У меня есть миллион и я хочу кроссовер. Что выбрать?
Начнём с братьев-близнецов Hyundai ix35 и Kia Sportage. Я лично больше симпатизирую «Спортейджу», потому что он, при прочих равных, симпатичнее. Хотя тут, конечно, на вкус и цвет. Корейцы хороши тем, что у них нормальные двигатели, есть механические коробки передач и традиционные автоматы, которые, если их обслуживать, ходят примерно столько же, сколько и сами двигатели. То есть где-то в районе 300 тыс. километров. Плюс корейцы очень ликвидны, очень массовые, запчасти на них стоят копейки (по сравнению с другими). Плюс у них весьма богатые комплектации и это будут относительно новые машины, примерно лет по пять-семь, то есть как раз закончившаяся гарантия, и пробег в районе 100 тыс. километров. Что мне не нравится в корейцах, так это то, что они корейцы. Не люблю я их почему-то. Но это субъективно, так что ориентироваться на мои вкусы не надо. Дальше, безусловно, давайте говорить про Toyota RAV4. Она считается эталоном надёжности. И в принципе упрекнуть её и в самом деле не в чем. Есть только два минуса, из-за которых я бы её не купил. Первое — «Тойоты» очень медленно дешевеют, что хорошо, когда покупаешь новую машину и не очень, когда берёшь подержанную. За миллион в нормальном состоянии можно купить только RAV4 в кузове XA30, а это, в общем, уже старьё, прошлый век. Машине будет лет восемь или больше. И пробег соответствующий. Плюс, а точнее минус, Toyota в том, что она хоть и надёжна, но когда придёт время чинить, ремонт дешёвым не будет. По этой причине, кстати, «Тойоты» любят угонщики и старые RAV4 угоняют до сих пор. И ещё один момент. До рестайлинга RAV4 XA30 шёл в паре с классическим автоматом, но после рестайлинга автомат остался только у дизеля, а бензиновые машины поставлялись либо с механикой, либо с вариатором. А при бюджете миллион рублей будет как раз рестайлинговая версия со всеми вытекающими последствиями. Дальше поговорим о ещё одном японце — Nissan X-Trail. Машина очень неплохая, вот только за миллион можно купить лишь предыдущее поколение Т31 (рестайлинг), а это не очень круто. Потому что за миллион уже, разумеется, хочется что-то посвежее, в новом кузове, а не в устаревшем кубическом дизайне прошлого века. И снова проблема с трансмиссиями: автоматы у него идут исключительно с дизелями, а с распространёнными бензиновыми моторами либо механика, либо вариатор. В принципе, если взять «Икс» лет пяти-шести с пробегом до 100 тыс. километров, то есть шанс при хорошем обслуживании и бережном отношении отъездить на вариаторе ещё столько же без вложений. Но если машина будет старше или предыдущий владелец не особо заморачивался, надо быть готовым к ремонту, который обходится обычно тысяч в 80-100. Как вариант могу предложить Renault Koleos. По сути это брат-блезнец «Икс-Трейла». Только с другим дизайном (на мой взгляд чудовищным) и более низкой ценой. Комплектации у Koleos, кстати, довольно интересные. Так что если на внешний вид наплевать, можно неплохо сэкономить. Буквально пару слов скажу про любимую мной Suzuki Grand Vitara. Машина хороша всем, надёжна, с отличной проходимостью, хорошим мотором и классическим неубиваемым автоматом. Но есть два нюанса, которые отбивают желание её покупать. Первое — моторы довольно прожорливы. По сути, это плата за надёжность. Двигатели относительно большие, без наворотов и турбин, в автоматической коробке всего 4 диапазона. Они хоть и работают слаженно, но расход высокий. В городе запросто может быть 15 литров на сотню и больше, если с пробками и прогревами, по трассе около десяти. Второй момент — Grand Vitara морально устарела. Это видно и по внешнему виду, и по интерьеру, и по опциям. За миллион можно попытаться купить кроссовер последних лет выпуска, которой будет лет 5-8. Но у «Гранд Витары» была долгая конвейерная жизнь, машина выпускалась аж с 2005 года и российский рынок для неё был одним из последних. Но если возраст и расход вас не смущает, то в плюсах у неё отличная проходимость, относительная доступность запчастей, неубиваемый автомат и ремонтопригодный мотор.
Ну а теперь фавориты.
