Полноприводные скалолазы: экстрим
В США вдоволь пустынь, полупустынь и скалистых предгорий, где славно можно. полазить. Американские джипперы на своих внедорожниках лазят по скалам, да еще и соревнуются в этом занятии – кто вскарабкается быстрее и техничнее. Этот странный вид спорта называется «рок-кроулинг».
Сегодня сложно сказать, кто первым не пожалел свой автомобиль и на спор отправил его в каменные джунгли. Так или иначе, лихое развлечение прижилось среди любителей покататься по горным районам и к концу 1990-х было уже явлением массовым среди американских приверженцев экстремального офф-роуда. Настолько массовым, что возникла объективная необходимость стандартизировать условия и правила, по которым проводились рок-кроулерские заезды. Для этого была создана Ассоциация рок-кроулинга Америки, ARCA, а в 1999 году в окрестностях Четырех Углов, где сходятся границы штатов Нью-Мексико, Аризоны, Колорадо и Юты, был проведен первый официальный чемпионат.
В первых соревнованиях участвовали владельцы обычных внедорожников серийных моделей, слегка модифицированных для эксплуатации в жестких условиях. Но вскоре оказалось, что рок-кроулинг — это весьма зрелищное явление: экстремальные, динамичные заезды (остановка более чем на четыре секунды наказывается штрафными очками), при этом трассы, в отличие от всевозможных гонок, очень короткие, и все действо перед глазами. Так что соревнования рок-кроулеров постепенно стали собирать многотысячные толпы зрителей. А где зрители — там реклама, спонсоры и большие деньги.
А где деньги — там и профессиональный спорт. Если раньше спортсмены-любители тратили на доработку серийной модели $20−30 тысяч, то профессионалы с логотипами Goodyear или Shell на куртках располагают суммами порядка 100−150 тысяч и могут построить на эти деньги что угодно. К примеру, транспортное средство, предназначенное для езды по скалам и более ни для чего. Рок-багги.
Как спорт рок-кроулинг можно сравнить с джип-триалом. Это родственные направления. И там и там основная задача экипажа — максимально быстро и чисто преодолеть сложнопересеченную трассу, обозначенную конусами-«воротами» и ленточками. Только в рок-кроулинге ширина «ворот» не фиксирована, трасса гораздо «жестче» (триальщикам здесь делать нечего), а штурман («споттер») не сидит в машине, а бегает перед ней или рядом, показывая водителю, куда поворачивать, где поддать газу
Участники и зрители соревнований ProRock 2003 были изрядно удивлены, когда из трейлера некого Кэмерона Карлсона вместо привычного внедорожника или багги вдруг выбралось. нечто. Свою машину Кэмерон придумал и собрал сам, в гараже, потратив на работу около трёх лет. Каждое из четырёх колёс закреплено на конце отдельной «ноги». В сложенном состоянии «ноги» вытянуты вдоль корпуса, и если не особо присматриваться – это багги как багги, только большой. Однако «ноги» чудовища могут двигаться вверх и вниз независимо друг от друга, они управляются из кабины с помощью специальных рычагов. Машина может поднять колесо на высоту до двух метров над землёй. Она в буквальном смысле карабкается по скалам. На чемпионате всё внимание общественности было приковано к Кэмерону Карлсону, который выступал в классе Unlimited – один, без споттера. Впрочем, результаты он показал весьма посредственные.
К слову о поломках: они здесь обычное дело, и ладно еще, если удастся отделаться царапинами, вмятинами и снесенными выступающими элементами конструкции, несущественными для дальнейшего движения. Перспективы разбиться о камни, соскочив с очередного препятствия, и встать посреди трассы в обездвиженном автомобиле либо сломать трансмиссию, выбираясь из каменной ловушки, вполне реальны: на каждом чемпионате существенный процент машин сходит с дистанции из-за поломок.
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.