- Покупать ли кроссовер: вспоминаем «за» и «против»
- «За»:
- Баланс качеств
- Управляемость
- Есть из чего выбрать
- Их легче продать
- «Против»:
- Невысокая проходимость
- Уязвимость агрегатов под днищем
- «Хрупкость»
- Не тянут действительно тяжёлые грузы
- «Завышенные ожидания»
- 10 причин, почему кроссовер для города — это плохая идея
- Минусы паркетников, на которые закрывают глаза мода и маркетинг
Покупать ли кроссовер: вспоминаем «за» и «против»
Для среднестатистического пользователя паркетник — это идеал. Легковая управляемость, проходимость, комфорт. Но что из этого правда, а где преувеличение?
Выясняем, зачем нужны кроссоверы. Завышенные ожидания — путь к печали. Спросите некоторых пользователей кроссоверов, они подтвердят. Эмоционально расскажут, как их «джипы» повисают в сугробах и почему полный привод не уберёг от разворота на зимней трассе. Мы не станем винить машины — при разборе подобных «полётов» обычно возникают вопросы к действиям водителей. Тем не менее, у паркетников, как у любой техники есть плюсы и минусы.
«За»:
Баланс качеств
Пожалуй, первое и главное, что привлекает широкие народные массы в кроссоверах — это сбалансированность возможностей. Они не проедут там, где промчится бронепоезд, читай, профессиональный внедорожник, но при должных навыках и «неотключённой» голове позволят осилить заснеженный выезд с дачного участка или раскисшую грунтовку. А, выехав на шоссе, водитель будет вполне спокойно себя ощущать в силу практически легковых манер. Плюс возможности трансформации салона.
Управляемость
Разговоры о том, что «кроссовер всегда экономичнее внедорожника», мы оставим для любителей народных сказок. Говорить о превосходстве в данной сфере как минимум некорректно, особенно в отрыве от сегмента, типа двигателя, полного привода, размерности и типа шин и многих других нюансов. А вот в вопросах управляемости преимущество паркетников над рамными «проходимцами» с неразрезными мостами очевидно и бесспорно, поскольку они несут в себе шасси с несущими кузовами, имеют независимые подвески и конструктивно очень близки к легковым автомобилям, а не к грузовикам. Их ездовые свойства рассчитаны на более широкий и взыскательный круг владельцев, которые не желают мириться со специфичной посадкой, вялыми откликами на руль, вибрацией неподрессоренных масс и вообще не хотят, скажем так, преодолевать себя.
Есть из чего выбрать
С тех пор как автопроизводители уяснили для себя, что за кроссоверами светлое будущее, они стремятся предложить машины данного типа едва ли не в любом размерном классе. Поэтому именно паркетники постепенно превращаются в доминирующий вид, уверенно ползущий на вершину пищевой цепочки. Для клиента это оборачивается мучительной дилеммой, поскольку предложений на рынке довольно много.
Их легче продать
Здесь, конечно, всё неоднозначно, но в целом востребованную на рынке модель кроссовера можно будет продать сравнительно быстро и с минимальными потерями. Так, например, тойтовская продукция и Honda обычно держат свою стоимость мертвой хваткой.
«Против»:
Невысокая проходимость
Она такая плохая? Отнюдь. Во-первых, кроссовер кроссоверу рознь и здесь действует масса факторов — геометрическая проходимость, тип полноприводной трансмиссии, эффективность имитации межколёсных блокировок и другие. Во-вторых, проблема часто в ментальности владельцев. В их головах записана мантра: мой «джипчик» проедет везде. Напрашивается аналогия с литровыми спортбайками, которые отправляют людей на тот свет пачками, но не сказать, что по своей вине. Проходимость кроссоверов в среднем лучше легковой, но требовать от среднестатистического компактного паркетника потенциал Toyota Land Cruiser 105 как минимум наивно.
Уязвимость агрегатов под днищем
Этот момент часто абсолютно не учитывается владельцами, что является ошибкой. Прежде, чем штурмовать топи и болота на своем «типа внедорожнике», загляните в его подбрюшье. Оцените, как проложены тормозные трубки, много ли откровенно уязвимых мест в пределах колесной базы, как обстоят дела с компоновкой задней подвески и не станут ли низко расположенные рычаги мощными якорями при встрече с препятствием. Не факт, что именно ваш кроссовер в этом отношении образец для подражания, хотя, справедливости ради, следует отметить, что есть машины, которые относительно неплохо подготовлены для съезда за пределы асфальта. Яркий пример — Land Rover Freelander 2.
«Хрупкость»
Спорный пункт, да? Но, тем не менее, кроссоверы именно такие — приподнятые легковушки, которым противопоказано длительное воздействие нагрузок на бездорожье. Если в анатомию профессиональных внедорожников с рамой, зависимой подвеской и понижающей передачей заложены оффроудные риски, то среднестатистические паркетники с легко отрывающимися бамперами и перегревающимися муфтами подключения колёс этим похвастаться не могут. Самое главное, что обвинять их в этом глупо — они создавались для других целей, но повторимся, менталитет некоторых владельцев подталкивает на подвиги, а потом сталкивается с жестокой реальностью.
