Выясняем, сможет ли Ford Edge «съесть» Ford Explorer?
С правильного ракурса эти два автомобиля выглядят как вариации одного. Здесь меньше хрома на масиве решетки радиатора, а здесь больше. Тут есть кругляши противотуманок внизу бампера, а тут нет. Это Ford Explorer и Ford Edge. И они появились в сравнительном тесте Игоря Бурцева несмотря на кровное родство. Опасное родство.
Так называемую «каннибализацию» никто не отменял. Автопроизводители боятся пожирания однобрендовыми автомобилями друг друга, как черт ладана. Пересечений по цене в рамках одной ниши стараются избегать. Но Edge и Explorer настолько близки друг от друга, что, кажется, в Ford Motor Co. забыли о мерах предосторожности. После всевозможных дисконтов, которые принято тактично называть «выгодами», Ford Explorer в «низшей» комплектации XLT можно приобрести за 1 769 тыс. рублей. Стоящий рядом в салоне Ford Edge в единственной для российского рынка богатой комплектации стоит 1 614 тыс. руб. Близко?!
С учетом того, что большие машины чаще покупаются в кредит, был произведен усугубляющий ситуацию расчет кредита. В результате получен следующий результат: если брать кредит сроком на 5 лет с минимальным первоначальным взносом, то Ford Explorer обойдется нам в 280 тысяч рублей вначале, и 39 700 руб. ежемесячно. Ford Edge потребует первоначального взноса 255 тысяч рублей и ежемесячных взносов 36 100 руб. Разница в 3600 рублей? Смешно.
Что получает потребитель за примерно равные деньги? Внешность. Почти одинаково брутальную. При этом слова «почти одинаково» можно принимать буквально. При быстром взгляде на Ford Explorer и Edge анфас — это один и тот же автомобиль. Ford Edge выдает квадратный метр хрома на «лице». Прищуренные фары, мощные капоты — одинаковые.
Explorer смотрится как более крупный. По цифрам так оно и есть. Он выше на 100 мм, шире на 70 и длиннее на целых 350 мм. Ожидаемо, потому что в его спецификации написано про семиместность салона. 35 сантиметров длины, приросшие в районе кормы — это как раз для «галерки». Потому как 35 миллиметров разницы в длине колесной базы существенного преимущества Explorer перед Edge в плане простора в салоне не дают.
На задний ряд Ford Edge приятно смотреть через довольно узкую щель. Задние двери распахиваются на неожиданно небольшой угол. Видно, что пол у Edge совершенно ровный и его много. Даже при том, что с моим немаленьким ростом под 190 см я отодвинул водительское кресло далеко от руля. У дивана плоская, но нормальной длины подушка. И когда вы протиснетесь на задний ряд Ford Edge, то ощутите комфортную посадку. Если комфорта покажется мало, можно потянуть за ручку сбоку от дивана и откинуть спинку на впечатляющий угол. Ехать в таком полулежачем положении не пробовал, но на месте поза показалась очень расслабленной.
У Ford Explorer на диване второго ряда ощущения примерно те же. Сюда приплюсовывается обилие «воздуха» от задранного на 10 сантиметров потолка. А минусуется — кожаная обивка сидений. В комплектации Ford Explorer XLT кресла обшиты тканью. В остальном — плоский пол, расстояние от коленей до спинки переднего кресла, угол наклона спинки дивана — все такое же. Такое же, но плюс третий ряд сидений!
«Галерка» не рассчитана на рослых и взрослых. Два подростка на третьем ряду ощутят всю прелесть путешествий. Не более. Но зато к их услугам второй кондиционер и увлекательный аттракцион «Разложи Себе Сиденье». Можно, конечно, бросить удивляться всяким хитрым штукам с электроприводами в наш век космических технологий. Но такие фокусы для ленивых, как трансформация салона с кнопки в багажнике, Ford Explorer мешают. Кнопок в багажнике четыре. Каждая отвечает за одно положение кресла. Подросткам глянется та, на которой изображен кувырок. Потому что это целое шоу! После нажатия кнопки пол багажника оживает и быстро съеживается с кувырком в полноценное сиденье. Даже в два. Вам остается только вручную поднять подголовники. Чтобы проделывать эти финты и питать дополнительный кондиционер для «галерки», Explorer возит с собой второй аккумулятор.
