- Двигатель Москвич 412: характеристики, преимущества, отзывы
- История создания, и на какие машины ставился силовой агрегат УАЗАМ 412
- Технические характеристики двигателя УАЗАМ 412
- Конструкция двигателя УАЗАМ 412
- Система охлаждения
- Смазочная система и система вентиляции картера
- Система питания
- Стартер
- Система зажигания
- Особенности двигателя УАЗАМ 412
- Частые неисправности
- Тюнинг
- Расход топлива
- Цена двигателя 412
- Отзывы на двигатель УАЗАМ 412
- Видео по теме
Двигатель Москвич 412: характеристики, преимущества, отзывы
Моторы ВАЗ
Силовой агрегат для Москвича 412 создан Московским заводом малолитражных автомобилей – МЗМА, более позднее название – АЗЛК. Двигатель получился удачным, для удовлетворения спроса на него к производству был подключен Уфимский авиационный завод (УАЗ), где организовали цех автомобильных моторов (АМ), то есть, УАЗАМ или УЗАМ. Москвичёвские движки по сей день находятся в эксплуатации, информация об их характеристиках, преимуществах и отзывы владельцев будут интересны многим автолюбителям.
История создания, и на какие машины ставился силовой агрегат УАЗАМ 412
Прототипом популярного двигателя послужил новый мотор с модернизированного в 1966 г. Москвича 408. Это первый автомобиль с установленным на нём 412-м движком. Серийное производство новинки на УЗАМ было организовано в 1967 году, продолжалось вплоть до 2001.
Уфимские бензомоторы ставили на авто, выпускаемые заводом МЗМА и его дублёром – Удмуртским автозаводом в Ижевске. Машины ижевского завода – ИЖ 2125, 2126 Ода, 2725, перечень моделей авто московского производства представлен в таблице.
Двигатель для Москвича | Период выпуска | Тип кузова |
427 | 1967-1976 | универсал |
2137 | 1976-1985 | универсал |
2140, 2140SL – Супер Люкс | 1976-1988 | седан |
412 | 1967-1969, 1970-1981 | седан |
2734 | 1976-1986 | фургон |
434, 434ИЭ | 1968-1975 | фургон |
2141, версия Святогор | 1986-2001 | хэтчбэк |
Бензомоторы москвичёвских, ижевских машин устанавливались также на катерах класса Амур, Восток. Ставили их и на автопогрузчики.
Технические характеристики двигателя УАЗАМ 412
Четырёхтактный мотор работает на бензине АИ-76, 80, 93. Это карбюраторный, 4-х цилиндровый, 8-клапанный с рядным расположением цилиндров двигатель. Привод газораспределительного механизма (ГРМ) – цепной. Цифровые параметры бензомотора сведены в таблицу.
Показатели двигателя Москвича 412 | Значения |
Рабочий объём | 1500 см³ |
Мощность при оборотах 5800 | 73-75 л. с. |
Предельный момент, Нм на оборотах 3800 и 3200 об/мин соответственно | 114 и 106 |
Степень сжатия | 8,8 |
Ход поршня/диаметр цилиндра | 70/82 мм |
Масса движка | 115 кг |
Ресурс до капремонта: заявленный заводом/фактический | 125-150/200 тыс. км |
Блок цилиндров и головка отлиты из алюминиевого сплава. Коленчатый вал – кованый из стали, с 5-ю коренными и 4-мя шатунными шейками. Распределительный вал ГРМ приводится во вращение двухрядной цепью от звёздочки на коленвале.
Двигатель неоднократно модифицировался, существуют версии с объёмом ≥1.5 л – вплоть до 2000 см³ и возрастанием мощности до 100 л. с.
Конструкция двигателя УАЗАМ 412
Внутренняя механика движка представлена также поршневой, клапанной группами деталей: поршни из алюминиевого сплава, шатуны – стальные кованые. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали, делятся на впускные для топливовоздушной смеси и выпускные для продуктов сгорания, устанавливаются в головке блока цилиндров (ГБЦ).
Работу двигателя обеспечивают системы: охлаждающая, смазывающая и проветривающая картер, система питания, зажигания, а также электромеханическое пусковое устройство силового агрегата – стартер.
Система охлаждения
Теплоотведение от ДВС осуществляется с помощью закрытой гидросистемы, состоящей из водяной рубашки в блоке цилиндров, помпы, термостата, теплообменного и отопительного радиаторов. Уровень и напор жидкости в системе поддерживаются расширительным бачком с двухклапанной крышкой для сброса давления ≥0,5 кг/см², устранения разряжения
Характеристики теплообмена двигателя 412 модели:
- Теплоносителем является незамерзающая зимой охлаждающая жидкость (ОЖ) ТОСОЛ А-40.
- С 1977 г. гидросхема исполняется двухконтурной: циркуляция по малому кругу (без захода в радиатор) до достижения потоком температуры 80ºС, а при большем нагреве термостат направляет жидкость по полному контуру.
