- Внедорожник, кроссовер и паркетник: в чем отличия
- Размер автомобиля не говорит о его классификации
- Что такое внедорожник, кроссовер и паркетник
- Что выбрать — внедорожник, кроссовер или паркетник
- Что такое паркетник и чем кроссовер отличается от внедорожника
- Откуда растут корни
- Приметы кроссовера
- Приметы внедорожника
- Исключения из правил
Внедорожник, кроссовер и паркетник: в чем отличия
Далекие от автомобильной тематики люди навряд ли могут легко классифицировать такие типы автомобилей как паркетник, кроссовер и внедорожник. Для них все эти автомобили относятся к единой категории — джипы. Но просвещенный автолюбитель знает, что джип (он же Jeep) это просто марка автомобиля, которая стала словом нарицательным, и теперь к ней принято привязывать все “крупные” машины. Но это не совсем правильно, и в рамках данной статьи мы попробуем все же разобраться, что такое паркетник, кроссовер и внедорожник, и чем они отличаются друг от друга.
Оглавление: 1. Размер автомобиля не говорит о его классификации 2. Что такое внедорожник, кроссовер и паркетник 3. Что выбрать - внедорожник, кроссовер или паркетник
Размер автомобиля не говорит о его классификации
Ошибочно предполагать, что деление на паркетник, кроссовер и внедорожник можно проводить только по размерам автомобиля. Если машина огромная — вовсе не значит, что она является внедорожником. Тогда как относительно небольшой автомобиль (внешне приближенный к универсалу) вполне может им быть.
Размеры — последнее, на что нужно ориентироваться водителю при определении, какая модель авто относится к классу внедорожников, паркетников или кроссоверов.
Бывают ситуации, когда одна модель автомобиля, но выпущенная в разные годы, относится к разным типам автомобилей.
Что такое внедорожник, кроссовер и паркетник
К классу автомобильных внедорожников принято относить автомобили, которые имеют высокий клиренс (что напрямую им необходимо для преодоления различных препятствия), полный привод, понижающую передачу и рамную несущую систему. Именно к раме крепится кузов, двигатель, трансмиссия и другие компоненты у внедорожников.
К классу автомобильных паркетников относятся тоже громоздкие автомобили, но они имеют важное отличие от внедорожников — отсутствие рамной несущей конструкции (у них используется несущий кузов, как на легковых автомобилях). Кроме того, паркетники больше предназначены для передвижения в городской черте. Несмотря на наличие высокого клиренса, в них зачастую устанавливается обычная подвеска (возможно, с некоторыми улучшениями).
К классу автомобильных кроссоверов производители авто (и водители) относят машины, которые внешне похожи на паркетники или внедорожник, но практически не обладают никакими внедорожными свойствами. У кроссоверов может быть в наличии полный привод на 4 колеса, но чаще всего он автоматически подключаемый. Кроме того, за счет своей конструкции, кроссоверы имеют высокий клиренс, но использование обычной подвески и несущего кузова не дает кроссоверам тех преимуществ, которые есть у внедорожников.
Что выбрать — внедорожник, кроссовер или паркетник
Внешне автомобили трех типов могут быть похожи, при этом они, как мы разобрались выше, отличаются конструкционно и по своим характеристикам. Соответственно, разные типы автомобилей подойдут для разных ситуаций:
- Внедорожники. Это тип автомобилей с максимальной проходимостью (из легковых). Но за проходимость водителям таких автомобилей приходится “платить” сниженной комфортностью из-за используемой рамы, а также сниженной устойчивостью на высоких скоростях. Водить внедорожник сложнее, чем водить легковой автомобиль. У внедорожников заметно менее отзывчивое рулевое управление, а повороты на высоких скоростях могут грозить им падением. Выбирать внедорожник следует в том случае, если вам часто приходится оказываться в местности, где обычный автомобиль может “застрять”.
Настоящие внедорожники имеют высокий расход топлива, что дополнительно снижает комфортабельность их ежедневного использования в городской среде, с ее пробками.
- Паркетник. Некое среднее решение между внедорожником и легковым автомобилем. Может подходить водителям, которые иногда выбираются на природу и хотят выехать чуть дальше по бездорожью, чем позволяет обычный легковой автомобиль. При этом паркетники являются весьма комфортными с точки зрения вождения автомобилями по городу и на трассах. Кроме того, за счет отсутствия несущей системы в виде рамы, такие авто более комфортны для находящихся в них пассажиров.
- Кроссоверы. Можно сказать, что кроссоверы — это массивный легковой автомобиль. Он может иметь некоторые незначительные внедорожные преимущества, и такой автомобиль с легкостью преодолевает небольшие препятствия в городской среде (яма, бордюр или лежачий полицейский). Однако выезжать глубоко во внедорожную среду на кроссовере точно не рекомендуется.
Поскольку грани между паркетниками и кроссоверами сильно размыты, зачастую выбор водителя сводится к решению — купить полноценный внедорожник или паркетник (кроссовер). Нужно понимать все минусы, которые несет в себе городская эксплуатация внедорожника, если выбор падает на подобный тип автомобилей. А также явно понимать, нужны ли его преимущества, такие как повышенная проходимость и возможность передвижения по пересеченной местности. Д
Что такое паркетник и чем кроссовер отличается от внедорожника
Раньше классификация типов автомобилей была сравнительно простой. Но за несколько десятилетий границы между форматами машин стирлись и иногда обывателю бывает непросто понять, паркетник перед ними или суровый профессиональный «проходимец».
