Первый кроссовер Ferrari дебютировал с V12 рекордной мощности
Последний бастион пал. Гамма Ferrari пополнилась кроссовером — впервые за 75 лет в Маранелло разработали серийный автомобиль с пятью дверями. Новинка под названием Purosangue (в переводе с итальянского «чистокровный») сумела удивить: Ferrari сделала ставку на атмосферный V12 рекордной для сегмента мощности и инновационную пневмоподвеску, не постеснялась перенять у Rolls-Royce «суицидальные» двери и лишить водителя тачскрина медиасистемы.
Ferrari старательно избегает терминов «кроссовер» и «внедорожник». До премьеры в англоязычных источниках гулял неофициальный термин FUV (как бы Ferrari Utility Vehicle, хотя о utility никто прямо не заявлял) — он появился с легкой руки прежнего главы FCA Серджио Маркионне. Однако в рассекреченных материалах о Purosangue такая аббревиатура не упоминается. Сравнивать новинку с традиционными SUV действительно не вполне корректно — дорожный просвет не превышает 183 миллиметров, не будут помощниками за пределами асфальта и огромные колёса с широченными шинами — 22-дюймовые шириной 255 миллиметров спереди и 23-дюймовые 315-миллиметровые сзади.
Ferrari Purosangue оказался компактнее конкурентов: длина/ширина/высота модели из Маранелло равны соответственно 4973/2028/1589 миллиметрам, колёсная база — 3018 миллиметров. Новинка почти на 14 сантиметров короче и на пять сантиметров ниже, чем Lamborghini Urus.
Экстерьер Purosangue лишён заимствований — у кроссовера Ferrari обтекаемый кузов с характерным длинным капотом и небольшой площадью остекления. Есть неординарные решения вроде прорезей в капоте и передних крыльях, пары задних спойлеров и «потайных» фар. Однако удержаться от сравнений с купе Roma сложно — общность между моделями очевидна.
Одна из главных дизайнерских «фишек» Ferrari Purosangue — «суицидальные» задние двери. Кинематика похожа на Rolls-Royce, но отличий хватает — двери Ferrari безрамочные и открываются только на 79 градусов. Объяснение распашных дверей простое: таким образом в Ferrari добились визуального увеличения пространства салона, не прибегая к удлинению колёсной базы. Всем дверям положены электроприводы, а механических внутренних ручек нет вовсе — изнутри открыть створки можно только с кнопки.
Шасси Ferrari Purosangue абсолютно новое — инженерам удалось облегчить конструкцию, при этом жёсткость на кручение выросла на 30 процентов по сравнению с шутинг-брейком GTC4Lusso. Силовая структура кроссовера скроена по «суперкаровским» лекалам: используются высокопрочные сплавы из алюминия и стали, а некоторые элементы выполнены из углеродного волокна. Примеры экономии веса — карбоновая крыша и задние двери на одинарных петлях. В итоге сухую массу удалось удержать в пределах 2033 килограммов, что является отличным показателем для пятиметрового автомобиля с V12.
С точки зрения дизайна Ferrari Purosangue — полная противоположность своего главного конкурента Lamborghini Urus. Профиль «Уруса» формирует относительно короткий капот и длинная «спина» покатой крыши — точно как у среднемоторных суперкаров из Санта-Агаты. А дизайнеры Ferrari предпочли классику и придали своему кроссоверу пропорции переднемоторного шутинг-брейка с длинным капотом с сдвинутой назад кабиной
Именно двигатель принципиально отличает Purosangue от других люксовых кроссоверов. Турбомоторы появятся после, а на старте продаж Ferrari сделала ставку на атмосферный 6,5-литровый V12 от суперкара 812 Superfast! Пиковая отдача — рекордные для сегмента 725 лошадиных сил, позади остались и Dodge Durango SRT Hellcat, и Aston Martin DBX707. Крутящий момент — 716 Нм, но 80 процентов тяги доступны уже с 2100 оборотов в минуту, а раскручивать силовой агрегат можно до 8250 оборотов в минуту.
Двигатель Ferrari Purosangue
Хотя на Purosangue 6,5-литровый мотор не столь производительный, как на заднеприводных двухдверках, без знаковых доработок не обошлось. В частности, на кроссовере используются те же головки цилиндров, что и на лимитированном 812 Competizione, модернизированы впуск, выпуск и система охлаждения. У Purosangue та же бескомпромиссная система смазки с сухим картером, да и расположен двигатель со смещением в пределы колёсной базы. Ещё один пример гоночных технологий — компоновка transaxle с коробкой передач, установленной перед задней осью.
