заработают, то образуется дефицит, — рассказали в РСА. — Пока, по информации от участников рынка, всплеска угонов автомобилей мы не наблюдаем. В то же время дальнейший рост количества угонов возможен. В том числе, из-за дефицита запасных частей. При этом дефицит потихоньку начинает возникать», — предупредили в РСА.
По оценке представителей РСА, для разбора на запчасти угонщиков могут заинтересовать автомобили абсолютно любых марок.
«Угнать могут все, что угодно. Наиболее ходовые марки в опасности, потому что на запчасти для них всегда есть стабильный спрос. Редкие марки также могут угнать, потому что дефицит запчастей на них будет особенно заметным. И чем меньше автомобиль защищен, тем выше риск его лишиться. При этом способы обезопасить автомобиль от угона не меняются: парковать машины лучше на охраняемой стоянке и важно не пренебрегать установкой дополнительной сигнализации, в том числе, спутниковой», — отметили в РСА.
Как защитить автомобиль
Максимальную эффективность показывают спутниковые системы, которые позволяют не только предотвратить угон, но и обнаружить автомобиль, если его все-таки похитили, рассказывают страховщики. Также при установке ряда спутниковых систем можно получить скидку около 50% на каско по риску угон/хищение.
«Хорошая эффективность у комплекта механического противоугонного устройства (ПУУ) вместе с качественным иммобилайзером. Но механические ПУУ эффективны только в случае их постоянного использования. Так, зачастую владельцы ленятся или забывают активировать их каждый раз, в лучшем случае блокируют только на ночь. В случае установки электромеханического замка капота проблема забывчивости уходит, так как он блокируется автоматически через метку дополнительного иммобилайзера», — объяснил Демидов.
В завершение он дал совет устанавливать ПУУ в том сервисе, который может обеспечить нестандартное решение по способу установки, чтобы еще больше затруднить угон.
Один из основателей компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов в беседе с Autonews.ru рассказал, что перечисленные модели, включая Hyundai Santa Fe, Toyota Camry и Hyundai Tucson действительно отличаются слабой штатной защитой от угона. А на фоне новомодных устройств, которые разрабатывают злоумышленники, модели с функцией бесключевого доступа становятся еще более уязвимы.
«Появились устройства, которые за 30 секунд позволяют считать сигнал для закрытия двери и превратиться в клон родного ключа. Они дорогие, но эффективные и позволяют угонщикам работать в одиночку. Функция бесключевого доступа сейчас популярна в том числе у корейских автомобилей, поэтому мы и видим их в статистике угонов», — сказал Курчанов.
Говоря про модель Camry, эксперт напомнил, что машина находится в пятерке лидеров по угонам на протяжении последних лет. Также он отметил высокие риски для европейских моделей, на которые сейчас труднее найти запчасти.
«Camry востребована, несложная для угона, ликвидная на вторичном рынке, да и запчасти на нее нужны. Новую продают уже примерно за 5 млн руб., не удивительно, что машина интересна угонщикам, — отметил Курчанов. — На запчасти будут угонять и европейские, и отечественные автомобили. При этом не стоит забывать, что в статистике нет угнанных моделей без каско. Поэтому модели Lada Vesta, Lada Granta, Kia Rio, Hyundai Solaris по количеству угонов будут в лидерах».