Система охлаждения
Избегайте попадания охлаждающей жидкости при снятии головки или по иным причинам в масло, так как это вызывает осмоление масла, что может привести к закоксовыванию и потере подвижности толкателей, отложению смол и перекрытию малых отверстий, подводящих смазку к трущимся поверхностям.
Обслуживание системы охлаждения заключается в удалении из нее накипи и осадков, в регулировке натяжения ремня вентилятора и смазывании подшипников насоса системы охлаждения, а также в промывке радиатора снаружи.
Систему охлаждения промывайте раз в год перед летним сезоном эксплуатации.
Удаление из системы охлаждения накипи произведите промывкой сильной струей чистой воды. Двигатель промывайте отдельно от радиатора., чтобы ржавчина, накипь и осадки из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор. Перед промывкой двигателя выньте термостат из патрубка и отсоедините шланги от радиатора.
Для лучшей очистки рубашки охлаждения блока цилиндров выверните из блока цилиндров сливной краник вместе со штуцером.
Направление струи при промывке должно быть обратным направлению движения охлаждающей жидкости (рис. 20).
Промывайте рубашку охлаждения до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет чистой.
Не пользуйтесь для промывки рубашки охлаждения щелочными растворами, так как они вызывают коррозию головки и блока цилиндров.
Радиатор промывайте при закрытой пробке, подводя воду сначала к верхнему патрубку чтобы удалить в первую очередь осадок из нижнего бачка, а затем к нижнему патрубку. Промывайте до тех пор, пока выходящая та верхнего бачка вода не будет чистой. Одновременно промойте струей воды и продуйте сжатым воздухом сердцевину радиатора.
При значительных отложениях накипи в трубках радиатора выполните следующее:
1. Снимите радиатор с автомобиля и залейте в него 10% раствор едкого натрия (каустической соды), предварительно нагретый до температуры 90 «С.
2. Через 30 мин слейте раствор из радиатора.
3. Промойте радиатор горячей водой в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе (см. рис. 28) в течение 30-40 минут под напором не более 49 кПа (0,5 кгс/см2).
Натяжение ремня вентилятора регулируйте поворотом генератора. Нормальный прогиб ремня должен быть 8-14 мм при нажатии на него с усилием примерно 4 кгс (рис. 21).
Работу термостата проверяйте одновременно с промывкой системы охлаждения, а также в случае систематического перегрева двигателя (при исправной работе систем питания и зажигания).
Для проверки поместите термостат вместе с термометром в сосуд с водой, нагретой до температуры 90-100 град. Затем при постепенном охлаждении воды следите за температурой начала 80±2 и конца закрытия 70±2 клапана термостата. Неисправный термостат замените новым.
При проверке термостата обратите внимание на чистоту тарелки клапана. Накипь и грязь с поверхности термостата удалите деревянной лопаткой, затем промойте в воде.
Проверить исправность термостата можно и по нагреванию приемного патрубка верхнего бачка радиатора при прогреве двигателя. При неисправном термостате патрубок прогревается сразу же после пуска двигателя, при исправном ~ после того, как температура воды в блоке достигает 60-70 гр. (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов).
Смазывание подшипников насоса системы охлаждения производите согласно указаниям таблицы смазывания.
Смазывайте подшипники через пресс-масленку до выхода смазки из контрольного отверстия. Лишнюю смазку уберите, так как она может попасть на ремень вентилятора и вывести его из строя.
При обслуживании системы охлаждения двигателя модели 4218 необходимо учитывать его конструктивные особенности. Подача охлаждающей жидкости производится в рубашку охлаждения блока цилиндров (в двигателе модели 4178 — в головку блока). Вместо двух шариковых подшипников в насосе системы охлаждения установлен один ролико-шариковый, заполняемый смазкой при сборке и не требующий добавления ее в процессе эксплуатации. Датчик контроля температуры охлаждающей жидкости ввернут в корпус термостата (на двигателе модели 4178 — в полость насоса системы охлаждения). Термостат двухклапанный, с параллельной схемой включения в систему охлаждения. Эксплуатация двигателя без термостата не допускается. Следует иметь в вицу, что насос с ролико-шариковым подшипником может быть установлен и на двигатель модели 4178.
Жалюзи проверяйте на полноту открывания при вдвинутой до отказа рукоятке привода. Если створки жалюзи при этом открываются не полностью, то отрегулируйте их следующим образом:
1. Ослабьте винт крепления тяги привода в шарнирной муфте рычага, расположенного на жалюзи.
2. Откройте полностью створки жалюзи, повернув рычаг привода против часовой стрелки.
3. Вдвиньте до отказа рукоятку привода жалюзи.
4. Закрепите в этом положении тягу привода в шарнирной муфте рычага.
5. Несколько раз подряд закройте и откройте жалюзи, после чего проверьте полное открывание створок жалюзи при вдвинутой до отказа рукоятке и полное закрытие их при вытянутой на себя рукоятке. Если при этом рукоятка привода передвигается с большим усилием, смажьте оси створок жалюзи и тягу. Оси створок смажьте моторным маслом, а тягу, предварительно вынув ее из оболочки, — смазкой Литол-24. Тягу можно смазывать легкопроникающей смазкой, состоящей из 60% концентрата коллоидального графита в минеральном масле и 40% уайт-спирита. Смазку наносите на оболочку тяги.
На двигатели моделей 4218 и 4178 может устанавливаться вязкостная муфта привода вентилятора (рис. 22), позволяющая снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, а также способствующая прогреву холодного двигателя и поддержанию теплового режима двигателя в оптимальных пределах.
