В Казахстане завершили производство внедорожников Toyota
Олег Меньщиков
13 декабря с конвейера завода СарыаркаАвтоПром (входит в АгромашХолдинг) в Костанае сошел последний внедорожник Toyota Fortuner. По сообщению издания kolesa.kz, местное представительство японской компании подтвердило завершение выпуска модели. Так закончилась непродолжительная история автомобилей Toyota с клеймом «Сделано в Казахстане». Производство полного цикла (со сваркой и окраской кузовов) началось в Костанае весной 2014 года, ему предшествовали шестилетние переговоры с японской стороной и сертификация тойотовцами конвейера со шнуром-андоном.
Планы ставились наполеоновские: продавать ежегодно не менее 3000 внедорожников местной сборки. При том, что в Казахстане Toyota тогда реализовывала по 12 тысяч автомобилей всех моделей в год. А экспорт в Россию не планировался с самого начала: московское представительство Тойоты не собиралось продавать Fortuner по имиджевым соображениям. Но покупателей в Казахстане отпугнула цена: семиместный рамный внедорожник с атмосферной «четверкой» 2.7 (160 л.с., 241 Нм), подключаемым передним приводом и блокировкой заднего дифференциала был оценен минимум в 39,2 тысячи долларов. Примерно за эти же деньги на местном рынке можно было купить двухлетний Land Cruiser Prado. К тому же через год в Таиланде начали выпускать Fortuner следующего поколения, а казахстанский рынок новых автомобилей рухнул почти вполовину.
В результате продажи костанайских Тойот оказались далеки от намеченных. За первый год было реализовано 286 внедорожников, в 2015 году — около 600, а в январе–марте этого года — только 70 машин, после чего производство было приостановлено. По официальной версии — из-за нехватки таиландских машинокомплектов. Позже они были найдены, но делу помогли несильно: всего за одиннадцать месяцев этого года удалось продать чуть больше 200 машин. Хотя цены еще в 2015 году были снижены почти на треть (до 28,5 тысячи долларов).
В итоге вместо трех тысяч ежегодно за все время производства удалось продать всего около тысячи внедорожников. А уже в марте будущего года у автомобиля заканчивается срок действия Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Понятно, что продлить его без установки блока ЭВАК (казахстанский аналог системы ЭРА-ГЛОНАСС) не получится. Да и сертифицировать надо уже машину нового поколения — с соответствующей переналадкой производства и повышением цен. Поэтому судьба модели Toyota Fortuner в Казахстане была предрешена.
У завода СарыаркаАвтоПром теперь иные приоритеты. В стране набирает обороты китайская марка JAC, уже вошедшая в пятерку лидеров местного рынка. В Костанае крупноузловым методом собирают несколько моделей марки, а в апреле 2017 года должно начаться производство полного цикла — первенцем станет компактный кроссовер JAC S3. В перспективе — поставки этих машин в Россию и Белоруссию. Наверняка сварка и окраска кузовов китайских кроссоверов будут организованы на мощностях, оставшихся после внедорожника Toyota Fortuner.
Где собирают Тойота Фортунер
Сборка Тойота Фортунер 2018 года выполняется сейчас всего на одном предприятии, из-за чего у потенциальных покупателей модели практически не возникают вопросы о стране-производителе. Однако высокая популярность и приличный эксплуатационный срок приводят к тому, что внедорожник продаётся не только в салонах, но и на вторичном рынке. И многих автомобилистов интересует не только, где собирают Тойота Фортунер 2017-2018 для России, но и расположение предприятий, на которых выпускали предыдущие поколения и рестайлинги.
Где собирают Тойота Фортунер
Начало выпуска Fortuner связано с запуском международного проекта Toyota IMV .
Вместе с этой моделью автоконцерн выпускал автомобиль Hilux на предприятии в Таиланде и Kijang Innova в Индонезии. Внедорожное авто быстро завоевало популярность среди тайских покупателей, на которых изначально и было ориентировано. Со временем продавать его стали и в других странах, а для завоевания рынка Средней Азии компания открыла ещё один завод в Казахстане.
Экономический кризис внёс свои коррективы в развитие предприятий:
- Сборочные линии в Таиланде по-прежнему работают. Здесь собираются и модели, предназначенные для России и всех остальных стран, в которых есть спрос на Фортунер. Выполняют здесь сборку для Украины, стран Евросоюза и Японии.