У Ford Edge тоже есть кнопки в багажнике. Две. По одной на каждую часть заднего дивана. Кувырков не ждите, но уронить спинки задних кресел — это он сделает. Поднимать на место их придется вручную. Однако, проиграв Explorer’у по количеству кнопок и мест, Ford Edge выигрывает по объему багажника: 911 литров полезного объема против 595 л. у Explorer. Разумеется, багажник последнего измеряется при приведенных в боевое положение дополнительных креслах. Если же оставить в обоих автомобилях поднятыми только спинки передних кресел, полезный объем Ford Explorer достигнет поразительных 2285 литров. Ford Edge сможет противопоставить «только» 1951 литр.
Позиция водителя — вот где открывается море различий между Edge и Explorer. Не просто так американская автомобильная пресса называет Ford Explorer «Смартфоном на колесах». Причем «смартфон» этот работает на платформе Windows CE, о чем нетрудно догадаться по перегруженному информацией разноцветному меню и серебристому шильдику на центральной консоли: SYNC Windows.
У Explorer’а везде дисплеи — два на приборной панели и один шикарный 8-дюймовый «планшет» на центральной консоли. Приборная панель — рабочий стол компьютера, разделенный пополам большим циферблатом спидометра. Решение, знакомое по новому поколению Range Rover. Но в Ford оно реализовано с детской непосредственностью. Красочно и сложно. Меню на приборной панели меняет цвет, как только вы решите сменить раздел настроек. В зависимости от того, красное меню, желтое, зеленое или синее, вы листаете подменю настроек музыки, телефона, навигации или setup.
На руле кнопочки и джойстики вам в помощь. Настроить получается не все и не сразу, и не на ходу. Настройки многоходовые и замороченные. Тачскрин MyFord на центральной консоли при этом предлагает собственную логику серфинга по меню. Экран разделен на четыре части, где в разные углы загнаны те же четыре области настройки: телефон, навигация, музыка и setup. Даже включить обогрев кресел можно только нырнув в соответствующее подменю и вынув оттуда пиктограммки кресел. Настоящих «живых» кнопок на консоли от этого стало меньше. Гораздо меньше, чем в том же Ford Edge.
Руль Edge тоже усыпан кнопками, как научный калькулятор. Но подружиться с интерфейсом кроссовера проще хотя бы потому, что на консоли есть дублирующие «нормальные» кнопки для настройки самых ходовых функций. А синенькие ЖК-дисплейчики на консоли и приборной панели можно традиционно использовать для считывания результатов произведенных настроек. Шрифт мелковат, и меню снова напоминает о том, что у «Форд», к сожалению, не сложилось с Apple. Но все равно, жить за рулем Edge проще — меньше головоломок.
Из набора «земных» ощущений — в Explorer ощутимо комфортнее (читай: «свободнее») посадка водителя. Центральная консоль не поджимает правое колено, как в Edge, а над головой больше воздуха. Посадка за рулем Edge очень напоминает Land Rover Freelander 2. Мягкий, пухлый монолит передней панели находится как бы под вами, а вы чувствуете себя эдаким гигантом.
А вот на ходу Ford Explorer и Ford Edge удивительно похожи. Двигатели объемом 3.5 литра у каждого выдают почти паритетные показатели мощности и крутящего момента: 288 л.с. и 343 Нм крутящего момента у Edge, и 294 л.с. плюс 346 Нм — у Explorer. Численную разницу в динамике при таких исходных данных может определять только «лишний» вес Ford Explorer — он все же на 360 килограммов тяжелее! Так и есть. Ford Explorer разгоняется до 100 км/ч за 8.1 секунды, а Edge то же упражнение проделывает за 7.7 секунды! На практике, впрочем, Edge не создает впечатление ошеломляюще более быстрого автомобиля. Потому что он тише. После вдавливания педали акселератора в пол на Explorer’е следует бодрое громкое вздрыкивание, переходящее на дискант на пике разгона. С этим звуковым аккомпанементом гораздо эффектнее воспринимается неслабое ускорение большой машины. Edge так не делает. Вы ощущаете, что едете быстро, только по вдавливанию тела в кресло. Шума нет. Вибраций нет. Рывков при смене передач тоже нет. Есть разгон, зафиксированный приборами точнее, чем телом.