- Отвод тепла от радиаторного теплообменника осуществляется путем обдува встречного воздуха и принудительно вентилятором с ремённым приводом от шкива на коленвале.
Смазочная система и система вентиляции картера
Гидросистема смазки УЗАМ 412 смешанная: разбрызгиванием и под напором, шестеренчатый маслонасос создает давление для подачи масла по каналам в коленчатом вале, блоке цилиндров к точкам смазки. В гидросхеме присутствует редукционный или понижающий клапан, предотвращающий повышение давления в смазочной системе свыше 4-5 кг/см². Забор масла из поддона картера производится насосом через маслоприёмник с фильтрующей сеткой для закачки в масляную гидросистему с такими характеристиками:
- вместимость – 3,5 л;
- вязкость масла – от 5W-30 до 15W40;
- периодичность замены смазки – 20 тыс. км.
Система вентиляции предполагает замкнутый цикл потока газов: из картера через сапун в маслоотделитель, под крышку клапанов, откуда по шлангу воздух всасывается в фильтр, далее – в карбюратор и камеру сгорания. Картерное пространство находится под разряжением.
Упрощение схемы приведёт к засорению масла дорожной пылью, быстрому износу движка.
Система питания
В состав топливоснабжающей техносистемы автомобиля Москвич или ИЖ входят расположенный под багажником топливный бак, топливопроводы, топливный фильтр и насос, карбюратор, воздухофильтр. Бензин перекачивается бензонасосом к карбюраторному устройству, где формируется топливовоздушная смесь для подачи за счёт созданного поршнями разряжения в камеры сгорания.
Подробнее об элементах схемы:
- Бак оснащён измерителем уровня топлива, заборной трубкой с сетчатым фильтрующим наконечником.
- Соединения топливных трубопроводов – на шлангах.
- Фильтр-отстойник исключает попадание в топливосистему случайных механических примесей, воды. Воздухофильтр очищает воздух.
- Карбюратор – марки К-126Н или ДААЗ.
К системе питания относят также трубопроводы выхлопа газов и глушитель.
Стартер
Пусковое устройство автомобиля представляет собой 4-х полюсный (две пары катушек крестообразно) электродвигатель со сцепной муфтой для подключения к зубчатому венцу маховика. Уфимские моторы 412 комплектовались разными стартерами на напряжение 12 В. Характеристики наиболее известных моделей представлены в таблице.
Показатели | СТ117-А | СТ221 | СТ421 |
Мощность, кВт/л. с. | 1,3/1,8 | 1,3/1,8 | 1,5/2,0 |
Потребляемый ток холостого хода, А | |||
Токовая нагрузка заторможенного якоря, А | 500 | 550 | 600 |
Сила прижима щёток к коллектору, Н | 10-14 | 9-11 | 10-14 |
Специально для двигателя Москвич УЗАМ в Болгарии был разработан редукционный (со встроенным редуктором) стартер ELD-ST-2141. Номинальная мощность – 1,7 кВт.
Система зажигания
Для искрообразования в моторе применена батарейная схема с напряжением в первичной цепи 12 В. Характеристики аккумуляторной батареи 6СТ-55: ёмкость при 20-часовом разряде – 55 А*ч, разрядный ток – 2,75 А.
Двигатели УЗАМ оснащаются контактной или бесконтактной системами зажигания. В первую группу входят: распределитель, катушка Б115-В, свечи, включатель-замок, провода низковольтные и высокого напряжения. Бесконтактная система дополнительно комплектуется электронным коммутатором и датчиком Холла, катушкой Б116 (новое обозначение 27.3705).
Преимущества бесконтактной системы зажигания:
- отсутствие контактов повышает надёжность;
- повышенная энергия разряда;
- облегчённый запуск зимой.
Между свечными электродами должно быть постоянно 12 тыс. вольт. Бесперебойное искрообразование гарантируется при зазоре на свечах 0,6-0,75 мм.
Особенности двигателя УАЗАМ 412
Главная особенность видна визуально: мотор установлен под капотом не вертикально, а с наклоном блока цилиндров вправо от оси движения автомобиля, что позволило сместить центр тяжести авто ближе к полотну дороги. На подушках движок закреплён с уклоном 5,5º в сторону салона, а цилиндры вместе с блоком отклонены от вертикали на 20º.
Среди других особенностей:
- малый вес: корпус и головка мотора сделаны из алюминиевого сплава;
- сменные гильзы для поршневой группы – упрощают ремонт;
- оребрение внутри и снаружи масляного картера – улучшен теплообмен масла;
- полусферическая конфигурация камер сгорания обеспечивает высокий КПД ДВС.
Изначально силовой агрегат изготавливался для низкооктанового бензина АИ-76, но с модернизацией требования к качеству топлива были повышены до АИ-80, 93.