Двигатель Ferrari Purosangue
Ferrari адаптировала для Purosangue новый 8-ступенчатый преселективный «робот», но принципиальная схема полного привода та же, что и у шутинг-брейка FF — тяга передаётся на переднюю ось через отдельную коробку передач. На высоких скоростях (более 200 километров в час) и при движении на передачах с пятой по восьмую кроссовер исключительно заднеприводный — это позволяет добиться лучшей динамики и экономии топлива. Хотя Ferrari воздержалась от традиционной публикации времени круга на полигоне во Фьорано, по управляемости Purosangue должен приятно удивить. Предмет гордости инженеров — практически идеальные показатели развесовки: 49:51 в пользу задней оси.
Динамические характеристики одни из лучших в классе: с места до 100 километров в час Ferrari Purosangue разгоняется за 3,3 секунды, как Porsche Cayenne Turbo GT; до 200 — за 10,6 секунды. Максимальная скорость — 311 километров в час!
Инновация Ferrari Purosangue — активная подвеска FAST (Ferrari Active Suspension Technology). Электронноуправляемые амортизаторы Multimatic, впервые оснащенные и золотниковыми клапанами, и 48-вольтовыми актуаторами, борются с кренами; в поворотах клиренс может уменьшаться на сантиметр для снижения центра тяжести; а нужные колёса «догружаться» за счёт системы векторизации тяги. У суперкара 812 Competizione новинка позаимствовала полноуправляемое шасси.
Интерьер Ferrari Purosangue
Ещё одно необычное инженерное и дизайнерское решение — «симметричный» интерьер. Ставшего привычным для всех современных моделей тачскрина мультмедиасистемы нет, так что сидящему за рулём не придётся отвлекаться. Зато развлекательный комплекс положен пассажиру — перед ним 10,2-дюймовый планшет с Apple CarPlay и Android Auto.
Впрочем, совсем без связки с гаджетами водителя не оставят — на цифровой приборной панели есть экранчик, на котором отображаются ездовые настройки, параметры аудиосистемы и сообщения со смартфона. А вот встроенной навигации Ferrari не предложит — в Маранелло посчитали, что всё необходимое для ориентации на местности есть в мобильных устройствах.
Приборная панель Ferrari Purosangue
Всем Ferrari Purosangue положен четырёхместный салон с раздельными мультиконтурными креслами. По центру на втором ряду есть небольшой пульт управления настройками климата, а над головами пассажиров может быть внушительная панорамная крыша. Само собой, обещаны расширенные возможности персонализации — салон обшивают кожей, алькантарой или высокопрочной тканью, а за доплату есть отделка с плетением из углеродного волокна.
Представлен кроссовер Ferrari Purosangue
Игорь Владимирский
Компания Ferrari долгое время сопротивлялась растущей моде на кроссоверы, а ее бывший глава Серджио Маркионне всего шесть лет назад громко заявлял, что такой автомобиль появится только через его труп. Маркионне уже покинул этот мир, однако еще до смерти успел поменять свое мнение о «внедорожном Ferrari». Решение о разработке было принято в 2017 году — и теперь этот автомобиль перед нами.
В компании по-прежнему уверены, что понятия SUV (Sport Utility Vehicle) и Ferrari несовместимы, поэтому старательно избегают этой давно привычной аббревиатуры. Но от устоявшегося термина «кроссовер» уже никуда не денешься. Purosangue — это еще и первый заводской Ferrari с четырьмя боковыми дверями (прежде такие машины изготавливали только на стороне). А в гамме кроссовер фактически заменил трехдверку GTC4Lusso, которая тоже имела четыре полноценных места в салоне.
Название Purosangue переводится с итальянского как «чистокровный» и было утверждено для проекта F175 еще четыре года назад. Годный троллинг, однако надо отдать должное руководителям проекта: они не пошли на поводу у моды, эконорм или китайских таможенных барьеров. Поэтому под капотом — канонический для автомобилей Ferrari атмосферный мотор V12! Разработчики рассматривали разные силовые установки, включая гибридные — и они действительно появятся позже. Но титульной стала чистокровная 12-цилиндровая версия.