Походка по асфальту обеих машин почти идентична. Передние подвески настроены «обтекать» препятствия, задние — обрабатывать с ударом. Причем настолько интеллигентно, насколько это было бы возможно в исполнении «американцев». Подвески нельзя назвать жесткими. Где-то на грани компромиссного решения. Можно было бы предположить, что так сделано в угоду европейскому рынку, но нет. Ford Explorer делали впервые не «рыхлым» и не «аморфным», ориентируясь на Америку, точнее — на полицейский департамент США. Чтобы получить лакомый госзаказ на производство «Полицейского Внедорожника Номер Один», требовалось построить автомобиль, способный превзойти тогдашнего лидера по маневренности и устойчивости на асфальте в экстремальных условиях — Chevrolet Tahoe. Фордовцы сделали новый Explorer именно таким. Он вваливает в повороты, поражая устойчивостью и развивает скорости, подходящие для перехвата. После сравнительных тестов на спецполигоне «Форд» зубами вырвал госзаказ. И, как сопутствующее явление, рост продаж модели Explorer.
Откуда аналогичные повадки у Edge — неизвестно. Видимо, повезло. Но ехать далеко за пределами легальных скоростей на нем легко и приятно. Единственное существенное отличие Ford Edge — руль, который вращать существенно тяжелее, чем в Explorer. Особенно достает этот фитнес на парковочных скоростях.
Легкое бездорожье оба испытуемых проглотили ожидаемо легко. Дорожный просвет в 211 мм у Explorer и 205 мм — у Edge позволяют переваливаться через устрашающего вида буераки, не цепляя грунт днищем. Но вот на песчаной мототриальной трассе, которую можно считать бездорожьем посерьезнее, отличия во внедорожной подготовке Edge и Explorer стали очевидны. Безусловно, отсутствие блокировок дифференциалов и понижающего ряда передач в трансмиссиях обоих автомобилей не делает и крутыми проходимцами. Но у Ford Explorer есть система Terrain Management с шайбой селектора на центральной консоли в том же месте, где аналогичный девайс находят пользователи внедорожников Land Rover.
И пиктограммки на селекторе такие же! Вращаю шайбу до пиктограммки «Песок» и еду штурмовать дюны и барханы. По большому счету, я лишь изменил программу перераспределения крутящего момента между колесами, но это работает. Проехал все, кроме неудачной попытки штурмовать песчаный косогор на диагональном вывешивании. И то лишь потому, что тяжелый Explorer рыл себе яму двумя стоящими на песке колесами. Шины позубастее — глядишь, и получилось бы.
С Edge’м таких смелых экспериментов не ставили. На рыхлых песчаных подьемах электроника кроссовера старательно душила мотор, не позволяя хорошенько пошалить. Но главным сдерживающим от шалостей фактором стало полное, 100-процентное отсутствие буксировочных проушин. Случись что, мы не смогли бы эвакуировать Edge своими силами. Поэтому снова асфальт!
Финал сравнения — расчет налоговой ставки и страховых взносов. Налог на обе машины составляет что-то около 44 тыс. рублей в год. Со страхованием картина не такая однородная. «Росгосстрах» предложил полис КАСКО за Ford Edge дороже чем за Explorer — 76 тыс. рублей в год против 66 тыс. А компания «Ренессанс», напротив, выразил готовность застраховать Edge дешевле — «всего» за 54 тыс. рублей.
Резюме: нам стало понятно, почему Ford не слишком осторожничает в случае с Explorer и Edge — они не будут есть друг друга. При всей численно-цифровой похожести, их выберут разные люди с разным набором жизненных ценностей. В Explorer много места, модных головоломок и внедорожный флер, а в Edge много силы и стиля. Гораздо больше, чем у большинства конкурентов.