Амортизация грузового автомобиля в 2023 году
Что такое амортизация имущества, как ее рассчитать, как списать стоимость основных затрат? Этими и многими другими вопросами в части амортизации задаются все начинающие бизнесмены и не только. Проще говоря, амортизация – это способ учета затрат, позволяющий регулярно списывать стоимость приобретенного имущества в расходы организации. Правильно учитывать амортизацию — значит постепенно возмещать средства, потраченные на его покупку. Это позволит сэкономить деньги и использовать возмещенные за покупку старого имущества (машины, станка) средства на приобретение нового. Более подробно о данном процессе на примере амортизации грузовых автомобилей, а также о последних изменениях порядка амортизации в бухучете читайте в нашей статье.
Перед тем как перейти к подробному повествованию о порядке амортизации грузовых автомобилей, стоит напомнить, что данный процесс различен для налогового учета и бухучета.
При этом в вопросах учета основных средств, а также их амортизации при бухучете произошли изменения. Так, для отчетности за 2023 год необходимо применять новые федеральные стандарты бухучета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденные Приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н.
Для начала рассмотрим существующие амортизационные группы в сфере налогового учета.
В соответствии с положениями НК РФ (ст. 256) амортизировать можно только то имущество, стоимость которого более 100 тыс. рублей и срок полезного использования (СПИ) более 12 месяцев. К амортизируемому имуществу относятся основные средства и нематериальные активы. К основным средствам относятся задания, станки, автомобили. Не амортизируются земельные участки и иные объекты природопользования (вода, недра), объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги.
Для того чтобы рассчитать амортизацию, все основные средства подразделяются на амортизационные группы в зависимости от СПИ . Всего их десять. Они установлены частью 3 ст. 258 НК РФ. Однако в указанной статье перечислены группы и СПИ имущества, соответствующий каждой группе.
Для того чтобы понять, к какой амортизационной группе относится именно ваше имущество, воспользуйтесь классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
Грузовые автомобили относятся к следующим амортизационным группам:
1. Третья (в нее входят грузовые автомобили с дизельным (бензиновым) двигателем и массой не более 3,5 тонны). Код ОКОФ для указанных автомобилей с бензиновым двигателем – 310.29.10.42.111, с дизельным двигателем — 310.29.10.41.111;
2. Четвертая (в нее входят средства автотранспортные грузовые (автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (код ОКОФ 310.29.10.4), автобетоновозы (код ОКОФ 310.29.10.59.113), автолесовозы (код ОКОФ 310.29.10.59.120);
3. Пятая (в нее входят грузовые автомобили):
— с бензиновым двигателем массой свыше 3,5 тонн (но не более 12 тонн) (код ОКОФ 310.29.10.42.112);
— с дизельным двигателем массой свыше 3,5 тонн (но не более 12 тонн) (код ОКОФ 310.29.10.42.112);
— с дизельным двигателем массой свыше 12 тонн (код ОКОФ 310.29.10.41.113);
— с бензиновым двигателем массой свыше 12 тонн (код ОКОФ 310.29.10.42.113), а также
— средства автотранспортные специального назначения (автомобили-тягачи седельные) (код ОКОФ 310.29.10.5);
— средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.20.10.59.390).
При определении амортизационной группы грузового автомобиля его марка не будет иметь значения. Главное, чем стоит руководствоваться, – это техническими характеристиками автомобиля, например, массой или его видом в зависимости от предназначения и вида выполняемых работ (самосвал, тягач и т.д).
Для того чтобы правильно определить технические характеристики своего автомобиля, рекомендуем воспользоваться информацией, содержащейся в ПТС.
В бухучете как таковых амортизационных групп не предусмотрено. ФСБУ 6/2020 установлено, что основные средства подлежат классификации в зависимости от их видов (например, транспортные средства, оборудование и тп). Основные средства одного вида могут быть объединены в группы. Причем по одной группе следует придерживаться одного способа начисления амортизации.
Амортизации в рамках бухучета подлежит любое основное средство, за исключением:
— инвестиционной недвижимости;
— земельных участков, объектов природопользования, музейных экспонатов;
— основных средств, используемых для мобилизационной подготовки (законсервированных и предоставленных во временное пользование).
В налоговом учете СПИ грузового автомобиля напрямую зависит от амортизируемой группы, к которой относится такой автомобиль.
Для третьей группы установлен СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно.
Для четвертой группы – свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Для пятой группы – свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Для бухучета в соответствии с ФСБУ 6/2020 СПИ определяется организацией самостоятельно. Причем связь между СПИ и группой, в которую входит основное средство, по аналогии с налоговым учетом не установлена. Таким сроком будет считаться период времени, в течение которого собственник основного средства может извлечь выгоду от его использования. По некоторым основным средствам СПИ рассчитывается исходя из количества продукции, полученной от его использования.
При определении СПИ необходимо учитывать:
— планируемый срок эксплуатации;
— срок морального устаревания (определяется с учетом рыночного спроса или процесса усовершенствования производственных мощностей);
— срок физического износа (определяется исходя из режима эксплуатации).