Начнём с Mitsubishi Outlander. За миллион можно купить кроссовер уже третьего поколения. Скорее всего, самые первые дорестайлинговые экземпляры, но наверняка будут встречаться и машины после первого рестайлинга. И тут я должен вас предостеречь. На дорестайлинговые машины ставился дополнительный радиатор охлаждения вариатора, но после рестайлинга от него зачем-то отказались. Иногда владельцы доустанавливали его нештатно сами, но в большинстве случаев нет. Как известно перегревов вариатор не любит, так что шансы прожить долгую жизнь, выше у вариаторов в машинах до рестайлинга. Что касается моторов, то их три. Все бензиновые: 2.0, 2.4 и 3.0 литра. Все они надёжные и проблем с ними минимум, но самым долговечным я бы назвал именно топовый вариант с трёхлитровым мотором. И не только потому, что он большой и выдаёт 230 л.с., а потому, что он единственный сочетается с классическим 6-ступенчатым автоматом, который при нормальном уходе прослужит не меньше двигателя, то есть тысяч 300 км, а то и больше. Но на такую машину будет высокий налог и она прожорлива. 15 литров на сотню по городу — для неё в порядке вещей (зато можно смело лить 92-ой). 2.4- и 2.0-литровые моторы тоже нельзя назвать экономичными, но двухлитровый в принципе не намного хуже конкурентов — той же «Тойоты» и корейцев. И ещё один момент — Outlander с механикой не существует. Да, пластик не самого лучшего качества, дизайн на любителя (как по мне, так по сравнению с машиной второго поколения, третье (до второго рестайлинга в 2015 году) — это просто уродство. Но вообще кроссовер радует надёжностью и недорогими запчастями и расходниками. Мой второй фаворит — VW Tiguan. Салон и пластик тут совсем другого уровня (само собой, в лучшую сторону), хорошее оснащение, отличная управляемость (всем остальным до VW очень далеко, кроме разве что Mazda), эргономика идеальна. Машина высший сорт. Но из всех моторов я бы искал мощную 2.0-литровую версию с классическим «эйсиновским» автоматом. Во-первых, нет DSG, которого многие боятся. Во-вторых, мотор легко чипуется до 200+ л.с. В-третьих, он сам по себе очень хорош. Не столь надёжен и дешёв, как старые большие атмосферники японцев, но уж лучше 1.4-литрового турбомотора, с которым вы точно хлебнёте горя. Хотя он намного экономичнее двухлитрового, за счёт DSG и монопривода не обладает той же динамикой. Впрочем, выбор за вами, я лишь рассказываю о своих предпочтениях, минусах и плюсах. Ещё один плюс «Тигуана» — он совершенно не интересует угонщиков, при этом очень ликвиден на вторичном рынке. К тому же в цене он теряет быстрее японцев, а значит за миллион можно купить машину лет 5-7. Ну и в конце нельзя не сказать про Mazda CX-5. Я бы осмелился назвать эту машину лучшим приобретением за миллион. Проблем с моторами — ноль, надо только не экономить на бензине и заправляться на нормальных заправках. Проблем с коробкой, классическим 6-диапазонным автоматом — столько же. К тому же есть версии с обычной механикой. Дизайн отличный, прекрасная жёсткость кузова и безопасность, хорошая ликвидность. Мотор Skyactiv-G очень экономичен (сравним, а возможно даже лучше, чем VW с его турбомоторами). Причём, как 2.0-литровый, так и 2.5-литровый. Я бы, кстати, покупал машину с мотором 2.5 литра. Она едет намного интереснее и живее. Эргономика на пять! Но без минусов тоже не обошлось. Во-первых, пластик. Он весьма посредственного качества. Во втором поколении этот явный косяк исправили, но за миллион можно претендовать только на машину первого поколения, до рестайлинга. И это как раз второй минус. «Мазды» очень медленно дешевеют и мало теряют в цене, так что я бы не рассчитывал на машину моложе семи лет и был бы готов купить 9-летнюю, первых годов выпуска. Третий момент — угоняемость. Mazda до сих пор любят «дёргать» и стоимость КАСКО на них высока. Четвёртый момент — высокая стоимость запчастей. Особенно кузовных. *** Что выбрать именно вам — вопрос вкуса и приоритетов. Я своих фаворитов назвал. Кто-то может быть со мной не согласен — это нормально. Предлагайте свои варианты в комментариях. Текст Александр Долгих
По теме: КРОССОВЕРЫ, КОТОРЫЕ НЕ РЕКОМЕНДУЮТ К ПОКУПКЕ САМИ ВЛАДЕЛЬЦЫ
7 лучших полноприводников с пробегом (и не дороже миллиона)
Сегодня из новых машин за миллион можно купить разве что Solaris, да и то не в самой дорогой комплектации. О нормальном кроссовере с полным приводом и говорить нечего. А вот на вторичке с миллионом в кармане есть из чего выбрать.