1-крышка; 2-корпус; 3-вал; 4-диск ведущий, 5-шпилька крепления вентилятора; 6-подшипник; 7-компаунд; 8-жидкость полиметилсилоксановая; 9-перепускное отверстие; 10-клапан; 11 -биметаллическая пружина
Наружную поверхность муфты следует содержать в чистоте для обеспечения отвода тепла, выделяющегося в процессе работы муфты, и нормальной работы биметаллической пружины клапана. Включение и выключение муфты происходит автоматически.
Если муфта перестает работать, отсоедините муфту от ступицы (соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу), снимите вентилятор, выверните из корпуса муфты две шпильки крепления вентилятора, слейте рабочую жидкость через отверстия шпилек и тщательно промойте внутреннюю полость муфты бензином. Дайте бензину полностью стечь, затем залейте в муфту через одно из отверстий 40 г полиметилсилоксановой жидкости ПМС-10000 ТУ 6-02-737-78. Второе отверстие должно быть открытым для выхода воздуха. После этого заверните шпильки в корпус, закрепите вентилятор и установите муфту на ступицу шкива насоса системы охлаждения
Жидкость из системы охлаждения двигателя сливайте через два краника Один из них расположен на нижнем бачке радиатора, другой — на блоке цилиндров. При сливе снимайте пробку радиатора.
Система охлаждения двигателей УАЗ: https://uaz.service-manual.company/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya/
Двигатель
- Техническое обслуживание двигателя
- Газораспределительный механизм
- Система смазки
- Система охлаждения
- Система питания
- Подвеска двигателя
- Проверка техсостояния двигателя
- Возможные неисправности и методы устранения
- Снятие и установка двигателя
- Разборка и сборка двигателя
- Ремонт двигателя
Система охлаждения УАЗ-31512, 31514, 31519 c двигателями УМЗ-417, 421, ЗМЗ-410.
Система охлаждения автомобилей УАЗ-31512, 31514, 31519 c двигателями УМЗ-4178, 42188, ЗМЗ-4104 закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости.
Система состоит из рубашки охлаждения цилиндров, центробежного водяного насоса, термостата, радиатора, вентилятора, расширительного бачка и соединительных шлангов. В системе охлаждения предусмотрены датчики температуры и перегрева охлаждающей жидкости.
Система охлаждения УАЗ-31512, 31514, 31519, циркуляция охлаждающей жидкости.
Охлаждающая жидкость подается центробежным водяным насосом в блок цилиндров, проходит по каналам в рубашку головки блока цилиндров и через термостат направляется по большому или малому кругу циркуляции, в зависимости от положения клапанов термостата.
Если жидкость циркулирует по большому кругу, то она после термостата проходит через радиатор двигателя, охлаждается в нем и через нижний шланг радиатора снова поступает к насосу. Малый круг циркуляции исключает радиатор, что способствует быстрому прогреву двигателя после пуска.
Центробежный насос системы охлаждения.
Установлен на шпильках в передней части блока. Насос приводится в действие клиноременной передачей от шкива на коленчатом валу. Вал вращается в закрытом шарико-роликовом подшипнике не требующем обслуживания. Герметичность насоса обеспечивается торцовым самоподжимным уплотнением, сальником.
Термостат системы охлаждения.
Размещен в отдельном корпусе на головке блока цилиндров. Чувствительный элемент термостата с твердым наполнителем. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости он открывает нижний или верхний клапан, направляя жидкость по большому или малому кругу циркуляции.
Эксплуатация автомобиля со снятым термостатом недопустима, так как при этом жидкость циркулирует в основном по малому кругу, минуя радиатор, что приводит к перегреву двигателя.
Проверка термостата системы охлаждения.
Для проверки термостата непосредственно на автомобиле, надо запустить двигатель и контролировать рукой температуру крышки корпуса термостата.
Пока основной клапан термостата закрыт, крышка должна быть холоднее корпуса термостата. По мере прогрева охлаждающей жидкости, основной клапан будет открываться и крышка корпуса термостата быстро нагреется.
При этом начнется циркуляция охлаждающей жидкости по большому кругу через радиатор, о чем свидетельствует прогрев его верхнего бачка. Если это не так, то термостат неисправен и необходима его замена.
Радиатор системы охлаждения.
Латунный, трубчатопластинчатый, состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных плоскими трубками. Пробка радиатора соединяет систему охлаждения через впускной и выпускной клапаны с расширительным бачком. Это необходимо для компенсации изменения объема жидкости при ее нагревании и охлаждении.
Вентилятор с четырехлопастной крыльчаткой.
Установлен на ступице насоса охлаждающей жидкости непосредственно или через вискомуфту, которая устанавливается только на часть автомобилей, в зависимости от их комплектации. Вращение крыльчатке вентилятора передается через специальную вязкую силиконовую жидкость, залитую в корпус муфты.
Управление вискомуфтой осуществляется спиральным терморегулятором, установленным спереди на ее корпусе. По мере увеличения температуры воздуха за радиатором проскальзывание муфты на ступице уменьшается, и крыльчатка вентилятора начинает вращаться быстрее. На холодном двигателе и при высокой скорости движения вентилятор вращается медленнее, что сокращает время прогрева до рабочей температуры, уменьшает расход топлива и снижает шум.
Расширительный бачок системы охлаждения.
Изготовлен из полиэтилена, установлен в моторном отсеке справа в передней части. В его пробке размещена резиновая мембрана с прорезью, играющая роль впускного и выпускного клапанов для сообщения системы охлаждения с атмосферой. На стенке бачка имеется метка минимального уровня жидкости.
Датчики системы охлаждения.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен на корпусе термостата, а датчик перегрева жидкости в верхнем бачке радиатора. Информация от датчиков выводится на панель приборов, где размещен стрелочный указатель температуры и сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости. Сигнальная лампа загорается при достижении охлаждающей жидкостью температуры плюс 91–98 градусов Цельсия.