- Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
- Проверка генератора на автомобиле
- Снятие генератора. На примере генератора 6631.3701
- Возможные неисправности генератора и методы устранения
- Нет зарядки аккумулятора
- Перезарядка аккумулятора
- Нет полной отдачи генератора (несмотря на разряженный аккумулятор)
- Быстрый износ щеток и контактных колец
- Повышенный шум генератора
- Ускоренный износ ремня привода генератора
Конструкция и снятие генератора автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
На автомобиле может быть установлен генератор одного из трех типов:
Г250П2 — со щеточным узлом, встроенным выпрямителем и выносным регулятором напряжения
665.3701-01 (и др. модификации) или 161.3771 — со щеточным узлом, встроенным выпрямителем и регулятором напряжения
Г700А.30 или 957.3701-10 — бесщеточные, со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения
Генератор представляет собой электрическую, трехфазную, синхронную машину переменного тока.
Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Генератор шарнирно установлен на блоке цилиндров двигателя и имеет натяжное устройство для регулировки натяжения приводного ремня.
Статор и крышки генератора стянуты между собой четырьмя болтами с гайками.
Вал ротора вращается в двух закрытых шариковых подшипниках, установленных в крышках.
Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора.
Выпрямительный блок состоит из шести диодов, запрессованных в две алюминиевые пластины, закрепленные на задней крышке генератора.
Встроенный регулятор напряжения — интегральный, ремонту не подлежит. Он закреплен внутри генератора под кожухом
Автомобили с генератором Г250П2 комплектуются выносным регулятором напряжения 2702.3702, который имеет переключатель, позволяющий менять регулируемое напряжение
На заводе переключатель устанавливают в среднее положение.
Напряжение от регулятора подводится к обмотке ротора через две щетки и медные контактные кольца.
Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках.
Поток воздуха создается центробежным вентилятором, установленным на валу ротора.
Проверка генератора на автомобиле
Включаем зажигание (не пуская двигатель). Вольтметр при этом будет показывать напряжение на выводах аккумуляторной батареи.
Пускаем двигатель — напряжение должно увеличиться.
Если это не так, может быть неисправен регулятор напряжения, повреждены обмотки генератора (обрыв или замыкание), окислены или замаслены контактные кольца, изношены или «зависли» щетки.
Чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, включаем мощные потребители тока (фары, вентилятор отопителя, аварийную сигнализацию и очиститель ветрового стекла).
При изменении оборотов коленчатого вала двигателя от средних до высоких, с исправным регулятором напряжение должно оставаться в пределах 13,5–14,8 В.
Снятие генератора. На примере генератора 6631.3701
Отключаем аккумуляторную батарею
Отворачиваем болт верхнего крепления генератора и снимаем ремни привода агрегатов
Записываем или запоминаем порядок подсоединения проводов к генератору
Откручиваем ключом на 10 гайку крепления наконечника провода к выводу «В»
Снимаем наконечник провода с вывода «В»
Откручиваем ключом на 10 гайку крепления наконечника провода, удерживая гайку вывода «+»
Откручиваем ключом на 17 гайку переднего болта нижнего крепления генератора, удерживая болт ключом на 14
Также откручиваем гайку другого болта нижнего крепления генератора
Вынимаем болты и снимаем генератор
Устанавливаем генератор в обратном порядке
Возможные неисправности генератора и методы устранения
Нет зарядки аккумулятора
— Проскальзывание ремня привода генератора
Отрегулировать натяжение ремня
— Износ или зависание щеток генератора
Очистить щеткодержатель от пыли, проверить усилие щеточных пружин. Поврежденные или изношенные щетки заменить
— Подгорание контактных колец
Зачистить или при необходимости проточить контактные кольца
— Обрыв в цепи питания обмотки возбуждения
— Задевание ротора за полюса статора
Проверить подшипники и их посадочные места. Изношенные и поврежденные детали заменить
— Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
— Обрыв проводов от клемм «+» или «В» (Ш)
— Обрыв или короткое замыкание на «массу» обмотки возбуждения
— Короткое замыкание или обрыв в одном или нескольких диодах выпрямительного блока
Заменить неисправные диоды или выпрямительный блок
— Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора
Перезарядка аккумулятора
— Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
— Большое падение напряжения в цепи запитки интегрального регулятора напряжения
Проверить надежность контактов в цепи запитки регулятора (цепь к клемме «В» (Ш) генератора)
Нет полной отдачи генератора (несмотря на разряженный аккумулятор)
— Проскальзывание ремня привода генератора
Отрегулировать натяжение ремня
— Неисправен регулятор напряжения
Заменить регулятор напряжения
— Межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз обмотки статора
Заменить статор с неисправной обмоткой
— Повреждение одного из диодов выпрямительного блока
Заменить неисправные диоды или выпрямительный блок
Быстрый износ щеток и контактных колец
— увеличение биения контактных колец
Проточить и прошлифовать контактные кольца
— попадание масла на контактные кольца
Протереть контактные кольца и щетки тканью смоченной в бензине
Повышенный шум генератора
— Ослабла гайка шкива генератора
— Задевание ротора за полюса статора
Заменить изношенные и поврежденные детали
— Выработка в крышке посадочного места под подшипник
Заменить крышку генератора или генератор
Ускоренный износ ремня привода генератора
— Увеличенный дисбаланс шкива или ротора
Проверить и устранить дисбаланс, если он превышает 10 г•см
— Повреждения шкива коленчатого вала или генератора
Заменить поврежденный шкив (вы)
— Смещение шкива генератора по оси относительно шкива коленчатого вала
Отрегулировать положение кронштейна генератора на двигателе или заменить кронштейн
— Чрезмерное натяжение ремня