Рабочая тормозная система Уаз Хантер, оценка эффективности ее работы, тормозные механизмы передних и задних колес.
Рабочая тормозная система обеспечивает торможение при движении автомобиля. На Уаз Хантер применяется рабочая тормозная система с дисковыми тормозными механизмами на передних колесах и барабанными на задних, с двумя раздельными контурами гидропривода от двухкамерного главного цилиндра : одним к тормозным механизмам передних колес, другим к тормозным механизмам задних колес.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью. Оба контура приводятся в действие от педали тормоза, которая крепится к кронштейну на кузове.
Рабочая тормозная система Уаз Хантер.
Привод рабочей тормозной системы Уаз Хантер включает педаль, вакуумный усилитель, двухкамерный главный тормозной цилиндр с бачком и датчиком уровня тормозной жидкости, трубопроводы с соединительной арматурой, блоки цилиндров передних тормозных механизмов, колесные цилиндры задних тормозных механизмов и регулятор давления, который автоматически корректирует давление тормозной жидкости в тормозных механизмах задних колес в зависимости от загрузки автомобиля.
Оценка эффективности работы тормозной системы Уаз Хантер.
Ориентировочную комплексную оценку эффективности работы рабочей тормозной системы можно провести на ровной горизонтальной площадке. Автомобиль без нагрузки, в салоне только водитель, разгоняется на первой передаче до скорости около 15 км/ч.
Затем надо резко нажать педаль тормоза и не отпускать ее до полной остановки автомобиля. При правильной регулировке рабочих тормозных механизмов, их привода и правильно выполненной прокачке, полное торможение должно происходить в пределах 1/2-2/3 хода педали, после чего нога должна ощущать «жесткую» педаль.
Тормозные следы всех колес должны быть видны, если их длина одинакова слева и справа, и между собой, то рабочая тормозная система исправна. В противном случае следует искать причины неэффективного торможения и устранять обнаруженные неисправности.
Проверка уровня и замена жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.
Главный тормозной цилиндр гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера связана с передними тормозными механизмами, вторая — с задними. Главный цилиндр снабжен бачком, внутренняя полость которого разделена перегородкой на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного цилиндра.
Уровень тормозной жидкости в бачке должен находиться между метками MAX и MIN на стенке бачка. Падение уровня жидкости свидетельствует либо об утечке тормозной жидкости из системы, либо о чрезмерном износе тормозных колодок. Поэтому если на приборном щитке загорелась лампа, сигнализирующая о низком уровне тормозной жидкости, не торопитесь сразу доливать ее, сначала проверьте толщину накладок тормозных колодок, может быть пришло время их заменить.
Всю тормозную жидкость в системе рекомендуется заменять в профилактических целях раз в два года. Тормозная жидкость очень гигроскопична, она впитывает влагу из воздуха, а эта влага со временем не только разрушает поверхности тормозных цилиндров, трубопроводов и как следствие, приводит к преждевременному выходу из строя узлов тормозной системы, но и существенно снижает нормальную температуру кипения тормозной жидкости, которая, как правило, должна быть в пределах 150-250 градусов.
При частых интенсивных торможениях дисковые тормоза передних колес очень сильно нагреваются и при большом содержании воды тормозная жидкость может вскипеть, что обычно приводит к полному и частичному отказу тормозов. В гидроприводе применяется тормозная жидкость SAE1703F DOT4.
Тормозные механизмы передних колес Уаз Хантер.
Передние тормоза Уаз Хантер дисковые, с автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и диском, с плавающей скобой. Подвижная скоба образована суппортом с двухпоршневым рабочим цилиндром. Направляющая скоба колодок прикреплена болтами к поворотному кулаку передней подвески. Подвижная скоба прикреплена болтами к направляющим пальцам, которые установлены в отверстиях направляющих колодок.
Направляющие втулки должны быть смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами. В полости колесного цилиндра установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском, поверхность которого защищена щитом тормоза.
При торможении поршень под воздействием давления тормозной жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, в результате силы реакции суппорт перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, причем сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, между колодками и диском образуется небольшой зазор.
Передние тормозные механизмы рабочей тормозной системы не требуют проведения каких то регулировок во время эксплуатации автомобиля, необходимый зазор между колодками и тормозными дисками поддерживается автоматически.
Замена тормозных колодок на новые производится в случае если : толщина их фрикционных накладок менее допустимой в 1.5-2 мм, поверхность накладок замаслена, фрикционная накладка непрочно соединена с основанием, на накладках появились глубокие борозды и сколы. Замена колодок производится на обоих передних колесах сразу.
Если на рабочих поверхностях тормозного диска имеются глубокие риски, задиры или неравномерный износ, то его можно прошлифовать. Шлифовка производится с обеих сторон диска на одинаковую глубину. При износе диска до толщины менее 20.4 мм его меняют на новый.
Тормозные механизмы задних колес Уаз Хантер.
Барабанные, зазор между тормозными колодками и барабаном по мере износа накладок регулируется автоматически.. Тормозные колодки приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром с двумя поршнями. Если в процессе эксплуатации появились потеки тормозной жидкости на тормозном барабане и внутренней стороне колеса или заклинило поршни в цилиндре, то рабочий цилиндр необходимо заменить на новый.
Во время очередного технического обслуживания проверяйте состояние задних тормозных колодок. Если толщина клееных накладок менее 1.5 мм и если на клепаных колодках заклепки утопают менее чем на 0.5 мм, то замените колодки.
При наличии на рабочей поверхности тормозного барабана задиров, глубоких рисок и других дефектов, увеличивающих износ колодок и уменьшающих эффективность торможения, его надо расточить. Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана 281 мм.
Если толщина одного из барабанов больше указанной, то меняются оба барабана. При замене тормозных барабанов обязательно меняются и все тормозные колодки. Переставлять тормозные барабаны с одной ступицы на другую не рекомендуется, так как это приводит к увеличению биения рабочих поверхностей барабана.