- Ремонт коленчатого вала
- Коленчатый вал 24-1005011-20 для двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-410, устройство, размеры, чертеж, конструктивные особенности.
- Похожие статьи:
- Проверка и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, номинальные и предельные размеры коленчатого вала, контролируемые параметры при ремонте.
- Похожие статьи:
Ремонт коленчатого вала
Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек под очередной ремонтный размер.
Ремонтные размеры шатунных и коренных шеек определяются размерами комплектов шатунных и коренных вкладышей, поставляемых в запасные части, которые приведены в табл. 5.
Радиальные зазоры в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала должны быть 0,020 — 0,049 мм и 0,020 — 0,066 мм соответственно. Перешлифовку шеек производите с допуском 0,013 мм.
Если размеры шатунных и коренных шеек не совпадают между собой, их необходимо перешлифовать под один ремонтный размер.
Фаски и отверстия переднего и заднего концов коленчатого вала непригодны для установки в шлифовальном станке. Для этого сделайте съемные центры-стаканы. Передний центр напрессовывайте на шейку диаметром 38 мм, а задний центрируйте по наружному диаметру фланца (диаметр 122 мм) вала и крепите к нему болтами. При изготовлении переходных центров обеспечьте концентричность центрового и установочного отверстий. Не соблюдая это условие, нельзя обеспечить необходимой концентричности посадочных мест маховика и шестерни к осям коренных шеек.
При шлифовке шатунных шеек устанавливайте вал по дополнительным центрам, соосным осям шатунных шеек. Для этого можно использовать центры-стаканы, предусмотрев на них фланцы с двумя дополнительными центровыми отверстиями, отстоящими от среднего отверстия на 46+0,05 мм.
Для переднего конца лучше сделать новый центр-фланец, который устанавливается на шейку диаметром 40 мм (на шпонке) и дополнительно закрепляется болтом (храповиком), ввертываемым в резьбовое отверстие.
Перед шлифовкой шеек углубите фаски на кромках масляных каналов настолько, чтобы ширина их после снятия всего припуска на шлифование была 0,8 — 1,2 мм. Делайте это с помощью наждачного камня с углом при вершине 60 — 90 гр., приводимого во вращение электродрелью.
При шлифовке шатунных шеек не касайтесь шлифовальным кругом боковых поверхностей шеек, чтобы не нарушить осевой зазор шатунов. Радиус перехода к боковой поверхности выдерживайте 3,5 мм. Шлифовку производите с обильным охлаждением эмульсией.
В процессе перешлифовки выдерживайте:
- Расстояние между осями коренных и шатунных шеек 46±0,05 мм.
- Конусообразность, бочкообразность, седлообразность, овальность и огранка шеек не более 0,005 мм.
- Угловое расположение шатунных шеек ±0 гр. 10″.
- Непараллельность осей шатунных шеек с осью коренных шеек не более 0,012 мм на всей длине шатунной шейки.
- Биение (при установке вала крайними коренными шейками на призмы) сред них коренных шеек не более 0,02 мм, шейки под распределительную шестерню до 0,03 мм, а шеек пол ступицу шкива и задний сальник до 0,04 мм.
После шлифовки шеек промойте коленчатый вал, а масляные каналы очистите от абразива и смолистых отложений. Пробки грязеуловителей при этом выверните. После очистки грязеуловителей и каналов вновь заверните пробки на место и закерните каждую из них от самопроизвольного вывертывания.
Очищайте масляные каналы также при эксплуатационном ремонте двигателя, когда, коленчатый вал вынимаете из блока.
После ремонта коленчатый вал собирайте с тем же маховиком и сцеплением, которые стояли до ремонта. Устанавливайте сцепление на маховик по заводским меткам «0», нанесенным на обеих деталях одна против другой около одного из болтов крепления кожуха сцепления к маховику (рис. 64).
Рис. 64. Установка сцепления по меткам: 1 — метки
Перед установкой на двигатель коленчатый вал со сцеплением в сборе динамически отбалансируйте на специальном станке. Предварительно сцентрируйте ведомый диск сцепления при помощи вала коробки передач или специальной оправки.
Дисбаланс устраняйте высверливанием металла в ободе маховика на радиусе 158 мм сверлом диаметром 12 мм. Глубина сверления не должна превышать 12 мм. Допустимый дисбаланс — не более 70 г*см.
Коленчатый вал 24-1005011-20 для двигателей ЗМЗ-402 и ЗМЗ-410, устройство, размеры, чертеж, конструктивные особенности.
Коленчатый вал 24-1005011-20 предназначен для установки на четырехцилиндровые бензиновые двигатели ЗМЗ-402.10, 4021.10, 4025.10, 4026.10, ЗМЗ-4104.10 и их модификации. Вал отлит из высокопрочного чугуна ВЧ50, который имеет высокие механические свойства, прочность при растяжении и пластичность.
По механическим свойствам чугун ВЧ50 приближается к сталям, сохраняя при этом хорошие литейные свойства, способность легко обрабатываться и гасить вибрации, обеспечивать высокую износостойкость.
Коленчатый вал 24-1005011-20, основные характеристики.