Hyundai Creta
Логичный выбор. Creta сразу после старта продаж стала лидером рынка, и на вторичке полно предложений. За миллион можно спокойно найти двухлетний экземпляр с пробегом 30-40 тысяч км. Лучше выбрать полноприводную машину с двухлитровым мотором и автоматом. Однозначным плюсом Креты помимо небольшого пробега надо считать надежные агрегаты. Это касается и коробки, и мотора. В интернете многие упорно доказывают, что у двухлитрового мотора есть проблемы с задирами в цилиндрах. Но это было на двигателях семейства Gamma. У Креты (как и у всех нынешних Kia и Hyundai) двигатель серии Nu, с которым таких проблем нет!
Renault Kaptur
Само собой, не обойдем стороной и главного соперника Креты — Renault Kaptur. Останавливаться на переднеприводной машине с 1,6-литровым мотором не стоит — если только вялая динамика разгона для вас не проблема. Все же лучше отдать предпочтение полному приводу, который доступен в сочетании с более мощным двухлитровым мотором. Только ищите машины с механикой. Причины две. Во-первых — старый четырехступенчатый автомат DP2 работает очень медленно, переключаясь с заметными запаздываниями, да и расход топлива у версии с этой коробкой слишком большой. Во-вторых и главных — эта коробка еще и надежностью не отличается. И за много лет производства проблема с рано выходящими из строя соленоидами и перегревом так и не решилась.
Kia Sorento
Кому-то покажется, что за миллион лучше взять более свежий Sportage. Но за эти деньги машину нынешнего поколения найти тяжело. А брать «спорт» третьей генерации не стоит. По крайней мере с двухлитровым мотором — а именно таких машин больше всего. У двигателей серии Gamma были проблемы с задирами в цилиндрах. Так что лучше взять более крупный Соренто. За миллион это будет шести-семилетний экземпляр с пробегом в 100-120 тысяч км. Под капотом чаще всего встречаются 2,4-литровые бензиновые атмосферники или 2,2-литровый турбодизель. Оба агрегата надежны.
Subaru Forester
Самая популярная модель в линейке Subaru — кроссовер Forester, также неплохой вариант при бюджете в миллион. За эти деньги можно рассчитывать на машины четвертого поколения 2013-2014 годов выпуска. Больше всего на рынке машин с двухлитровым бензиновым мотором и вариатором. Комбинация удачная со всех точек зрения. Возможностей мотора хватает, и с надежностью проблем нет. Это же относится и к вариатору Lineartronic, которой смело можно причислить к одному из самых удачных и надежных среди бесступенчатых трансмиссий.
Mazda CX-5
Не стоит забывать и про Мазду СХ-5. За миллион можно найти полноприводник 2012-2013 годов с 2-литровым 150-сильным мотором и автоматом. Пробег будет около 130-140 тысяч км, но бояться не стоит. Несмотря на высокотехнологичность мотора Skyactiv, он вышел надежным и вряд ли потребует внимания. Как и коробка. К слабым местам можно отнести тонкое лакокрасочное покрытие, из-за чего на кузове быстро появляются сколы и машина теряет товарный вид.
Volvo XC60
А почему бы на премиум не замахнуться? Неплохим вариантом стоит считать Volvo XC60. Причем с нашим бюджетом это будет автомобиль того же возраста, что и Мазда. Но обязательно ищите полноприводные машины и только с пятицилиндровым мотором. Причем не важно, дизельным или бензиновым. А вот фордовские наддувные «четверки» серии EcoBoost лучше обходить стороной — на Volvo они живут недолго. В остальном «шестидесятка» надежна. Но перед покупкой все-таки стоит сделать диагностику в сервисе, специализирующимся на Volvo.
Jeep Cherokee
Пожалуй, это самый недооцененный вариант. Cherokee нынешней генерации стал первым в истории модели кроссовером. Что не означает плохую проходимость. С ней проблем нет. Особенно если попадётся серия Trailhawk, для которой характерна лучшая геометрическая проходимость и внедорожный обвес. За миллион можно найти пяти-шестилетний экземпляр с пробегом 100-120 тысяч. Из двигателей лучше выбрать 2,4-литровый атмосферник. Одной из немногих проблем у первых машин стали «пинки» в АКП при переключении. Лечилось это перепрошивкой блока управления по гарантии. Но даже если болячку не устранили, на надежности это не сказывается.
Выбор полноприводных кроссоверов за миллион приличный. И тут важно, что именно вы ищете. Если главный критерий — относительно новая модель, то смотрите Крету или Каптюр. А вот если хочется чего-то небанального, то Volvo или Jeep могут стать хорошим приобретением.