9.2.5. Ремонт генератора
Произвести ремонт генератора самостоятельно сложно и нецелесообразно, так как для определения его исправности и соответствия его характеристик потребуется специальный стенд.
В процессе электрических проверок генератора, особенно на ступени выпрямления, используемое оборудование не должно вырабатывать напряжение выше 14 В, чтобы избежать риска разрушения некоторых компонентов.
Поэтому ремонт генератора лучше доверить квалифицированным специалистам на СТОА фирмы «Volkswagen», где можно также заменить генератор из обменного фонда. Такой генератор на 50% будет дешевле нового.
Для проверки регулятора напряжения, необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15 — 30 В класса точности не хуже 1,0.
В том случае, если наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить. Кроме этого необходимо проверить состояние угольных щеток.
Хотя эту работу можно провести и при установленном генераторе, рекомендуется все же снять генератор с автомобиля.
— осторожно выньте из корпуса генератора регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем и щетками генератора;
— проверьте состояние контактной части угольных щеток. Проконтролируйте подвижность щеток в щеточных направляющих, в случае необходимости почистите щеткодержатель с помощью трихлорэтилена;
— измерьте длину «а» (рис. 9.4) выступающих из щеткодержателя угольных щеток. Если их длина меньше 5 мм, то щетки следует заменить.
Новая угольная щетка имеет длину 12 мм, таким образом, можно узнать, насколько сильно сточились угольные щетки. Замена старых угольных щеток на новые означает замену всего регулятора напряжения в сборе со щетками и щеткодержателем, так как угольные щетки впаяны в щеткодержатель. Однако можно при желании самому припаять электрическое соединение новой угольной щетки.
Обмотка возбуждения генератора проверяется на обрыв и короткое замыкание. Подключите тестер (в режиме омметра) к контактным кольцам ротора (рис. 9.5). Тестер должен показывать сопротивление обмотки, равное 2,8 — 3,0 Ом.
Если тестер показывает большее сопротивление, то протрите смоченной в трихлорэтилене тряпочкой контактные кольца и зачистите их стеклянной шкуркой. Если в контактном кольце образовалась канавка глубиной более 1,5 мм, то кольцо нужно переточить на токарном станке. Если же тестер указывает на обрыв (сопротивление «бесконечно большое»), прежде всего осмотрите места соединений обмотки возбуждения с контактными кольцами. Часто именно они являются причинами обрыва цепи возбуждения. Тщательно пропаяйте эти соединения мощным (не менее 100 Вт) паяльником либо замените ротор.
Иногда контактные кольца проворачиваются относительно ротора, что тоже ведет к обрыву цепи возбуждения. Замените ротор или приклейте проворачивающееся кольцо к валу с помощью эпоксидного клея.
Причиной обрыва цепи возбуждения может быть также отсоединение провода от щетки. В этом случае замените ротор либо высверлите в торце щетки выемку диаметром, большим диаметра провода, залейте выемку клеем в смеси с опилками графита от неисправной щетки и вставьте провод.
Короткое замыкание в обмотке возбуждения проверяется присоединением одного щупа тестера (в режиме омметра) к контактному кольцу ротора, а другого — к ротору (рис. 9.6).
Если стрелка отклоняется, попытайтесь найти и устранить замыкание. Чаще всего оно бывает в местах соединений обмотки возбуждения с контактными кольцами — под действием центробежных сил провод обрывается и соединяется с валом ротора генератора. Если не удается устранить короткое замыкание в обмотке возбуждения — замените весь ротор.
Отметим, что обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. К контактным кольцам можно получить доступ, если снять защитный кожух и регулятор напряжения со щеткодержателем.,
Обмотку статора генератора тоже проверьте на обрыв или короткое замыкание. Для проверки на обрыв тестер (в режиме омметра) подключается поочередно к концам двух фаз статора. Если показание индикатора не соответствует 0,1 — 0,11 Ом, то в цепи проверяемой обмотки есть обрыв. Если место обрыва обнаружено, пропаяйте место соединения оборванных проводов мощным паяльником (не менее 100 Вт), покройте его лаком и просушите при высокой температуре.