Не тянут действительно тяжёлые грузы
Говорить, что все кроссоверы «не могут» мы не станем. Но факт в том, что… действительно, далеко не каждый из них способен потянуть за собой увесистый прицеп, словно он не паркетник, а «крузак-стопятка» или Patrol. Тем не менее, скажем, Toyota RAV4 с 2,2-литровым турбодизелем, развивающим 340 Нм уже при 2000 об/мин, и 6-ступенчатым «автоматом» явно не беспомощный. Главное – знать чувство меры.
«Завышенные ожидания»
Этот пункт — укор не автомобилям, а их владельцам, которые считают, что кроссовер не способен застрять в принципе, да ещё и на зимней дороге на скорости 140 км/ч из любого заноса выйдет. Что в итоге? Мы не собирались открыть Америку или отговорить от покупки машины данного типа, а лишь напоминаем — в массе своей кроссоверы (подчеркиваем, среднестатистические!) созданы для определенных целей и попытка поставить перед ними новые, более серьезные задачи, либо требование от них невозможного вряд ли приведёт к положительным результатам. Часть вышеописанных минусов — не столько недостатки машин, сколько завышенные ожидания их владельцев. Не пытайтесь сделать из танка самолёт, а из орла ежа и будет вам автомобильное счастье. Может быть.
10 причин, почему кроссовер для города — это плохая идея
Минусы паркетников, на которые закрывают глаза мода и маркетинг
Все хотят кроссовер, но большинству из тех, кто его хочет, он не нужен. Кроссовер — это мода и маркетинг. И вот 10 подтверждений того, что во многих случаях выгодней и разумней купить хэтчбек, универсал или даже седан, а не кроссовер.
1. Кроссовер заявляется как многофункциональная вещь. А это значит, что почти во всех случаях это компромиссное решение. Кроссоверы по определению не могут быть лучшими по комфорту, по скорости, по управляемости, по проходимости, по вместимости и так далее. Они средненькие. Средненькие во всем. Поэтому, если вы хотите себе комфортную машину, лучше взять седан. Если нужна вместительная — надо брать универсал. Если нужна проходимость — нужен внедорожник. Скорость — хэтчбек. И так далее.
2. Кроссоверы дороже легковушек. Иногда сильно дороже. И это переплата за возможности, которыми вы, возможно, не воспользуетесь никогда. Или воспользуетесь лишь несколько раз в год. Оно того стоит? За те же деньги можно купить более оснащенную легковушку.
3. Переплачивать придется не только при покупке, но и на автомойке. За кроссовер всегда берут больше денег, чем за аналогичную по размерам легковушку.
4. Также переплачивать придется за шины, диски и шиномонтаж. Как правило, маркетологи и дизайнеры всовывают в колесные арки кроссоверов колеса побольше, чтобы машина не смотрелась как рояль. Даже если разница небольшая, 17-е диски значительно дороже 15-х, и в шиномонтаже за них берут больше. А ради чего всё?
5. Многие покупают кроссоверы в надежде на то, что это более крепкие машины, нежели легковушки. Порой владельцы думают, что раз кроссовер — это почти внедорожник, на нем можно дубасить по ямам и кочкам и ничего не будет. На самом деле не так. Кроссоверы построены на легковых платформах. У них либо точно такая же подвеска, как у легковых собратьев, и тогда она ломается чаще из-за большей массы кроссовера. Либо подвеска усиленная — и тогда запчасти при ремонте будут стоить дороже.
6. Кроссоверный полный привод — не панацея от проблем на дороге. Машина может лучше стартовать на льду и скользких покрытиях при продавливании педали газа в пол (а часто ли вы так делаете?), но большую часть времени полный привод не работает, и это просто лишняя масса. Более того, статистика говорит о том, что водители кроссоверов застревают не реже водителей легковушек. Причина в том, что водители переоценивают возможности кроссоверов и свои навыки.
7. Из-за большей массы и худшей аэродинамики (по сравнению с аналогичной легковушкой) у кроссоверов расход топлива больше примерно на литр. Для примера можно взять две BMW на одной и той же платформе с одинаковыми моторами и коробками и даже с одинаковыми полноприводными системами: 535i xDrive — расход 5,9 л/100 км, X5 xDrive35i — 6,9 л/100 км.
8. Потеря в динамике. По тем же причинам, что и в предыдущем пункте, разгон до сотни и динамика в целом будет хуже, чем у легковушки. Возьмем схожие по размеру Hyundai Creta и Solaris с одинаковыми моторами 1,6 и передним приводе на автомате.
Крета разгоняется до 100 км/ч за 12,1 с, а Солярис — за 11,2 с.
9. Кроссоверы теряют в цене чуть больше, чем седаны и хэтчбеки. Если Солярис в среднем теряет в год 6% стоимости, то Крета — 8%. То есть покупаешь дороже, а продаешь дешевле. Отчасти это связано с расходами, большей нагруженностью двигателя и коробки. На вторичке это понимают.
10. Так как у кроссоверов выше центр тяжести, придется мириться либо с более жесткой подвеской, либо с бОльшими кренами в поворотах, раскачкой и менее понятной управляемостью.