- Производство в Казахстане не окупило расходы на открытие завода, и начатая в 2014 году сборка прекратилась в 2016 году.
Причиной остановки конвейеров в казахстанском городе Костанай стал низкий уровень продаж. При запланированном выпуске 3000 автомобилей ежегодно в течение 2014-2015 года продавалось не больше 50-60 единиц в месяц.
Представители автоконцерна утверждали, что производство было не закрыто, а только временно приостановлено – однако завод не работает до сих пор. Поэтому выпускался Тойота Фортунер 2017 года только в Таиланде – здесь же выполняется сборка и новой версии машины.
Качество сборки
К качеству тайской сборки Тойота Фортунер 2018 года не возникает особых претензий ни у зарубежных покупателей, ни у отечественных автолюбителей. Не всех устраивает неаккуратный вид звукоизоляционных матов в колёсных арках – однако, защита от наружного шума у автомобиля неплохая.
Стеклоподъёмники работают в автоматическом режиме, кресла удобно складываются с помощью ремешков или пластиковых рычагов. А воздуховоды обеспечивают комфортные микроклиматические условия для пассажиров всех трёх рядов.
У Toyota Fortuner казахстанского производства минусы заметнее. Покупатели говорят о наличии скрипов и «сверчков» в салоне, некачественной антикоррозионной обработке и неровных зазорах кузова. Хотя такие показатели больше влияют на комфортность поездки пассажиров и практически не имеют значения для водителя, внимание которого уделяется ситуации на дороге. С другой стороны, цена автомобиля ниже, чем у аналогичной комплектации тайской версии – и этот фактор для многих автомобилистов является одним из основных во время принятия решения о покупке.
Где осуществляется сборка Toyota Fortuner?
Fortuner
Знание места сборки автомобиля может дать много полезной информации. Если знать заводы, на которых производство отличается качеством и надежностью, то трудный выбор между некоторыми моделями будет сильно облегчен.
Toyota – это гигант автомобилестроения. Его конвейерные линии находятся по всему миру. Большое количество точек производства помогает снизить цену на готовый продукт, и дает возможность поставить машину в любую точку мира. Однако «темная» сторона такого метода распространения в том, что качество самих автомобилей может упасть.
Toyota Fortuner – дорогое приобретение. Автолюбителю не хотелось бы, чтобы через 100 тысяч километров машина начала поскрипывать или подверглась коррозии. Чтобы избежать негативных последствий, нужно знать, где и в какое время данная модель производилась для России.
Сборка в России
В 2005 году Тойота первый раз пришла в Российскую Федерацию. В Ленинградской области за два года построили завод, который выпустил первую Camry российской сборки. Производственные возможности завода помогли ему не упасть в грязь лицом и зарекомендовать себя перед японским партнером. Уже через несколько лет (в 2016 году) с конвейера сойдет первый RAV 4, который будет тепло встречен автомобильным рынком.
Производство велось и на Дальнем Востоке. В этой области России выпускался Land Cruiser Prado. Производство остановилось после двух лет работы, в 2015 году.
Toyota Fortuner в России не производилась. Но ее производство было запущено у соседей – в Республике Казахстан.
Сборка Фортунера
Покупателей, положивших глаз на эту модель, интересует вопрос: где собирают Тойота Фортунер? Все зависит от того, в каком году была произведена машина. Дело в том, что одно время модель собиралась на трех заводах сразу.
С началом международной программы производитель расширил количество точек производства. Таким образом, сразу три конвейера стали собирать Toyota Fortuner:
- Автомобильный конвейер в Таиланде.
- Компания Kijang Innova в Индонезии.
- Завод в Казахстане.
Внедорожник сумел неплохо укрепиться на тайском и соседнем рынке. Но у японского гиганта возникли проблемы в Средней Азии.
В Казахстане машина продавалась очень плохо. Показатель в 50 моделей в месяц для Тойоты – это статистика, о которой даже стыдно говорить. Здесь сразу можно провести аналогию с заводом на Дальнем Востоке. Конвейерная лента в Казахстане смогла просуществовать те же 2 года и закрылась в 2016 году. Официально производство встало «на паузу», но Тойота видит уровень спроса и понимает, что сборка внедорожника не будет окупаться в ближайшее время.