Сам мотор F140 — тот же, что у суперкара Ferrari 812 Superfast. Атмосферник объемом 6,5 л имеет непосредственный впрыск топлива и систему смазки с сухим картером. Отдача не рекордная — 725 л.с. и 716 Нм, хотя на других моделях Ferrari этот агрегат выдает до 840 сил. Однако среди суперкроссоверов Purosangue взял первенство: более мощных моделей на рынке еще не было. По крутящему моменту, понятное дело, турбомоторы других машин далеко впереди.
Двигатель расположен спереди, но сдвинут в пределы базы. А восьмиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями установлен на задней оси. Да, кроссовер Ferrari имеет компоновку transaxle, характерную для суперкаров! Поэтому и полноприводная трансмиссия у него не как у всех. Это та же система 4RM, что еще одиннадцать лет назад появилась на модели Ferrari FF: здесь нет традиционной раздатки, зато есть отдельная двухступенчатая коробка передач для передних колес, смонтированная на переднем торце двигателя. Вместо дифференциалов — два пакета мокрых фрикционов, которые варьируют тягу на каждом из передних колес. Такая компоновка позволила достичь истинно суперкаровской развесовки 49:51 в пользу задней оси.
Для кроссовера разработана новая алюминиевая платформа: она на 5% легче, чем у трехдверки GTC4Lusso, но при этом жесткость на кручение выросла на 30%. Полноуправляемое шасси такое же, как у купе Ferrari 812 Competizione, а вдобавок Purosangue стал первой моделью с активной подвеской под названием FAST (Ferrari Active Suspension Technology). Она разработана совместно с компанией Multimatic: электронноуправляемые амортизаторы помогают бороться с кренами, чтобы по управляемости кроссовер оказался на одном уровне с традиционными суперкарами Ferrari.
По размерам Purosangue заметно уступает кроссоверу Lamborghini Urus: длина — 4973 мм (минус 140 мм), ширина — 2028 мм (плюс 11 мм), высота — 1589 мм (минус 49 мм). Зато колесная база у Ferrari длиннее: 3018 мм против 3002 мм. Спереди установлены 22-дюймовые колеса, сзади — диаметром 23 дюйма. Двери лишены оконных рамок, а задние створки распахиваются против хода и штатно имеют электропривод для удобства открывания и закрывания.
В салоне — четыре раздельных кресла, и все они оснащены электроприводом. Традиции современных Ferrari соблюдены: на руле расположены переключатель ездовых режимов («манеттино»), управление фарами и поворотниками, а за работу трансмиссии отвечают миниатюрные селекторы на центральном тоннеле, оформленные под прорези классической «механики».
Привычного центрального экрана медиасистемы нет, вместо него — отдельный экран на 10,2 дюйма перед пассажиром. Причем в компании Ferrari отказались от штатного навигатора — эта функция отдана сторонним приложениям для смартфона, который можно подключить через интерфейс Apple CarPlay или Android Auto. Емкость багажника — прежде недосягаемые для автомобилей из Маранелло 487 литров. Спинки задних сидений можно сложить (с помощью электропривода) для перевозки длинномеров.
Ferrari Purosangue получился тяжелым: даже сухая масса достигает 2033 кг! А снаряженная — 2173 кг, ведь в один только бензобак рассчитан на 100 литров. Так что кроссовер Ferrari с мотором V12 оказался сопоставим с Урусом, который оснащен битурбовосьмеркой: его базовая версия в снаряженном состоянии тянет на 2197 кг. Динамика? По максимальной скорости (312 км/ч) новичок претендует на рекорд в классе: позади остался и Aston Martin DBX707 (310 км/ч), и Lamborghini Urus Performante (306 км/ч). А вот заявленное время разгона до 100 км/ч — те же 3,3 с, что у этой парочки и у модели Porsche Cayenne Turbo GT. Зато до 200 км/ч «Чистокровный» разгоняется за 10,6 с, опережая тот же Lambo почти на секунду.
В продаже Ferrari Purosangue появится весной следующего года и будет стоить примерно 390 тысяч евро. Понятно, что покупатели уже выстроились в очередь, но в Ferrari заранее заявили, что на эту модель будет приходиться не более 20% продаж: даже с кроссовером компания не станет гнаться за новыми рекордами объемов сбыта, принципиально сохранив эксклюзивность. Если отталкиваться от прошлогоднего результата продаж (11155 автомобилей Ferrari), то в год будет расходиться лишь по 2200 кроссоверов. Предпочтение будет отдаваться наиболее лояльным клиентам марки, так что «новичкам» придется запастись терпением.