— радиус кривошипа : 46+-0,05 мм
— радиус противовесов :
два крайних : 85 мм
два средних : 82 мм
— диаметр коренных шеек : 64-0,02 мм
— диаметр шатунных шеек : 58-0,02 мм
— диаметр фланца коленвала : 122-0,028 мм
— длина коленчатого вала : 622,5 мм
— ширина шатунных шеек : 36+0,1 мм
— ширина коренных шеек :
первой : 38+0,05 мм
второй, третьей и четвертой : 40+0,3 мм
пятой : 36+0,3 мм
Чертеж коленвала 24-1005011-20 для двигателей семейства ЗМЗ-402, ЗМЗ-410 и их модификаций.
Коленчатые валы 24-1005011-20 производства ОАО ЗМЗ имеют следующую маркировку :
— На фланце штамп ОТК химическим методом и товарный знак ЗМЗ ударным способом.
— На щеке слева конструкторский номер детали в литье.
— На противовесе номер 24 в литье и штамп ОТК.
— На хвостовике штампы ОТК.
Конструктивные и технологические особенности коленчатого вала 24-1005011-20.
Коленчатый вал 24-1005011-20 имеет полноопорную конструкцию, с четырьмя противовесами, что снижает действие центробежных сил и изгибающих моментов на подшипники. В шатунных шейках имеются литейные бочкообразные пустоты, это уменьшает действие центробежных сил от шатунных шеек и повышает запас прочности вала.
Сверление маслоканалов выполнено в зоне наименьших касательных напряжений, грязь из масла, подаваемого к шейкам для смазки, отводится в бочкообразные пустоты. Защитные фаски маслоканалов полируются, на них отсутствуют острые кромки работающие как концентраторы напряжений.
Коленчатый вал 24-1005011-20 подвергается статической и динамической балансировке отдельно и в сборе с маховиком и сцеплением. Допустимый дисбаланс не более 35 гсм. За счет этого уменьшается вибрация двигателя, износ подшипников, увеличивается ресурс.
Обработка рабочих поверхностей вала производится от обработанных с высокой точностью базовых поверхностей, что обеспечивает высокую точность расположения и формы шеек, геометрии, а также чистоту обработки трущихся поверхностей.
Для получения требуемой шероховатости коренных и шатунных шеек предусмотрена операция ленточного полирования, которая выполняется после операции шлифовки. Сопряжения щек выполнены с плавными переходами. Отверстия для крепления маховика во фланце несимметричны, что обеспечивается постоянное положение маховика.
Похожие статьи:
Проверка и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, номинальные и предельные размеры коленчатого вала, контролируемые параметры при ремонте.
При наличии трещин любого характера на поверхности коленчатого вала ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, он подлежит выбраковке. При проверке технического состояния коленчатого вала, необходимо сверятся с перечнем контролируемых параметров. Они приведены ниже.
Проверка и ремонт коленчатого вала ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO, номинальные и предельные размеры коленчатого вала, контролируемые параметры при ремонте.
Для удаления отложений из полостей шатунных шеек и масляных каналов коленчатого вала необходимо вывернуть четыре пробки из шатунных шеек. Потом промыть раствором каустической соды (NaOH), нагретым до плюс 80 градусов, и металлическим ершиком тщательно прочистить полости и каналы.
Удаление продуктов износа и нагара из полостей шатунных шеек коленчатого вала ЗМЗ ПРО.
Затем промыть полости керосином и высушить сжатым воздухом. После чего завернуть пробки на место моментом 37-51 Нм (3,8-5,2 кгсм). Предварительно нанеся на их резьбовую поверхность анаэробный герметик.
Номинальные и предельные размеры коленчатого вала ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ZMZ PRO на Уаз.
В процессе работы коренные и шатунные шейки коленчатого вала изнашиваются, теряют геометрическую форму. Это снижает работоспособность кривошипно-шатунного механизма, вызывает повышенный износ цилиндров и поршневых колец. При этом может произойти выталкивание поршневым пальцем стопорных колец из канавок в поршне и выход поршневого пальца из поршня.
Контролируемые параметры при ремонте коленчатого вала ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала двигателя в результате износа принимают форму конуса и овала. Если коренные и шатунные шейки изношены более максимально допустимых размеров, и если конусность и овальность шеек более 0,04 мм, то шейки вала необходимо шлифовать в один из ремонтных размеров.
Размеры сопрягаемых деталей и зазоры коленчатого вала ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10, ZMZ PRO.
Все одноименные шейки шлифуют в один ремонтный размер. Острые кромки фасок масляных каналов притупляют конусным абразивным инструментом. Затем шейки и фаски полируют. Радиусы галтелей коренных и шатунных шеек 2,25-2,5 мм.
При износе поверхности заднего фланца коленчатого вала двигателя или поверхности ступицы шкива-демпфера под рабочей кромкой сальника, необходимо сместить сальник для контакта его рабочей кромки с неизношенной поверхностью и предотвращения утечек масла. Для этого установить распорное кольцо необходимой толщины между сальником и сальникодержателем. Или крышкой цепи.
При повреждении резьбы в отверстиях до двух ниток ее восстанавливают прогонкой под размер рабочего чертежа. Если сорвано две и более ниток, то ремонт производят:
— Резьба в отверстиях под болты крепления маховика — установкой резьбовых спиральных вставок.
— Резьба в отверстии под стяжной болт — нарезанием ремонтной резьбы.
— Резьбы в отверстиях под пробки — нарезанием ремонтной резьбы.