Частые неисправности
О возникающих неполадках в работе двигателя можно судить по внешним проявлениям или по результатам приборной диагностики. Опытные водители обращают внимание на звуки работающего мотора, его вибрации.
Симптомы нередко возникающих поломок и их причины:
- Увеличение расхода топлива. Сбой угла опережения зажигания, неправильная регулировка карбюратора.
- Вибрации на любых оборотах коленвала. Если сопровождается громким выхлопом мотора, значит прогорел выпускной коллектор. Износ опорных подушек сопровождается постукиваниями.
- Протечки моторного масла. Часто бывают через прокладку ГБЦ.
- Двигатель не запускается. Смотреть нужно аккумулятор.
Поиск неисправности должен быть систематизированным. Например, в части системы зажигания последовательность диагностики такая: свечи зажигания, низковольтная цепь, прерыватель, конденсатор, распределитель электротока и провода высокого напряжения.
Тюнинг
Начать улучшение уфимского мотора можно с установки доработанного карбюратора: подобрать жиклёры, расширить второй дроссель до Ø27 мм. Установка современного навесного оборудования с перенастройкой карбюраторного устройства добавляют до 20 л. с. мощности, но увеличивается и расход топлива. Есть и иные способы тюнинга:
- ГБЦ для УЗАМ 412 сделать двухвальной: установить 2 распределительных вала по краям головки блока цилиндров вместо одного в середине. Впервые опробован способ в 1969 г. на гоночном Москвиче Г5, показал хорошие результаты.
- Поршневую группу заменить: перейти с диаметра поршня 82 на Ø85 мм. Рабочий объём увеличится до 1.8 л.
- Улучшить систему питания: установить небольшую турбину с заменой коленвала, шатунов деталями большей прочности. Мощность возрастёт до 100 л. с.
В конце 90-х годов выпущены многие модификации УЗАМ с индексами: 3317 объёмом 1.7 л, 3313 – 1.8, 3320 – 2.0, 248AVL (инжектор) – 2.0 л.
Самый простой и эффективный тюнинг двигателя – сменить штатный мотор на усовершенствованную заводом модель.
Расход топлива
Многочисленные модификации УЗАМ 412 в период 1967-1976 г.г. комплектовались карбюратором К126-Н, который поддерживал потребление бензина в условиях трасса/ город/среднее на уровне 8,5/16,5/10 л на 100 км. Превышение норматива расходных характеристик допускается в пределах 2-3%, большие значения указывают на неполадки двигателя.
Для разных модификаций нормы расхода могут отличаться:
- модель 1982 года 412ИЭ-028 с 73-сильным движком расходует по шоссе 8,8 литров АИ-93;
- Москвич 412 IE в смешанном режиме потребляет 11,3 л/100 км, за городом – 7,5-8;
- Moskvich 412ИПЭ в городском цикле сжигает до 16,5 литров, а по трассе – 8.
Цена двигателя 412
Новый уфимский мотор для Москвича сегодня найти не получится: их выпуск прекращён. Но предложений по движкам с пробегом довольно много, стоимость варьирует в широких пределах. Предложения о продаже двигателей УЗАМ 412, размещённые в интернете по состоянию на лето 2022 года:
- силовой агрегат на запчасти – цена минимальная: 2 тыс. руб.;
- 75-сильный комплектный движок 1.5-литровый после капремонта с установкой новой поршневой группы и навесным оборудованием обойдётся в 8 тысяч;
- UZAM412DE 1982 года выпуска – 14 тыс. руб;
- более свежий (1989 г.) б/у мотор стоит 26 тыс. р.;
- наибольшая цена на версию, которая подходит для ИЖ 2126 и на Москвич – 35 т. р.
Средний ценник на хороший комплектный мотор в рабочем состоянии – 20-25 тысяч. По регионам стоимость может меняться.
Сегодня за 35 тысяч можно купить 75-сильный автомобиль Москвич 412 1992 года выпуска в хорошем состоянии и пробегом всего лишь 100 тыс. км.
Отзывы на двигатель УАЗАМ 412
Надёжность мотора на протяжении всех 35 лет его серийного выпуска подтверждается и спустя 20-летие после схода с конвейера УЗАМ последнего движка для Москвича и его ижевского дублёра. В конце прошлого века 412-й агрегат обладал передовыми для того времени характеристиками, был эталоном простоты ремонта. Бывшие и сегодняшние владельцы уфимских агрегатов отзываются о моторе преимущественно положительно:
- движок ремонтируется в условиях гаража;
- смена фильтров, масла не обременительна: расход моторной смазки в пределах нормы;
- лучший вариант для поездок на дачу пенсионерам.
Универсальность двигателя Москвич с индексом 412 подтверждена его установкой не только на автомобили легковые и грузопассажирские, но и на водные катера. Не списаны в утиль уфимские моторы и сегодня: спрос на движки не угаснет, пока Москвичи и ИЖи встречаются на дорогах страны.
Делитесь интересными фактами о двигателе Москвич 412 в комментариях!