Иногда классификация затрудняется ввиду того, что некоторые кроссоверы могут демонстрировать вполне достойный оффроудный потенциал, а внедорожники утрачивают традиционные конструктивные особенности, но при этом не превращаются в паркетники. В общем, давайте разбираться.
Откуда растут корни
Принято считать, что одним из первых кроссоверов в мире был оригинальный «американец» AMC Eagle, представленный в 1979 году. Интересной особенностью этой модели было сочетание легкового кузова, увеличенного дорожного просвета и постоянного полного привода, в котором тягу между осями распределял конический симметричный дифференциал.
Отметим, что до того знаменательного момента автомобили с межосевым дифференциалом встречались крайне редко. Следующими ярко выраженными представителями семейства кроссоверов стали Toyota RAV4 и Subaru Forester – с полным приводом и экстерьером а-ля «джипчик» (не путать с Jeep CJ и Wrangler!), но без рамы и с независимой подвеской колес.
Приметы кроссовера
Итак, что есть у автомобиля, находящегося на стыке жанров и чем кроссовер и паркетник отличается от внедорожника? В первую очередь следует отметить, что разработчики как правило не ставят перед ним экстремальные оффроудные задачи. Это может выражаться в не самой лучшей внедорожной геометрии, компоновке агрегатов под днищем, не предполагающей покорение серьезного бездорожья, и простенькой системе полного привода (обычно с многодисковой муфтой отбора тяги на заднюю ось) и без понижающей передачи. Рамы у кроссоверов нет в принципе (несущий кузов), а подвески легковые независимые, при этом нередко короткоходные и легко пасующие перед диагональным вывешиванием.
Очень часто машины данного типа делят платформу с обычными легковушками. За примерами далеко ходить не надо – скажем, Subaru Forester разработан на общем шасси с Impreza, нынешний Volkswagen Tiguan создан на шасси MQB, на котором базируется большинство фольксвагеновских переднеприводников, а Honda CR-V является родственником модели Civic. В других размерных классах картина схожая.
Конечно, говорить о том, что кроссоверы все как один беспомощны на бездорожье было бы несправедливо. Большинство из них осиливает грунтовые и относительно разбитые дороги, но при этом в когорте есть модели, обладающие вполне неплохими возможностями вне дорог в том числе благодаря работе электронных ассистентов и имитации блокировок дифференциалов.
Как правило паркетники имеют обычный двухобъемный тип кузова, но в последнее время стала весьма популярной разновидность машин с купеобразными очертаниями, которые производители без зазрения совести величают купе. Яркие представители породы – BMW X4 и X6, Mercedes-Benz GLE Coupe, Acura ZDX и перспективная Renault Arcana для российского рынка.
Получается следующее: паркетник – это автомобиль, обычно имеющий преимущество в показателях проходимости над легковыми моделями и практичный кузов, но при этом по управляемости несоизмеримо ближе к легковушкам, нежели к тяжелым рамным внедорожникам. Проще говоря, кроссовер является своего рода попыткой инженеров и маркетологов создать своего рода золотую середину, удовлетворяющую разным условиям.
Приметы внедорожника
Для понимания разницы между паркетником и профессиональным оффроудером приведем типичные особенности последних. Согласно классическим канонам, внедорожник имеет рамную конструкцию, неразрезные мосты и полноприводную трансмиссию с наличием понижающей передачи. Таковым арсеналом располагает УАЗ, Jeep Wrangler и Suzuki Jimny.
Бытует мнение, что обязан наличествовать полный привод типа парт-тайм с жестким подключением передней оси без межосевого дифференциала, что на самом деле не является обязательным условием. Достаточно вспомнить, что Toyota Land Cruiser в разных своих проявлениях, некоторая продукция Land Rover, Mercedes-Benz G-Class и Volkswagen Touareg первых двух поколений имеют постоянный полный привод с межосевым дифференциалом.
Кстати, у внедорожника может быть полностью или частично зависимая подвеска, либо вовсе полностью независимая, а классическая рама опять же не является обязательным условием. На это указывает Nissan Patrol, который в последней генерации Y62 хоть и остался рамным, но утратил балки мостов и парт-тайм, сменив их на независимую схему и полный привод типа torque-on-demand с муфтой.
При этом автомобиль кроссовером не стал, но существенно прибавил в роскоши и получил куда более продвинутое электронное оборудование, включая систему, адаптирующую бортовые системы под разные типы покрытия.
Исключения из правил
Разумеется, в армаде паркетников есть исключения и частные случаи, которых все больше. Прежде всего стоит отметить многочисленные хэтчбеки с увеличенным дорожным просветом и псевдовнедорожным обвесом, но лишь одной ведущей осью. К ним относится, например, Renault Sandero Stepway.
Еще один великолепный формат машин, причисляемые к паркетникам, – это универсалы с увеличенным дорожным просветом. Ярчайшие представители породы – Volvo XC70, Subaru Outback, Audi A6 allroad quattro. Совсем уж редким подвидом можно считать паркетные седаны – Volvo S60 Cross Country и Lada Vesta Cross. Отдельно хотелось бы отметить настоящего уникума в лице Suzuki Grand Vitara, которая имеет внешний вид компактного кроссовера, но при этом имеет в своем арсенале дифференциальный полный привод с понижающей передачей.