При проверке обмотки статора на обрыв обратите внимание на показания тестера при его подключениях между выводами фаз. При всех подключениях тестера его показания должны быть одинаковыми. Если же тестер будет показывать разное сопротивление, то это значит, что в обмотке статора есть межвитковое замыкание. Такую обмотку следует заменить.
Чаще всего при коротком замыкании место повреждения можно определить путем наружного осмотра — видны следы перегрева проводки. Короткое замыкание обмотки статора на корпус определяется подсоединением одного щупа тестера (в режиме омметра) к одному из выводов обмотки, а второго щупа — к корпусу статора. Если стрелка тестера отклоняется — значит проверяемая обмотка замыкает на корпус. Если найти место короткого замыкания не удается — замените весь статор.
Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701
Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка, молоток, выколотка из мягкого металла, тонкое зубило, омметр (автотестер).
1. Очистите генератор от пыли и грязи.
2. Снимите заднюю крышку, отжав три защелки.
3. Выверните два винта 1 и снимите щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.
4. Выверните винт крепления и снимите конденсатор, установленный под щеткодержателем. Отсоедините от конденсатора 2 колодку 1 с проводом. Выверните четыре винта 3, отогните выводы 4 обмотки и снимите выпрямительный блок.
Как вариант конденсатор может быть установлен снаружи генератора (на его защитной крышке). В этом случае разборку генератора начинайте со снятия конденсатора.
5. Выверните четыре стяжных болта 1 и снимите крышку 2 со стороны контактных колец, пропустив через отверстия выводы 3 обмотки.
6. Выньте статор с обмоткой из крышки со стороны привода.
7. Зажмите несильно якорь в тиски и отверните гайку 1 крепления шкива. Снимите съемником шкив 2.
8. Выпрессуйте якорь из крышки со стороны привода.
9. При необходимости замены спрессуйте подшипники с вала якоря.
10. Проверьте исправность регулятора напряжения. Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В: «+» на клемму, «–» на «массу» щеткодержателя. Контрольная лампа должна гореть. Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.
11. Проверьте щетки (см. «Проверка и замена щеток генератора 9422.3701»).
12. Осмотрите контактные кольца. Если обнаружены задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и другие дефекты, кольца необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать. После проточки проверьте биение колец с помощью индикатора. Предельно допустимое биение 0,08 мм. Если биение превышает указанное значение, замените якорь.
13. Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки якоря, подсоединив его к контактным кольцам. Сопротивление якоря должно быть в пределах 2,35–2,6 Ом при 20 °С.
14. Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус якоря. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу якоря, а второй — поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить якорь или обмотку.
15. Осмотрите статор. На его внутренней поверхности не должно быть следов задевания якоря о статор. В противном случае замените подшипники вала якоря или крышку генератора.
16. Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока — к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, произошло замыкание в обмотке, необходимо заменить статор или обмотку.
17. Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоединяйте контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.
18. Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для проверки положительных диодов 1 подсоедините клемму «минус» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к положительной пластине выпрямительного блока, а провод, идущий от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи, поочередно к контакту каждого положительного диода (схема красного цвета). В каждом случае лампа должна гореть. Затем поменяйте полярность, т.е. «плюс» батареи через контрольную лампу подсоедините к «плюсовой» пластине блока, а провод, идущий от клеммы «минус» батареи, поочередно подсоединяйте к контакту каждого диода, при этом лампа в каждом случае не должна гореть. Для проверки отрицательных диодов 2 выполните аналогичные действия (схема синего цвета). Если не соблюдаются указанные выше условия, то необходимо заменить выпрямительный блок.
19. Осмотрите крышки генератора. При обнаружении трещин, особенно в местах крепления генератора, крышки необходимо заменить. Измерьте диаметры посадочных мест под подшипники. Диаметр отверстия в крышке со стороны контактных колец должен составлять (35,0±0,012) мм, со стороны привода – 47,0+0,027 мм. Крышки подлежат замене, если результаты замера не попадают в указанные пределы.
20. Проверьте легкость вращения подшипников. Если при их вращении ощущается люфт между кольцами, перекатывание или заклинивание тел качения, такие подшипники необходимо заменить. Также необходимо заменить подшипники с поврежденными защитными кольцами или потеками смазки.
21. Соберите генератор в порядке, обратном разборке.