Тем не менее Республика Казахстан смогла приложить руку к производству данной модели и «вписать» себя тем самым в автомобильную историю. Однако эту страницу можно смело назвать «темной» для Тойоты.
Обратите внимание! Владельцы автомобиля, который сошел с конвейера в Казахстане, отмечают неудовлетворительный уровень сборки. Наличие зазоров, коррозии, скрипа, постукиваний – все это поджидало автолюбителей уже после первого года эксплуатации.
Качество сборки на других заводах остается лучшим и по сей день. Именно с конвейеров Индонезии и Таиланда сходят надежные и проверенные авто. Если покупатель хочет узнать, где собирался Фортунер, то ему стоит обратиться к вин-коду.
Где проходила сборка? Какой вин-код?
Чтобы узнать, где собирался Toyota Fortuner, стоит расшифровать вин-код. На машинах японского гиганта он может находиться в следующих местах:
- под капотом;
- в специализированном месте возле лобового стекла;
- на перемычке двери (чаще водительской);
- на напольном покрытии под одним из кресел;
- в районе панели со спидометрами.
Как только VIN будет известен, можно приступать к дешифровке. Ей можно заняться вручную либо с помощью специальных сервисов. Сайты предоставят бесплатные услуги дешифровки, и покупатель сможет понять, где собирался Фортунер для России. Таких сервисов несколько:
- официальный сайт ГИБДД. Помимо страны-производителя на нем можно узнать о ДТП, работе в такси, уголовных делах, связанных с машиной. База данных пополняется каждый день, предоставляя свежую информацию по всем автомобилям с корректным вин-номером;
- сайты по залогам и кредитам. Таким сервисом стоит воспользоваться не только для того, чтобы узнать производителя машины, но, и чтобы не купить автомобиль, взятый в кредит;
- сервисы судов и нотариусов. Дополнительная проверка юридического «здоровья» автомобиля не будет лишней;
- страница Российского Союза Автостраховщиков. Данное объединение занимается страховой историей любого транспортного средства, что дает покупателю право узнать не только то, где машина «сошла» с конвейера, но и уточнить, была ли она в таксопарке.
Если же нет возможности воспользоваться сервисами, то проверка может быть осуществлена вручную. Первый символ из семнадцати является показателем, в какой стране произведен Фортунер. Но желательно воспользоваться способом, упомянутом выше, так как проверка на сервисах гарантирует защиту от мошенничества и дает дополнительную информацию.
Сборка и эргономика Фортунер
Вне зависимости от того, где собирают Тойоту Фортунер для России, некоторые аспекты остаются неизменными. Данные проблемные зоны требуют особого внимания и ухода, чтобы автомобиль оставался надежным и не раздражал водителя какими-то шумами и небрежным внешним видом.
Качественная пластмасса и безопасность не смогут уберечь владельца от маленьких габаритов авто. Дело в том, что в Фортунере прослеживается тенденция “маленьких вещей”. Проще говоря, если водитель захочет подстроить под себя кресло, то у него это вряд ли получится.
Заметка! Более или менее комфортные условия для расположения на сидении машина предоставит людям максимум среднего роста, а высокие лучше будут чувствовать себя в роли пассажиров, так как за рулем у них начнут затекать ноги.
Места в багажнике много лишь до тех пор, пока не будет установлен третий ряд сидений. Сразу после манипуляций с количеством сидячих мест в салоне можно будет ожидать недостаток пространства в багажнике. После перестановки рассчитывать можно лишь на размещение там нескольких пакетов небольшого размера.
Кайдзен – залог хорошей сборки
О том, насколько надежен любой японский автомобиль, ходят легенды. Тойота гордится тем, что об износостойкости ее машин отзываются только с хорошей стороны. Такой славой японский гигант обязан «Кайдзен» – философии, пропагандирующей самосовершенствование на всех этапах разработки и производства.
Основные принципы «Кайдзен» следующие:
На предприятиях царит культ контроля за всеми этими показателями. Даже самые талантливые и опытные работники цехов придерживаются установленных правил. Это помогает Тойоте выпускать надежную и безопасную технику.
Тойота составляет специальный план для поставок оборудования и материалов. Детали для будущих автомобилей не лежат на складе, а сразу пускаются в производство.