Рассмотрим основные новеллы ФСБУ 6/2020 на примере амортизации грузовых автомобилей.
1. Отсутствует обязанность начислять амортизацию ежемесячно. Ее периодичность будет определять организация самостоятельно. Рекомендуем в учетной политике организации закрепить регулярность начисления амортизации (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно или с другой периодичностью).
2. Больше не нужно приостанавливать начисление амортизации в случаях неиспользования основного средства (простоя). Например, у организации определенное время отсутствуют заказы и грузовой автомобиль в это время простаивает и не осуществляет доставку материалов. При этом амортизация на него может продолжать начисляться.
3. Начисление амортизации следует приостановить, если ликвидационная стоимость основного средства будет равна балансовой стоимости или превысит ее. Понятие ликвидационной стоимости впервые введено в стандарты и означает денежную сумму, которую организация могла бы получить в случае выбытия основного средства из эксплуатации в конце его СПИ. При этом из этой суммы вычитаются затраты на выбытие.
СПИ грузового автомобиля установлен до 7 лет (до 2021 года). Организация приняла решение в 2021 году продать указанный автомобиль за 300 тыс. рублей. Расходы на продажу составили 20 тыс. рублей. Тем самым ликвидационная стоимость грузового автомобиля составляет 280 тыс. рублей.
ФСБУ установлены случаи, когда ликвидационная стоимость равна нулю:
— не ожидается поступлений от выбытия основного средства;
— ожидаемая сумма от выбытия несущественна;
— ожидаемая сумма не может быть определена.
В конце СПИ грузовой автомобиль пришел в негодность и не подлежал ремонту. Попытки его продажи на протяжении долгого времени не принесли результата. Организация приняла решение обратиться в специализированную организацию и разобрать указанный грузовой автомобиль, а в последующем полученные запчасти выставить на продажу. Однако от их продажи удалось выручить только 2 тыс. рублей, которые организация признала несущественной суммой. В таком случае ликвидационная стоимость грузового автомобиля считается равной нулю.
4. Выберите дату, с которой начнете начислять амортизацию. Как правило, ее начисление следует начинать с даты признания в бухучете. При этом у собственника есть право действовать по старому порядку, то есть начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания основного средства.
5. Выберите один из способов начисления амортизации. ФСБУ с 2022 года сократили перечень таких способов. Теперь их три:
— линейный способ;
— способ уменьшаемого остатка;
— пропорционально количеству продукции (объему работ) в натуральном выражении (только для основных средств, СПИ которых определяется исходя из количества продукции или объема работ).
Более подробно об указанных способах расскажем в следующем разделе нашей статьи.
Обратите внимание, что указанные выше нововведения относятся к бухучету. В налоговом учете положения, касающиеся амортизации, остаются прежними (ст. 256–259.3 НК РФ).
Для того чтобы рассчитать амортизацию грузового автомобиля, определите способ, по которому будете ее начислять, и закрепите его в учетной политике организации.
Рассмотрим способы начисления амортизации, предусмотренные в ФСБУ 6/2020.
Начисление амортизации необходимо осуществлять таким способом, чтобы стоимость объекта погашалась равномерными частями.
Для расчета суммы амортизации по линейному способу воспользуйтесь калькулятором (формулой): сумма амортизации = (балансовая стоимость – ликвидационная стоимость) / оставшийся СПИ.
Организация приняла к учету грузовой автомобиль в апреле 2022 года стоимостью 150 000 рублей. СПИ машины 20 месяцев. Ликвидационная стоимость определена как нулевая. Амортизация начисляется с 1 мая 2022 года ежемесячно.
Таким образом, сумма амортизации за май 2022 года будет равна:
2. Способ уменьшаемого остатка.
Суть данного способа начисления амортизации заключается в том, что ее сумма должна уменьшаться за одинаковые периоды по мере истечения СПИ основного средства.
Формула для исчисления амортизации по данному способу ФСБУ 6/2020 не предусмотрена. Организация определяет ее самостоятельно, исходя из принципа указанного способа.
3. Начисление амортизации пропорционально количеству (объему) продукции.
Такой способ подходит для основных средств, СПИ которых определяется исходя из количества продукции, полученной от использования такого средства.
Для расчета суммы амортизации по указанному способу воспользуйтесь калькулятором (формулой): сумма амортизации = (балансовая стоимость – ликвидационная стоимость) х показатель количества продукции /оставшийся СПИ.
Обращаем внимание, что в целях налогового учета НК РФ выделяет только два способа начисления амортизации: линейный и нелинейный.
В процессе работы грузовые автомобили, как и любой транспорт, подвергаются поломкам, что приводит к их более быстрому износу. По этой причине многие организации используют метод начисления амортизации на такие машины пропорционально от пройденного километража (это третий способ, установленный ФСБУ 6/2020). Для этого необходимо подтверждать фактический пробег по показаниям одометра автомобиля.